13. Спецэффекты Голливуда 50-60-х гг., получившие "Оскара", может без труда повторить любой студент ВГИКа

757 full reads
999 story viewsUnique page visitors
757 read the story to the endThat's 76% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Те спецэффекты в фантастических фильмах в 50-60 гг. ХХ века, которые получали "Оскара", и которыми восторгались наши дедушки и бабушки, сейчас без труда может повторить любой студент ВГИКа. И дело не в том, что сейчас техника шагнула далеко вперёд, просто многие спецэффекты тех лет, на наш современный взгляд, были наивны и незамысловаты.

Возьмём, например, фрагмент из фильма "Когда сталкиваются миры", США, 1951 г. На 24-й церемонии вручения наград "Оскар" (1952) фильм был отмечен премией за лучшие спецэффекты.

Звездолёт высаживается на планету Зира, посадка происходит в горной местности на снежную равнину. Из-под звездолёта во время торможения вылетают потоки снега и снежная пыль.

Эпизод из фильма "Когда сталкиваются миры"
Эпизод из фильма "Когда сталкиваются миры"
Эпизод из фильма "Когда сталкиваются миры"

Сейчас любому зрителю понятно, что звездолёт - это всего лишь модель, подвешенная на тонких проволочках, а горный пейзаж на дальнем фоне - картина, нарисованная художником в павильоне. Всё это легко разгадывается. Интерес вызывает другой момент - разлетающийся при посадке снег и снежная пыль.

Горы на фоне нарисованы художником.
Горы на фоне нарисованы художником.
Горы на фоне нарисованы художником.

Если бы снег был настоящий, то на фоне маленького макета звездолёта он казался бы неестественно крупнозернистым. К тому же в павильоне под яркими софитами он бы слёживался и быстро таял. А здесь мы видим разлетающиеся потоки и снежную пыль.

Чтоб вам было понятно, как делаются подобные эффекты в кадре, я покажу упражнения, которые выполняют студенты операторского факультета ВГИК по дисциплине "Комбинированные киносъёмки". Например, если нужно заснять снежную лавину в горах, то её получают из смеси муки и крахмала. Крахмал более жёсткий, он создаёт потоки "снега", а мука даёт мелкую фракцию, "снежную пыль". Эта смесь ссыпается по мятой белой бумаге.

Упражнение. Снежная лавина в горах.
Упражнение. Снежная лавина в горах.
Упражнение. Снежная лавина в горах.

По-видимому, снежная равнина в фильме "Когда сталкиваются миры", тоже была сделана из муки и крахмала.

Следующее упражнение по "Комбинированным киносъёмкам" - перспективное совмещение макета с натурой.

Упражнение. Перспективное совмещение макета с натурой.
Упражнение. Перспективное совмещение макета с натурой.
Упражнение. Перспективное совмещение макета с натурой.

Здесь автомобили на переднем плане - масштабные модели, в то время как здание на заднем плане - настоящее. Площадка под автомобилями красится в цвет асфальта и на ней в масштабе рисуется дорожная разметка. При этом в резкости, как вы видите, и фон и переднеплановые детали.

Я специально обращаю ваше внимание на резкость по всему кадру, поскольку неспециалисты думают, что если снимаются макеты (уменьшенные копии), то обязательно должна быть маленькая глубина резкости. Например, в знаменитых проездах ровера из миссии "Аполлон-16" я вижу, что в кадре находится макет электромобиля (уменьшенная модель) с сидящей неподвижно куклой, а вот защитники НАСА ссылаются на то, что это никак не может быть макетом, поскольку в таком случае должна быть маленькая глубина резкости.

На самом деле глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) зависит от степени профессионализма кинооператора. Какая перед ним будет поставлена задача - получить маленькую глубину резкости, или наоборот, большую - такую задачу он и будет выполнять. Он просто знает, как это сделать.

Модель ровера с куклой из миссии "Аполлон-16"
Модель ровера с куклой из миссии "Аполлон-16"
Модель ровера с куклой из миссии "Аполлон-16"

Любой киноспециалист, глядя на проезды ровера, скажет, что это - комбинированный кадр, выполненный в павильоне. Это не на Луне снято.

Но перед пропагандистами НАСА стоит задача всячески защищать лунную аферу, поэтому они начинают писать, что если бы этот ровер снимался в земных условиях, то из-под колёс непременно вылетала бы пыль и висела в воздухе, а мы здесь пыли не видим.

На самом деле показать или не показать пыль в кинокадре - задача чисто техническая и легко выполнимая. Когда оператору комбинированных съёмок нужно добиться эффекта пыли в кадре, он использует, например, муку или цемент. А когда нужно показать, что никакой пыли при разлёте песка нет, то вместо пылящего цемента и строительного песка берётся кварцевый песок.

Вы, наверное, не раз замечали, что обычный строительный песок, добываемый где-нибудь в загородном карьере, обязательно "пылит". Но есть другой сорт песка, который называется "кварцевым", в нём нет пыли.

Этот песок используется для фильтров воды в бассейнах, для аквариумов, для пескоструйной обработки материалов и, конечно же, в стекольной промышленности для изготовления листового, технического стекла, консервной тары, бутылок, фарфора и керамики. Такой песок вы видели в песочных часах.

Мелкий кварцевый песок
Мелкий кварцевый песок
Мелкий кварцевый песок

Например на этом видео: показан кварцевый песок с фракциями от 0,8 до 1,2 мм. Как сообщает автор видео, такой песок применяется в фильтрах для бассейнов и в нём "отсутствует абсолютно запылённость".

А вот как выглядит более мелкий кварцевый песок, с фракциями 0,1-0,2 мм. Такой песок вы могли видеть в кофейнях, где кофе в турках варят в раскалённом песке.

Кварцевый песок с фракциями 0,1-0,2 мм
Кварцевый песок с фракциями 0,1-0,2 мм
Кварцевый песок с фракциями 0,1-0,2 мм

Впоне возможно, что именно такой песок, только окрашенный в серый цвет, ссыпался с колёс ровера в миссии "Аполлон-16".

Цветной кварцевый песок
Цветной кварцевый песок
Цветной кварцевый песок

Именно на песок обратил моё внимание режиссёр-мультипликатор Станислав Соколов, когда я показал ему видео проезда ровера по "Луне". Он сразу же, не дожидаясь моего вопроса, воскликнул:

  • Вот это вот, - и он указал под низ ровера, – явно крупный песок и маленькая модель. Здесь очень крупные песчинки. Песчинки должны быть в несколько раз меньше. Просто явное несоответствие! 

В следующей статье я помещу его комментарии полностью. А сейчас - ещё одно упражнение по "комбинированным съёмкам" - хромакей. Здесь хромакей синего цвета заменён на утренний пейзаж.

Упражнение - замена хромакея.
Упражнение - замена хромакея.
Упражнение - замена хромакея.

Холмы слева от автомобиля - бутафорские, пустые внутри. Как они выглядят в "реальности", вы можете увидеть на следующем фото.

Павильон для съёмки макетов.
Павильон для съёмки макетов.
Павильон для съёмки макетов.

Упражнения выполнил студент операторского факультета Марк Келим. Преподаватель "Комбинированных съёмок" - кинооператор Дмитрий Иванович Масуренков.

На мой взгляд, повторить проезды ровера, как в миссии "Аполлон-16", сейчас по плечу даже студенту ВГИКа, в этих кадрах нет ничего сложного: обычная радиоуправляемая модель, неподвижная кукла и нарисованный фон по кругу.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов

В связи с самоизоляцией приходится читать лекции студентам ВГИКа по интернету через программу ZOOM. Апрель 2020 г. Лекция для студентов мастерской А.Эшпая.
В связи с самоизоляцией приходится читать лекции студентам ВГИКа по интернету через программу ZOOM. Апрель 2020 г. Лекция для студентов мастерской А.Эшпая.
В связи с самоизоляцией приходится читать лекции студентам ВГИКа по интернету через программу ZOOM. Апрель 2020 г. Лекция для студентов мастерской А.Эшпая.

До новых встреч!