16,3K подписчиков

Проскомидия. Записки о здравии и упокоении

3,1K прочитали
  • «Если грехи тех, за кого подаются записки, омываются путем погружения частиц, вынутых из просфор, в чашу, то как дела обстоят в больших храмах, особенно в дни великих праздников? Ведь просто физически невозможно вынуть частицы даже за каждую записку, не то, что за каждое имя. Понимаю, мое дело подать на проскомидию, а там Бог управит, но тревожно за тех, кого люблю и кому хочу помочь. В исключительных случаях ловлю батюшку и сую записку ему в руку. С подарочком, конечно. Зря ли я беспокоюсь? Но формулировка ʺи за всех здесь с нами упоминаемыхʺ как-то не утешает меня. Спаси Господи за ответ».

По поводу этого вспомнилась одна история. Один священник рассказывает: «Приехал на приход, иду по храму, совершаю каждение, и что-то люди меня за облачение все время дергают. Я ничего не понимаю. Поворачиваюсь ― на полу лежат записочки и деньги. Сначала ничего и не понял, что же это такое».

Оказывается, они его за облачение дергали, пытаясь ему туда записочку бросить с денежкой. У предыдущего батюшки там целый кармашек был пришит, а у него нет, и деньги с записками вываливались.

Я знаю, что Иоанн Кронштадтский, когда было огромное количество записок и не было никакой физической возможности не то что все прочитать, а хотя бы перелистать, в какой-то момент просто обнимал всю эту гору и говорил: «Господи, помяни всех зде принесших иже раде сия принесоши, Господи, помяни». Молился за них таким образом, потому что записок было, действительно, огромное количество. Это единственный случай, который я знаю, когда так поступали. В остальных ― за все эти горы записок всегда всё вынимается.

Сколько я ни ездил по монастырям, по храмам, сколько я ни видел, за все заказные, что подают, вынимаются частички. Взять, например, Дивеево. Там огромное количество имен, просто немереное количество записок, но во время всенощного бдения и вечерней службы один священник служит, а пятнадцать стоят и вынимают частички. Духовенства много. Они и своих привлекают, и приезжих, которые с паломническими группами приехали. При этом очень внимательно бдят, чтобы частички вынимались малюсенькие, потому что их там настолько много, что даже если «в пыль» вынимается, и то большая гора на дискосе лежит.

Когда записочки подают, в разных храмах это по-разному называют: где обедня, где проскомидия, где-то есть обедня с частичками и обедня без частичек.

Из просфор вынимается частичка за каждое имя, когда читается записка. Все это на дискосе лежит горочкой, а в конце службы священник эти частички ссыпает в чашу со словами: «Омый, Господи грехи поминавшихся здесь, кровью Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В этом вопросе прозвучало, что «грехи омываются». Это священник просит, а вовсе не значит, что прямо здесь грехи омоются, и всё. Может, Господь омоет, а может, и нет. Это уж на Его усмотрение.

Ваше беспокойство на этот счет понятно, но я его не разделяю. Да, конечно, за всех я Вам не скажу, но про себя могу сказать, что считаю это очень важной частью священнического служения ― молиться за людей. Когда я приехал на приход много лет назад, заказов вообще не было: ни записок, ни сорокоустов. И я молился вообще за всех. Если окрестил человека, я записывал себе, отпевал ― записывал. Если вдруг венчал (это редко бывало, но все-таки бывало), тоже записывал. Если кто-то обратится, я записывал и молился, молился, молился. А потом смотрю ― у меня записочек все больше, больше. Достаточно для того, чтобы всю вечернюю службу простоять перед жертвенником, и еще на проскомидии стоять. Так что всё вынимается.

Иногда бывает на большие праздники записочек столько, что на просфоре не остается живого места. Только печать сверху, а так она вся «в пыль». «И за всех зде ныне нами поминаемых» ― это произносится во время службы, на ектеньях, когда снова прочитать все записки нереально. Так что, молитесь. Подавайте.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Фото с сайта strastoterptsy.ru 
Фото с сайта strastoterptsy.ru