12. В качестве доказательств пребывания людей на Луне NASA предоставило кукольные мультфильмы.

16 April 2020

Сегодня я раскрою самый главный космический секрет США - как снимались кадры "на Луне". Речь пойдёт не об одном каком-то фотокадре или о каком-то конкретном видео. Речь пойдёт о том, как были получены сотни фотографий и десятки "лунных" видеосюжетов. Если вы готовы услышать правду о миссиях "Аполлон", то вот она: съёмка кадров на "Луне" для миссий "Аполлон" по технологии изготовления ничем не отличалась от способов съёмок любых других американских фильмов на космическую тематику. Использовались абсолютно одни и те же приёмы: средние и общие планы снимались с актёрами, а для дальних планов, когда нужно показать лунный пейзаж, применялись макеты и куклы, которые чаще всего двигались за счёт того, что их снимали методом покадровой мультипликации.

Возьмём для сравнения фильм "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г. Фильм в 1951 году получил "Оскар" за спецэффекты, и одну номинацию на "Оскар" за лучшую работу художника-постановщика. Любому зрителю сейчас совершенно очевидно, что все сцены, происходящие в этом фильме на Луне, отсняты в павильоне. Звездным небом стали несколько сотен квадратных метров чёрного бархата, натянутого на заднике, и автомобильные лампочки в качестве «звёзд». На средних и общих планах мы видим актёров-астронавтов.

Средний план
Средний план
Общий план из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.
Общий план из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.

Когда необходимо показать, как астронавты спускаются вдоль всей ракеты из люка наверху, то в этот момент вместо полноразмерной ракеты показывают макет, уменьшенную копию. Актёров заменяют куколками, которые движутся за счёт покадровой мультипликации.

Дальний план - макет ракеты, на середине прикреплены две маленькие куколки.
Дальний план - макет ракеты, на середине прикреплены две маленькие куколки.

Съёмка полноразмерной 40-метровой ракеты, а это высота 12-этажного дома, потребовала бы просто немыслимого по размеру павильона, который невозможно было бы осветить каким-либо одним направленным источником света. Поэтому ракету заменяют макетом, высотой чуть больше роста человека, а вместо астронавтов используют куколок на шарнирах.

Эти куколки сами по себе двигаться не могут, поэтому их перемещения снимают покадрово: сняли в одном положении, чуть-чуть передвинули, отсняли другой кадр. И т.д..

Для дальних планов используются маленькие куколки,
Для дальних планов используются маленькие куколки,

Съёмку кукол производят в относительно небольшом павильоне.

Точно такой же подход мы видим и в миссиях "Аполлон". Средние и общие планы снимаются с актёрами-астронавтами. А когда нужно показать лунные пейзажи и маленькие фигурки астронавтов вдали, то ощущение дальности достигается за счёт маленьких куколок-астронавтов.

Вот типичный кадр из миссии "Аполлон-14". Здесь астронавт - маленькая куколка, а справа в кадре находится макет лунного модуля.

Снимок AS14-68-9486.
Снимок AS14-68-9486.

Это - статичный фотокадр с куклой-астронавтом. Но есть в коллекции НАСА и целые сюжеты с кукольной мультипликацией. Кукольные мультфильмы, предоставленные NASA в качестве доказательств пребывания людей на Луне, как правило, сделаны небрежно, в спешке. Расчёт был сделан на то, что астронавт в скафандре – фигура малоподвижная, и мало кто догадается, что это - кукла.

Пример куклы-астронавта
Пример куклы-астронавта

Куклы в миссиях «Аполлон» выполняют минимум движений, чаще всего одной правой рукой, в то время как левая всё время висит в воздухе под прямым углом без движения.

Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату. Руки второй куклы согнуты в локтевых суставах под прямым углом.
Кукла с кисточкой приближается к фотоаппарату. Руки второй куклы согнуты в локтевых суставах под прямым углом.

Кроме того, кукла не может выполнить не то чтобы прыжки на Луне,- даже простое шарканье ногами с разлётом песка, столь любимое актёрами-астронавтами, у куклы не не получится, - из-за того, что кадры в мультфильме снимаются статичные, а статичный песок никому не интересен. Такой неподвижный песок сразу бы выявил, что перед нами - мультфильм. Из-за этого двигающихся кукол никогда не показывают во весь рост, их снимают так, чтоб не было видно ступающих по песку ног – куклы всё время толкутся около кинокамеры по пояс, максимум, по колено.

Обратите внимание на видео (это якобы "Аполлон-16"), что для имитации того, что с ровера как бы сошли пассажиры, камеру зашатали... как будто куклы действительно ехали на этом макете.

 

Кукла пытается стирать пыль с бутафорского фотоаппарата
Кукла пытается стирать пыль с бутафорского фотоаппарата

Даже неискушенному зрителю видно, что кисточка, находящаяся в руках первой куклы, вообще не касается объектива, а проходит где-то рядом с фотоаппаратом. Это похоже на то, как плохие актеры изображают игру на рояле - машут над клавиатурой руками, не касаясь клавиш... А вторая кукла почти всё время стоит с растопыренными руками, зависшими в воздухе. Видимо, кукловоды были малоопытные.  

Вы, наверное, спросите, зачем нужно было использовать куклы в таком простом кадре? Не проще ли поставить живых актёров перед камерой? Было бы гораздо убедительнее.

Но кадр на самом деле непростой. Это - как бы длинный долгий проезд на ровере, где вначале видна только одна дорога и лунный ландшафт, а в конце проезда "водители" слезают с ровера, чтобы выйти и встать перед камерой. Одно дело – показать только дорогу, и совсем иное впечатление, если в начале или в конце долгой панорамы по Луне появится человек. Вот, представьте, вы едете в автомобиле и видеокамерой (или сотовым телефоном) снимаете дорогу по Нью-Йорку через лобовое стекло. И говорите при этом, что вы там были. Возможно, это будет не очень убедительно, поскольку такой проезд могут сделать и без вас. Но вот если в конце кадра вы спанорамируете с дороги в салон автомобиля, а там – вы за рулем, то такой финал убедит всех, что вы говорите правду, и вы там действительно были.

Именно поэтому НАСА посчитало, что для убедительности проезда необходимо показать астронавтов в конце длинной панорамы.

Начинается этот план, длящийся 5 минут, с того, что кукла появляется из-за левой границы кадра и широкой кистью как бы стирает пыль с верхней блестящей поверхности телекамеры. При этом видно, что верхняя зеркальная поверхность телекамеры блестит от чистоты, никакой пыли не заметно, и смысла что-то там протирать вообще нет.

Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры.
Кукла вначале работает с кисточкой, а потом поворачивает зеркально блестящий муляж телекамеры.

Кукла возвращается назад, уходит за границу кадра, после чего вся картинка начинает вздрагивать, как будто кто-то сильно раскачивает за кадром ровер с укрепленной на ней камерой. Вот таким образом в НАСА попытались изобразить, что астронавт якобы залезает на ровер. Хотя, как показывают тренировки на Земле, самостоятельно залезть на ровер астронавт никак не мог даже в облегчённом бутафорском скафандре. Обычно влезть на ровер астронавту помогали два или три человека. Да и слезть с ровера астронавт сам тоже не мог.

Забраться на ровер и слезть с него астронавту помогают два или три человека.
Забраться на ровер и слезть с него астронавту помогают два или три человека.

Как же тогда слезть с ровера, если рядом нет двух помощников, как на Земле? Ответ выглядит следующим образом. Астронавт подходит к роверу, встаёт сбоку от него, потом подпрыгивает высоко вверх, в верхней точке полёта перемещается в сторону ровера и, опускаясь вниз, задницей приземляется как раз на сиденье... Точнее говоря, не "приземляется", а "прилуняется" на сиденье. И вот как бы из-за такого толчка, камера, установленная на ровере, резко качнулась, изображение сильно дёрнулось. В кино это называется "отражённое действие" - когда вместо самого действия нам показывают, как оно отражается на других предметах. Стоял астронавт рядом с ровером... пара секунд, толчок камеры... и он уже якобы сидит в ровере.  

После того, как вы посмотрите видео, как астронавтам на Земле помогают залезть на ровер, в вас (как и в меня в своё время) закрадутся смутные сомнения: а может ли астронавт самостоятельно в тяжёлом скафандре и с ранцем за спиной, стоя вертикально, так высоко подпрыгнуть, чтобы в полёте поднять ноги под прямым углом и приземлиться ровно на сиденье? Может ли астронавт самостоятельно залезть на ровер и слезть с него? Вряд ли сможет.

Такой важный момент - как астронавт взбирается на ровер на Луне - оказался не зафиксирован в обсуждаемом пятиминутном ролике. За эти пять минут непрерывного киносюжета мы не увидели этот трюк, нам вначале показывают куклу на переднем плане, а когда она скрывается за границей кадра, камеру просто трясут, как будто кукла вспрыгнула на ровер.  Но почему-то после этого кукла вновь появляется из-за границы кадра, всё также по пояс, не дальше, опять крутит телекамеру, уходит из кадра, и уже через полминуты после того, как нам начали показывать этот длинный нудный план, ровер, наконец-то, трогается с места и начинает движение по «лунному» ландшафту.

Вначале проезда видно, что тени от камешков падают вправо, но уже через несколько секунд – влево - это ровер едет по кругу.

Тень от камешков в начале проезда падает вправо, а потом, при дальнейшем продвижении  – влево.
Тень от камешков в начале проезда падает вправо, а потом, при дальнейшем продвижении – влево.

Направление траектории  меняется несколько раз и целиком выглядит примерно так:

Траектория движения ровера.
Траектория движения ровера.

Ровер долго петляет вокруг одного того же места и в конце 5-й минуты наконец останавливается. И вот только тогда обыгрывается сцена с двумя куклами, которую мы показали в самом начале. По мнению пропагандистов НАСА, к этому моменту ровер проехал по лунной поверхности около 10 км, а на наш взгляд, все перемещения игрушечного ровера вмещались на съёмочной площадке, по размеру меньшей, чем футбольное поле. На этой площадке были расставлены макеты лунных гор, вырыты небольшие кратеры и разбросаны мелкие камешки.

Есть такая профессия - макетчик, он делает уменьшенные копии разных объектов. Чаще всего эти макеты в 6-10 раз меньше реальных объектов.

Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).
Кинорежиссёр Андрей Тарковский проверяет макет дома, фильм "Жертвоприношение" (1986 г.).

Кадры с куклами для миссий «Аполлон» снимались в павильоне как обычный кукольный спектакль – на киноплёнку, с небольшим изменением положения рук куклы-астронавта от кадра к кадрику. Получилось в результате не очень убедительное кино про Луну, всё выглядит именно как кукольный мультфильм. Смотреть на проезды ровера физически тяжело: не потому, что они скучные и там в течение пяти минут ничего не происходит, не потому, что сразу чувствуется фальшь, а потому, что изображение всё время дергается короткими рывками. Куклы двигаются стоп-кадрами и совершают неестественные движения. Мультипликаторы, которые снимали этот кукольный спектакль, прекрасно понимали, что они не смогут добиться от куклы правдоподобия человеческого движения.

Съёмка мультфильма - очень кропотливая работа. Например, на студии Диснея на съёмку 20-секундного фрагмента уходила порой целая неделя. Чтобы сделать полнометражный кукольный мультфильм потребуется 2-3 года. Но перед работниками НАСА стояла другая задача - каждые полгода для новой миссии выдавать на гора целые сериалы. Поэтому ничего такого кропотливого сделано не было: то ли спешка была (выдать результат к какому-то числу), то ли избыточная самоуверенность (что народ не заметит подмены) - в общем, движения кукольных астронавтов получились неестественно корявыми.

Видя по первым результатам, что получается не совсем убедительное кино, мультипликаторы придумали и осуществили “уловку”, чтобы спасти ситуацию от провала: астронавты якобы экономили 16-мм киноплёнку (кадры сняты плёночной кинокамерой), и поэтому снимали не на 24 кадра в секунду, а на скорости 6 к/с. А потом в кинолаборатории каждый статичный кадрик был размножен (повторен по 4 раза), чтобы в секунде стало 24 кадра, поскольку 24 к/с - это стандартная частота показа фильма в кинотеатре. Получились короткие стоп-кадры, меняющиеся 6 раз в секунду. В таком виде НАСА и выдало на показ этот кукольный спектакль. 

Для демонстрации по телевидению ролик был переделан ещё раз. Поскольку в Америке частота переменного тока 60 Гц, то показ кинопленки на телевидении идет со скоростью 30 кадров в секунду. Видеоматериал проезда ровера, выложенный сейчас на Ю-Тубе, как раз и переделан под стандарты США на показ со скоростью 30 к/с. И если вы рассмотрите в монтажной программе этот проезд по кадрам, то увидите, что 6 отснятых в секунду кадров кукольного спектакля были превращены в 30 необходимых для показа кадров путём дублирования каждого кадрика по 5 раз. Пять раз повторяется первый кадрик, затем второй кадрик повторяется тоже 5 раз, третий кадрик пять раз и т.д.. Из-за таких стоп-кадров возникает “рваность” и дёрганость движений.  

На наш взгляд, уловка со стоп-кадрами никак не помогла: то, что в кадре вместо людей находятся куклы, всё равно читается однозначно.

Возьмём проезды ровера из другой миссии, например, NASA Apollo 15 Mission Footage – это длинный проезд на ровере по лунному ландшафту. По замыслу НАСА, эти проезды выполнены 16-мм кинокамерой, укреплённой на ровере с правой стороны (по ходу движения).

16-мм кинокамера “Маурер”.
16-мм кинокамера “Маурер”.

Этот долгий нудный проезд из миссии "Аполлон-15", так же, как и в миссии "Аполлон-16", снят покадрово, с применением кукол и макетов.Через некоторое время ровер останавливается, и из-за левой границы кадра появляется кукла-астронавт. В течение двух минут кукла делает какие-то движения, типа поправляет антенну, а затем после грубой склейки в кадре вместо куклы оказывается живой человек. Кроме того, меняется фон за астронавтом, меняется тональность кадра, появляется синевато-сиреневый оттенок.

Два кадра сняты с одного и того же места, но фактура фона вдруг поменялась.
Два кадра сняты с одного и того же места, но фактура фона вдруг поменялась.

В том кадре, где живой человек (справа), мы видим на фоне мягкие очертания горы и фактуристый, с камешками, грунт за спиной актёра-астронавта. А в кадре с куклой, который идёт встык (слева), фон уже немного другой, гора не очень похожа на ту, что была в предыдущем плане, и весь пейзаж сзади стал какой-то «замыленный». Видно, что фон - бутафорский, хотя по идее, что первый кадр, что второй, снимается с одного и того же места.

И вот ещё что странно. Пока кукла была в кадре, и мы в течение 39 секунд видели её неподвижную руку, кукла не шевельнула ни одним пальцем. Целых 39 секунд! Лишь лист бумаги, прикреплённый к фотоаппарату, качался на ветру. Но как только после склейки появился живой человек, он тут же стал шевелить руками, двигать пальцами, крутить в руках какую-то деталь (это - гномон) и крепить её куда-то к спинке ровера.

Слева – неподвижная рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами.
Слева – неподвижная рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами.

Вот как на видео выглядит появление куклы с неподвижной рукой.

Потом актёр делает вид, что садится на ровер, но поскольку мы знаем, что самостоятельно (без помощи двух ассистентов) он этого сделать никак не мог, то этот момент и не показан. Астронавт подходит к роверу... и тут же уже сидит. Следует грубая склейка на месте, где должен быть трюк с посадкой, но его нет, вместо этого - бац!... (склейка) - и неподвижная кукла уже сидит на ровере (кадр справа).

Живого актёра (кадр слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).
Живого актёра (кадр слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).

И, как вы, наверняка, догадались, что статичный (т.е. снятый практически без движения камеры) план с живым актёром заменили на куклу для того, чтобы кукла могла долго «ездить» по павильону среди бутафорских гор. А живого человека поставили в монтаже на несколько секунд, чтобы зритель думал, что до и после этого короткого плана, тоже был показан живой человек.

Между кадрами с куклой на несколько секунд вставляется кадр с живым актёром.
Между кадрами с куклой на несколько секунд вставляется кадр с живым актёром.

Вот момент, когда актёра меняют на куклу.

С неподвижной куклы панораму сразу переводят на дорогу, на пейзаж, ровер ездит вокруг одного и того же места, проезжает второй раз по своей же колее.

Иногда во время проезда в кадре появляется часть колеса, точнее, крыло над колесом. Но из-под него не сыпется никакой песок(кадр справа), даже при остановке ровера. А ведь должен!

Панорама на 90 градусов вправо, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера. В кадре (справа) видно крыло над колесом ровера, но ссыпающегося песка мы не увидим.
Панорама на 90 градусов вправо, с игрушечного фотоаппарата на передок ровера. В кадре (справа) видно крыло над колесом ровера, но ссыпающегося песка мы не увидим.

Почему мы утверждаем, что песок должен ссыпаться с колёс? Да потому что НАСА показало нам проезд этого ровера с боковой точки, и мы видим, как то и дело из-под колёс, захваченный грунтозацепами, интенсивно вылетает песок:

При движении ровера песок ссыпается с колёс. Кукла из миссии "Аполлон-16"
При движении ровера песок ссыпается с колёс. Кукла из миссии "Аполлон-16"

Но почему-то, когда съёмочная камера переносится на ровер, песок из-под колёс перестаёт сыпаться. Вы смотрите минуту проезда, вторую, третью минуту, четвёртую, ровер то въезжает на небольшую горку, то стремительно опускается вниз, но разлетающегося песка вообще не видно. Разгадка проста. Длинные проезды сняты покадрово, как снимаются мультфильмы. Отсняли один статичный кадр, немного передвинули машинку вперёд - отсняли следующий кадр, ещё на чуть-чуть передвинули игрушечную машинку - и опять сняли статичный кадр. Вот и нет нигде движущегося песка.

Подведём итог. Технология съёмок лунных кадров в миссиях "Аполлон" ничем не отличается от технологии съёмок любых других художественных фильмов Голливуда 60-70-х гг. ХХ века. В кадрах на средних и общих планах находятся актёры, а на дальних планах их заменяют куклами.

Вот ещё пример из фильма "Место назначения - Луна", два кадра:

Общий план - живые актёры. А следом...
Общий план - живые актёры. А следом...

Дальний план - куклы и макет корабля.
Дальний план - куклы и макет корабля.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов

Лекция во ВГИКе на операторском факультете.
Лекция во ВГИКе на операторском факультете.

До новых встреч!