104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

2,8k full reads

Продолжение статьи 103. Чем полёт на Луну 1969 года отличался от полёта 1949 года? Старт ракеты.

*

Конечно, в любом фильме про космические полёты обязательно будут кадры, показывающие невесомость. Как только ракета выходит на орбиту и двигатели прекращают свою работу, наступает момент, когда все предметы теряют свой вес.

Достоверность такого показа зависит, прежде всего, от кинооператора. Давайте пройдёмся по фильму "Место назначения - Луна" и посмотрим на степень изобретательности работников съёмочной группы.

Вот ракета вышла на орбиту, и один из путешественников по имени Джо, почувствовав, что он падает, отцепился от ремней безопасности. Товарищи успокаивают его, говоря, что это эффект невесомости.

И действительно, актёр, встав с лежанки, ведет себя так, как будто испытывает невесомость.

Этот кадр был снят в повернутой набок декорации, а актёр на самом деле поднимался не в бок под углом, а просто за тросики его тянули вверх.

Наклонная декорация
Наклонная декорация

Актёра поднимают на тросиках
Актёра поднимают на тросиках

Другие актёры не падали со своих мест, потому что они были прикреплены ремнями безопасности.

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Далее один из членов экипажа надевает ботинки с магнитными подошвами и начинает двигаться по боковой стенке корабля.

Кадр из фильма "Место назначения - Луна"
Кадр из фильма "Место назначения - Луна"
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно, современному искушённому зрителю понятно, что актёр ходит по обычной горизонтальной поверхности, просто декорацию вместе с камерой повернули на 90 градусов. Стоит кадр повернуть в другую сторону, как разгадка "невесомости" становится понятной всем.

Разгадка съёмки невесомости - кадр повернули на 90 градусов.
Разгадка съёмки невесомости - кадр повернули на 90 градусов.

О таких поворотных декорациях для имитации невесомости мы уже писали несколько раз, например, когда рассказывали, как в павильоне был снят выход в открытый космос Эдварда Уайта. (Статья 34. Поворотная декорация для невесомости, или разгадка «Джемини-4». Часть 4.)

Такую поворотную декорацию можно увидеть в "Танце на потолке", который исполняет Фред Астер в музыкальной комедии "Королевская свадьба" (1951 г.). Камера жёстко крепилась к одной стороне декорации, и декорация делала полный оборот во время танца. А Фред Астер, танцевавший вначале на полу, постепенно переходит в танце на стенку, а потом и на потолок.

Вот как это выглядит на видео:

Вы, наверное, уже догадались, что если я так подробно останавливаюсь на данной схеме съёмок, а статья рассказывает о создании эффекта невесомости, то сейчас я наверняка покажу, что способ получения "невесомости", который мы видели в 1949-1951 гг., в точности повторяется в миссиях "Аполлон".

Давайте посмотрим, как растяпы-кинематографисты сняли выход в открытый космос в миссии "Аполлон-16". Сам выход длится семь с половиной минут, но чтобы вас не утомлять столь длинным видео, остановимся вначале на нескольких моментах в виде стоп-кадров.

Вот два актёра, играющих астронавта в миссии "Аполлон-16", изображают, что они что-то делают в невесомости - они висят над каким-то цилиндром, слегка передвигаются и совершают некие бессмысленные движения.

Кадр из миссии "Аполлон-16"
Кадр из миссии "Аполлон-16"

Конечно, это никакой не космос, а обычный павильон. И снято всё очень топорно. То, что там делают актёры, не имеет никакого смысла - все движения актёров направлены на то, чтобы изобразить невесомость.

Подвесить актёра в горизонтальном положении для съёмок весьма непросто. Нужно крепить на подвесах не только туловище, но и ноги, чтобы они не свисали неестественным образом. Из фотографий рабочих моментов фильма "Место назначения - Луна" мы знаем, что актёр в таких случаях крепился на шести рояльных струнах.

Фотография рабочего момента съёмок фильма "Место назначения - Луна".
Фотография рабочего момента съёмок фильма "Место назначения - Луна".
104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

При такой подвеске у актёра теряется подвижность, он может двигать только руками. Иногда для фильма большего и не нужно.

Рабочий момент съёмок фильма "Место назначения - Луна".
Рабочий момент съёмок фильма "Место назначения - Луна".

А в "Аполлоне-16" актёр висел на двух тросах, и этого было достаточно. Просто кадр был повёрнут на 90 градусов, а актёр свисал вертикально вниз. При этом второй актёр просто лежал на животе сверху на цилиндре. Вот как это выглядело в реальности:

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Первый актёр, держась руками за поручни, мог руками приближать или слегка удалять своё тело от цилиндра.

Однако в начале этого ролика актёр висит как бы ногами вверх.

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Но если вы повернёте кадр на 180 градусов, то поймёте, что актер по-прежнему висит вниз ногами.

Перевёрнутый кадр
Перевёрнутый кадр

Декорация с цилиндром и прикреплённой камерой медленно поворачивается по кругу. Чтобы при повороте не менялся свет, источник свет крепится на смой декорации. Время от времени по кадру пролетают какие-то ошмётки, напоминающие куски штукатурки. Они, конечно, падают вертикально вниз, но из-за поворота кинокамеры выглядят летящими по диагонали вправо.

Направление полета ошмётков.
Направление полета ошмётков.

Поскольку все предметы на Земле падают вертикально вниз, то следовательно, реальное расположение актёров в павильоне было таким:

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Через 5 минут главный актёр опять оказывается ногами в кадре вверх. Мимо его тела пролетает очередной кусок штукатурки.

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Нетрудно догадаться, как в этот момент повёрнута декорация:

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Для создания ощущения плавности в "невесомости", все движения в ролике НАСА специально замедлены по скорости примерно в 2 раза.

Чтобы вам было понятно, как вращалась декорация, я параллельно с видеороликом НАСА разместил "реальный" вариант съёмки. В самом начале отрезал кусок, где ничего не происходит. И ускорил всё действие в 2 раза. Ролик сейчас имеет длительность 3 мин 21 сек. Рекомендую посмотреть первую минуту, там, через 40-50 секунд после начала много "штукатурки" сыпется, и обязательно посмотрите кусочек, начинающийся с 2 мин 14 сек. Тогда вы поймёте, почему "астронавт" в ролике НАСА так внезапно взмыл вверх ногами (см. кадр слева).

2 мин 19 сек
2 мин 19 сек

Там вы увидите также, как актёр, отцепившись ногами от поручней, с размаху ударяется о пустой цилиндр. От удара всё затряслось, вся декорация заколыхалась, поскольку макет, имитирующий "Аполлон", был внутри полый.

Кроме того, вам станут понятны нюансы поведения "астронавта", например, почему на 2:32 его ботинки находятся на расстоянии в полметра от стенки цилиндра,

Ноги "астронавта" удалены от стенки "командного модуля"
Ноги "астронавта" удалены от стенки "командного модуля"

а буквально через несколько секунд астронавт носком ботинка уже касается поверхности. Дело в том, что декорация, изображающая командный модуль, повернулась примерно на 14 градусов против часовой стрелки, и стенка цилиндра приблизилась к ногам. Это не "астронавт" приблизился к стенке "командного модуля", он, актёр, как висел вертикально, так и продолжает висеть. Это при повороте декорации сам цилиндр к нему приблизился.

При повроте декорации нога упёрлась в стенку цилиндра.
При повроте декорации нога упёрлась в стенку цилиндра.

А потом декорация начинает поворачиваться в другую сторону, по часовой стрелке. Цилиндр отходит в сторону, расстояние между ногами висящего актёра и корпусом цилиндра увеличивается (см. кадр справа), отчего кажется, что "астронавт" в ролике НАСА почему-то задрал ноги вверх.

104. Как создавали эффект невесомости при полете на Луну в 1969 и в 1949 году.

Как видим, ничего нового для создания эффекта невесомости по сравнению с 1949-50 гг. в миссиях "Аполлон" придумано не было. Были использованы в павильонах НАСА всё те же голливудские технологии 30-50-х годов ХХ века. Сейчас они, кадры с так называемой невесомостью, выглядят в роликах НАСА смешными, наивными, но лет 50 назад, наверное, казались впечатляющими.

*

Следующая статья: 105. Как вблизи выглядели лунные горные пейзажи?

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!