102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

4,9K full reads

Искренне верящим, что американцы высаживались на луну, а Сандра Баллок летала по космосу на огнетушителе, посвящается эта статья.

Сандра Баллок с огнетушителем в открытом космосе ("Гравитация", 2013)
Сандра Баллок с огнетушителем в открытом космосе ("Гравитация", 2013)

*

Когда-то много лет назад, увидев отрывок из "Звёздных войн" с зеленой Чебурашкой, я понял, что это фильм для детей, и не стал его смотреть. Да-да, есть такие люди, которые не видели "Звёздных войн"! А вот несколько дней назад я всё-таки посмотрел начало фильма "Империя наносит ответный удар". И вот о нескольких кадрах этого фильма хочу с вами поговорить.

После начала фильма, буквально в конце третьей минуты, в кадре появляется Люк на диковинном животном таунтауне, похожем на кенгуру.

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

Пробежав несколько метров, таунтаун останавливается на пригорке.

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

Люк докладывает обстановку и говорит, что видел падение метеорита. При этом таунтаун фырчит, у него изо рта идёт пар.

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

Как человек, знакомый с секретами кино, я сразу вижу, что общий план и средний снимались совершенно разными способами и в разные дни. На среднем плане - живой актёр с чучелом животного, а на общем плане вместо человека и животного - две куклы, отснятые методом покадровой мультипликации.

В интернете можно найти много фотографий и видеокадров со съёмочной площадки "Звёздных войн", поскольку никто не делал секрета из способа съёмки. Так, для средних планов была сделана только верхняя половина чучела таунтауна. Снизу этим чучелом управляли несколько человек: один тянул за поводья и поворачивал голову "животного", другой человек отвечал за пар изо рта.

Вот как выглядел на самом деле таунтаун.
Вот как выглядел на самом деле таунтаун.

Делать полностью чучело таунтауна не было никакого смысла: на общем плане оно само всё равно не могло передвигаться. Посмотрите 2-3 минуты этого видео (сначала это будут съёмки на натуре, а затем - посмотрите хотя бы минуту, как работа шла в павильоне) :

Для общих планов был использован метод покадровой съёмки, так называемая объёмная мультипликация. Для таких кадров была изготовлена уменьшенная копия актёра, куколка с подвижными руками на шарнирах, и копия экзотического животного.

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?
102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

Покадровые перемещения кукол контролировались с помощью рейсмуса. Рейсмус - это крайне важное приспособление для съёмки кукольной мультипликации. Дело в том, что в воздухе не видна траектория движения руки или ноги кукольного персонажа. И чтобы понять, на сколько нужно передвинуть ту или иную деталь от кадра к кадру, применяют рейсмус, который своим остриём указывает предыдущее положение перемещаемой детали. Вы его видите в руках мультипликатор-кукловода.

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?
Кукловод выставляет рейсмусы около куклы.
Кукловод выставляет рейсмусы около куклы.

Точнее понять назначение рейсмуса вам поможет увлекательное видео из передачи "Галилео". Его можно пропустить, но если захотите посмотреть, вот ссылка:

В случае кадров из "Звёздных войн", где Люк скачет на таунтауне, я сначала вижу, что два соседних кадра сняты разными способами, и только потом начинаю смотреть, чем они отличаются. Так, например, в кукольных кадрах ярче проявляется контровой свет, а на среднем плане, с живым актёром, свет более рассеянный.

Так и в случае с лунными кадрами. Когда я вижу фотографию некого астронавта, подпрыгивающего на фоне лунного модуля,

Фотография as16-113-18342 из фотоальбома "Аполлон-16"
Фотография as16-113-18342 из фотоальбома "Аполлон-16"

а следом прокручиваю видеокадры этого момента,

Телевизионный кадр
Телевизионный кадр

то я прекрасно вижу, что здесь применены два совершенно различных способа съёмки, и кадры на самом деле снимались в разные дни. И только потом начинаю выискивать на фото и видео несовпадающие моменты, которые именуются в народе "киноляпами".

Если говорить о фотографии, то она была сделана методом фронтпроекции. Гора на фоне - изображение со слайд-проектора. Стэнли Кубрик после целого года экспериментов пришёл к выводу, что проекция горы на световозвращающий экран из скотч-лайта даёт самые реалистичные результаты. И этот способ применялся для изготовления "лунных" фотографий, которые будут печататься в журналах.

Схема фронтпроекции
Схема фронтпроекции

Сначала Кубрик (во время съёмок фильма "2001. Космическая одиссея") пробовал использовать слайды размером примерно 9х12 см. Но при увеличении на 30-метровом экране была видна зернистость, и приём читался. Тогда Стэнли Кубрик решил перейти на бóльший размер слайдов, примерно 20х25 см, и под такие большие слайды пришлось конструировать специальный слайд-проектор. Об этом мы подробно писали в статье:

Именно эта схема фронтпроекции, разработанная Кубриком, и применялась при создании "лунных" фотографий. Поскольку вы видите схему фронтпроекции, то понимаете, что нельзя сдвинуть проектор относительно экрана - при удалении или при приближении слайд-проектора, будет меняться размер горы на фоне, а это недопустимо. До горы якобы несколько километров, и её размер не может измениться от того, что фотограф сделал несколько шагов вперёд или назад. Со слайд-проектором жёстко связано полупрозрачное зеркало и съёмочная камера. При таком способе съёмки нельзя сделать панораму в сторону. Поэтому все кадры в фотоальбоме "Аполлон-16" (кассета 113), снятые на этом месте, совершенно одинаковы. Там пять одинаковых кадров. Камера лишь чуть-чуть панорамирует влево или вправо. Поэтому в серии снимков мы не видим промежуточных кадров, снятых с разного расстояния.

Кадры из фотоальбома "Аполлон-16"
Кадры из фотоальбома "Аполлон-16"

Все кадры астронавта на фоне лунного модуля и флага просто одинаковы. Обратите внимание на те изображения, что предшествуют фотосессии из 5 снимков -  это кадры, снятые уже в другом месте и в другое время - мы видим часть обшивки лунного модуля. После фотосессии из 5 кадров следует кадр спинки ровера. А все фотографии с лунным модулем на фоне лунной горы стоят изолированно от всего материала. И вместо живого астронавта там находится манекен.

А вот видеокадры с круговой панорамой сняты совершенно другим способом. В глубине находится рисованный фон. Телекамера на ровере как бы случайно оказалась в том месте, что главное достоинство фотографий - лунная гора, как бы нечаянно оказалась перекрыта лунным модулем и ровером. Зато на фоне хорошо видна линия, отделяющая рисованный задник от насыпного грунта. До этого задника примерно метров 15.

Когда же панорама выходит на противоположную сторону, то мы также видим границу раздела "насыпной грунт-задник", только до неё теперь немного дальше, метров так 30-40.

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

Голливудские художники - великолепные мастера рисовать задники. Нарисуют так, что не отличишь от фотографии.

Задник для фильма "Нулевой предел", 1936 г.
Задник для фильма "Нулевой предел", 1936 г.
Задник для "Звёздных войн" ("Империя наносит ответный удар")
Задник для "Звёздных войн" ("Империя наносит ответный удар")

«Нянек» (на самом деле костюмированных каскадеров) уносит «ветром» во время съемок фильма «Мэри Поппинс» (1964). Хорошо виден рисованный фон.
«Нянек» (на самом деле костюмированных каскадеров) уносит «ветром» во время съемок фильма «Мэри Поппинс» (1964). Хорошо виден рисованный фон.

Другими словами говоря, для съёмки видеосюжета к сериалу "Аполлон-16" в павильоне была нарисована изогнутая по кругу панорама "лунных" гор. Да честно говоря, никаких гор там как таковых нарисовано не было. Так, серые невзрачные бугорки в виде широкой полоски, создающие иллюзию далёкого горизонта. Это была окружность радиусом примерно 30-35 метров.

О том, как это всё выглядело, вы можете составить представление, посмотрев рабочие моменты фильма "Звездные войны. Пробуждение силы". Для эпизода "Сражение в лесу" в павильоне была выстроена декорация леса.

Павильон до начала съёмок
Павильон до начала съёмок

Реальные подвешенные стволы деревьев и рисованный по кругу фон
Реальные подвешенные стволы деревьев и рисованный по кругу фон

Задние стены - нарисованный лесной фон на 360 градусов.

Рисованный лесной фон
Рисованный лесной фон

Деревья на фоне - нарисованные
Деревья на фоне - нарисованные

Художники за работой
Художники за работой

Вначале статьи мы говорили о двух кадрах с Люком и таунтауном. Один кадр был снят с живым актёром, а другой - с заменяющим его куклой. Актёра заменили на куклу, потому что иначе никак невозможно снять общий план с пробегающим животным. Фильм "Империя наносит ответный удар" вышел в 1980 году, когда об использовании компьютерной графики в кино ещё не было и речи.

Так и в сериале "Аполлон-16", общий план (фотография) и дальний план (видео) сняты совершенно разными способами. Фронтпроекция даёт высокое качество изображения, высокую реалистичность, но при фронтпроекции практически невозможно двигать съёмочную камеру. Она жёстко "привязана" к фону и слайд-проектору. Чтобы получить немного другую крупность, приходится передвигать всю платформу с актёром и лунным модулем ближе или дальше к камере (платформа с насыпным грунтом на рисунке выглядит темнее).

102. Зачем понадобились манекены астронавтов, если рядом стояли живые актёры?

Об этих передвижениях мы подробно писали в статье:

А поскольку подготовка кадра с фронтпроекцией занимает много времени, то ни один артист не устоит несколько часов неподвижно в кадре, наделает лишних следов. К тому же из-за опасности перегрева и растрескивания слайда из-за высокой яркости и температуры горящей угольной дуги (в качестве источника света), слад-проектор мог включаться не более чем на 5-6 минут. В связи с этим и было принято решение использовать манекены. Лиц за шлемом не видно, кто там стоит на самом деле - совершенно не понятно.

Можно ли было обойтись одними актёрами?- задастся вопросом читатель.

Вот если бы можно было построить павильон шириной в километр и высотой потолка в 500 метров (высотой с Останкинскую башню) и включить осветительный прибор с мощностью, сопоставимой с излучением солнца, вот тогда бы мы увидели совсем другие "лунные" съёмки. Но такой гигантский павильон построить невозможно. Даже чтобы хоть как-то высветить площадку размером с футбольное поле, приходится зажигать несколько сотен осветительных приборов. Вот и приходится деятелям НАСА как-то "выкручиваться": снимать действие кусочками, дальний фон дорисовывать, горы проецировать со слайд-проектора на вертикальный экран и использовать куколки и макеты для получения дальних планов.

*

Эта статья - продолжение предыдущей статьи: 101. Согласно НАСА, у флага фотографировались два астронавта. На самом деле их было четверо.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!