14. Могли ли быть дальние планы и ландшафты на Луне сняты с помощью кукол и макетов?

1,5k full reads
2,1k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 72% of the total page views
10 minutes — average reading time

Лунная эпопея под названием "Аполлон" снималась по той же самой схеме, что и любые другие фильмы Голливуда, когда требовалось показать несуществующие в реальности объекты или события, как например, разрушения городов, падения самолётов, извержения вулканов и прочие катаклизмы - всё это делалось с помощью макетов, уменьшенных копий и моделей. "Лунные пейзажи" для Аполлониады, поскольку не было подобных на Земле, создавались декораторами в павильонах. Это самая обычная практика кинопроизводства.

Даже сейчас, несмотря на высокое качество компьютерной графики, многие кадры в кино по-прежнему снимаются с использованием макетов. Вот, например, как в фильме 2008 года "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" снималось разрушение небольшого посёлка при испытании ядерной бомбы - несколько улиц городка вместилось на небольшой площадке.

Разрушение домов в фильме "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", США, 2008 г.
Разрушение домов в фильме "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", США, 2008 г.
Разрушение домов в фильме "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", США, 2008 г.

А это - подготовка кадра для фильма про Бжеймса Бонда, "Золотой глаз". Необходимую по сюжету местность в павильоне воссоздали декораторы.

Подготовка декорации к фильму "Золотой глаз", 1995 г.(В глубине кадра, за горами, ещё два декоратора.)
Подготовка декорации к фильму "Золотой глаз", 1995 г.(В глубине кадра, за горами, ещё два декоратора.)
Подготовка декорации к фильму "Золотой глаз", 1995 г.(В глубине кадра, за горами, ещё два декоратора.)

Точно также декораторы воссоздали в павильоне "лунную местность".

В интернете можно найти версии, что съёмка "лунных" кадров велась на открытой местности в большом метеоритном кратере ночью. И даже приводят фотографии схожих с Луной ландшафтов.

На наш взгляд, съёмка никак не могла производиться на открытой местности. Лёгкий ветерок мог смести оставленные на песке астронавтами следы. А для фотосессий было необходимо, чтобы следы на песке оставались неизменными в течение многих съёмочных дней. Поэтому съёмка однозначно проводилась в закрытом павильоне.

Вполне понятны и мотивы, почему использовались уменьшенные декорации. Если бы декорации были в натуральную величину (например, нашли в низовьях гор подходящую местность), то как освещать эту местность? Как закрепить неподвижно осветительные приборы на высоте около 200 метров над землёй? Да и где взять такие мощные приборы, которые создавали бы необходимую для проведения съёмок высокую освещённость на съёмочной площадке, будучи удалёнными на 200-300 метров? Таких приборов даже теоретически не существует.

Поэтому съёмка "лунных кадров" для сериала "Астронавты на Луне" проводилась отработанным на производстве способом: на средних и общих планах работали актёры в бутафорских скафандрах, а на дальних планах актёров заменяли куклами, которых расставляли среди макетов холмов и кратеров.

Все сцены "пребывания на Луне" снимались хоть и в больших, но не в огромных павильонах - съёмочная площадка не превышала по площади и половины футбольного поля.

На эту тему была предыдущая статья "В качестве доказательств пребывания людей на Луне, NASA показало кукольные мультфильмы". В той статье речь шла о двух видеосюжетах, растянутых на несколько минут. Сегодня же мы поговорим о фотографиях.

Со 100%-ной уверенностью можно утверждать, что все дальние планы в любых миссиях "Аполлон" сняты в павильоне с применением макетов и кукол. Этих кукол-астронавтов располагали среди бутафорского "лунного" пейзажа рядом с уменьшенными копиями ровера и лунного модуля. Вопрос не стоит - актёр там в кадре или кукла, в этом вопросе сомнений нет, сомнения в другом - каков был масштаб этих макетов, 1:8 или 1:6? Когда мы видим на "лунных снимках" НАСА дальние планы с маленькой фигуркой астронавта, то куклы там высотой, скорее всего, 25 см, и макеты лунного модуля и ровера в уменьшении 1:8.

Использование кукол накладывает серьёзные ограничения - куклы сами не могут передвигаться, и поэтому всегда нужно что-то придумывать, чтобы оправдать их обездвиженность в нескольких последовательных фотокадрах - якобы астронавт проводил там какой-то замер или забор грунта.

В связи с этим, как вы поняли, сейчас мы будем рассматривать не отдельные "лунные" фотографии, а ряд последовательных фотоснимков.

Например, на трёх последовательных кадрах миссии "Аполлон-15", снятых с интервалами во времени, мы видим неподвижную куклу, с бутафорским фотоаппаратом, застывшую в одном и том же, трудно удерживаемом положении, с приподнятой левой ступнёй.

Три последовательных снимка с неподвижной куклой из миссии "Аполлон-15".
Три последовательных снимка с неподвижной куклой из миссии "Аполлон-15".
Три последовательных снимка с неподвижной куклой из миссии "Аполлон-15".

Вот как это выглядит на укрупнении.

Укрупнённый фрагмент снимка AS15-85-11437. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах. Это - кукла, высотой примерно 25 см.
Укрупнённый фрагмент снимка AS15-85-11437. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах. Это - кукла, высотой примерно 25 см.
Укрупнённый фрагмент снимка AS15-85-11437. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах. Это - кукла, высотой примерно 25 см.

Чтобы кукла не упала из такого наклонного положения, её подпирают инструментами, которые она держит в руках. При беглом просмотре кажется, что кукла что-то там делает, меняет своё положение, но на самом деле она практически неподвижна. Как это делают в обычном кукольном мультфильме, от кадра к кадру лишь на пару миллиметров меняют положение руки или ноги. Иллюзия сильного изменения создаётся из-за того, что фотограф меняет свое положение относительно объекта съёмки – он не только поворачивается по оси вправо и наклоняет камеру вверх-вниз, но ещё и смещается по горизонтали, как бы заходит кукле за спину.

В следующей триаде кадров, а это уже другое место, тоже вместо реального человека фигурирует кукла.

Другая триада кадров из миссии "Аполлон-15" с игрушечным ровером и куклой.
Другая триада кадров из миссии "Аполлон-15" с игрушечным ровером и куклой.
Другая триада кадров из миссии "Аполлон-15" с игрушечным ровером и куклой.

И опять кукла-астронавт стоит в неестественно неустойчивом положении, но не падает, лишь потому, что одной рукой зацеплена за деталь на ровере.

На этот раз кукловоды немного поработали: от кадра к кадру слегка поменяли положение туловища куклы.   

Фрагмент снимка AS15-85-11449. Кукла застыла в неустойчивом положении.
Фрагмент снимка AS15-85-11449. Кукла застыла в неустойчивом положении.
Фрагмент снимка AS15-85-11449. Кукла застыла в неустойчивом положении.

В кадрах мы видим горизонтальную линию, разрезающую кадр примерно на на две части. Верхняя часть лунного пейзажа - это задник. Каким образом он был изготовлен, тема для отдельной статьи, которая вскоре появится.

По середине кадра проходит горизонтальная разделительная линия - кадр состоит из двух независимых частей.
По середине кадра проходит горизонтальная разделительная линия - кадр состоит из двух независимых частей.
По середине кадра проходит горизонтальная разделительная линия - кадр состоит из двух независимых частей.

В 50-е годы лунный пейзаж (задник) для фильма рисовал художник. И хотя никто не представлял в те годы, как на самом деле выглядит лунный пейзаж с высоты человеческого роста, в фильмах тех лет сразу в глаза бросалась его неестественность, нарисованность.

Лунный пейзаж из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.
Лунный пейзаж из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.
Лунный пейзаж из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.

К середине 60-х гг. были получены первые снимки лунной поверхности с близкого расстояния. 3 февраля 1966 года впервые в истории освоения космоса автоматическая межпланетная станция "Луна-9" (СССР) совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю несколько круговых телепанорам лунной поверхности при разном положении высоты Солнца. Разрешение панорамного снимка даже по современным представлениям просто восхищает: 6000 строк по 500 элементов.

Часть фотопанорамы, переданной АМС "Луна-9" на Землю в 1966 году.
Часть фотопанорамы, переданной АМС "Луна-9" на Землю в 1966 году.
Часть фотопанорамы, переданной АМС "Луна-9" на Землю в 1966 году.

Затем американские "Сервейеры" тоже смогли сделать снимки лунного пейзажа. Поскольку разрешение установленной на АМС телекамеры было очень низким (максимальное качество соответствовало разрешению 800 х 600 линий), пейзаж (панорама) составлялся, как пазл из более чем ста снимков, снятых с одного и того же места телекамерой "Сервейера" при разных углах поворота телекамеры и зеркала над объективом.

Лунный пейзаж, составленный из нескольких десятков снимков, сделанных "Сервейером".
Лунный пейзаж, составленный из нескольких десятков снимков, сделанных "Сервейером".
Лунный пейзаж, составленный из нескольких десятков снимков, сделанных "Сервейером".

Во второй половине 60-х гг. ХХ века стало ясно, какой именно пейзаж нужно подбирать для фона.

За шесть "высадок" на Луну (1969-1972 гг.) НАСА перепробовало несколько разных вариантов изготовления задника. В одних случаях это был плоский вертикальный экран, на который проецировался слайд с изображением горы (фотофон). Об этом мы писали в статье "Все высадки на Луну американцы сняли в одном и том же павильоне". В других случаях это были макеты гор, пустотелые внутри, подобные тем, что вы видите на следующей фотографии, из лаборатории комбинированных съёмок ВГИК.

Искусственные холмы в лаборатории комбинированных съёмок во ВГИКе для съёмки макетов.
Искусственные холмы в лаборатории комбинированных съёмок во ВГИКе для съёмки макетов.
Искусственные холмы в лаборатории комбинированных съёмок во ВГИКе для съёмки макетов.

Изготовление реалистичного фона - настолько интересная тема, что она заслуживает отдельного детального обсуждения.

А пока рассмотрим ещё несколько фотографий из "лунных" панорам – дальние планы с лунным модулем и ровером. Это – макеты, уменьшенные копии, в масштабе примерно 1:8. Наверное, макет лунного модуля выглядел не очень правдоподобным, поэтому кадры с модулем как бы случайно попали под сильную засветку, отчего «чернота» космоса превратилась в «молоко».

Миссия "Аполлон-15". Дальние планы с макетами попали под засветку.
Миссия "Аполлон-15". Дальние планы с макетами попали под засветку.
Миссия "Аполлон-15". Дальние планы с макетами попали под засветку.

Поскольку эти три кадра с игрушечным ровером и лунным модулем представляют собой последнюю часть (конец) панорамы, то и начало панорамы снимается в той же самой декорации и тоже с игрушками.

Кадры начала панорамы.
Кадры начала панорамы.
Кадры начала панорамы.

Астронавт в начале панорамы – всего лишь кукла, застывшая в неустойчивом положении. И чтобы она не упала, её правой рукой упёрли в подставку.

Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.
Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.
Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.

Мы полагаем, что кукол специально снимали в таких неустойчивых положениях, как будто это остановленная фаза какого-то движения. Ведь если поставить куклу строго вертикально, то даже школьник заметит подвох и поймёт, что его пытаются обмануть с помощью бутафории.

Сделать уменьшенную копию ровера американцам удалось довольно неплохо, поскольку ровер - обычное механическое устройство, неодушевленный объект. К тому же никто не знает, как этот ровер выглядит на самом деле вблизи. И они снимали эту игрушку не только издалека, но даже и с относительно близкого расстояния. Ровер казался правдоподобным, как правдоподобными нам кажутся коллекционные модели автомобилей, выполненные в масштабе.

Масштабные модели автотранспорта (масштаб 1:8).
Масштабные модели автотранспорта (масштаб 1:8).
Масштабные модели автотранспорта (масштаб 1:8).

Но как только на игрушечный ровер сажали куклу-астронавта, весь эффект правдоподобности полностью исчезал. Сразу возникало ощущение, что на ровере сидит лёгкая неподвижная кукла без признаков жизни. 

Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".
Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".
Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".

Если вы думаете, что такой кадр с куклой в миссии "Аполлон-17" один-единственный, то вы ошибаетесь. Таких кадров - несколько десятков! Использование макетов и кукол - это самый распространенный приём НАСА для получения дальних планов и "лунных" ландшафтов. Вот друг за другом идут сразу три кадра игрушечного ровера и усаженной на нём куклой. 

Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.
Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.
Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.

После этих трёх кадров идут ещё три кадра того же самого ровера, только немного с другого расстояния. Конечно, это всё снимается в одной и той же декорации. Но вот что странно: за время, пока снимались эти три кадра, а потом перешли на другое место и начали опять снимать ровер с астронавтом, кукла не шелохнулась ни на миллиметр. Это просто какой-то жуткий непрофессионализм кукловодов. Ведь чтобы отснять "Хассельбладом" даже 3 кадра, требуется относительно много времени. Пленочный фотоаппарат "Хассельблад" снимает не так быстро, как современные цифровые фотоаппараты (в определённом режиме цифровой фотоаппарат может снимать по несколько кадров в секунду). А как снимает "Хассельблад"? После нажатия спусковой кнопки в фотоаппарате вдоль плёнки пробегает световая щель между двумя движущимися шторками затвора, после этого включается мотор на перемотку пленки на следующий кадр, и заново взводится затвор. Это длится около двух секунд. Чтобы отснять три кадра с панорамированием камеры, потом отойти в неудобном скафандре на другую точку, прицелиться и начать снимать новую серию кадров, требуется определённое время. Но в НАСА даже  не попытались придать кадрам хоть какую-то жизненную достоверность - просто тупо отсняли три раза куклу без движения, отошли на другое место и опять стали снимать всё тот же статичный объект.

И весь этот эпизод с ровером на фоне лунного ландшафта, от начала до конца, снят в одной и той же декорации. И на всех ста кадрах этой кассеты фигурируют только куклы и макеты. Все остальные панорамы - это тоже бутафория в масштабе 1:8. Лунный модуль в кадре - не более чем макет, вполне возможно, что изготовленный из картона.

"Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь макет.
"Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь макет.
"Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь макет.

А дальше в кассете пошли десятки однообразных кадров проезда ровера по павильону. Подождите. Я сказал, что кадров "десятки"? Нет. Их там сотни - кадров, где мы видим только так называемый лунный пейзаж и бутафорскую телекамеру на переднем плане. 

"Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда (якобы ровера) среди бутафорских гор.
"Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда (якобы ровера) среди бутафорских гор.
"Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда (якобы ровера) среди бутафорских гор.

Только в одной кассете (Magazine 135/G) таких однообразных снимков мы насчитали 126.  И все эти снимки - сплошная бутафория - поддельные предметы взамен настоящих вещей. И в следующей кассете ещё около сотни кадров подобных декораций для кукольных спектаклей. И если появляется на фотографии астронавт, как бы вдали - то знайте, это - кукла.

"Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки. Куклы, как правило стоят неподвижно.
"Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки. Куклы, как правило стоят неподвижно.
"Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки. Куклы, как правило стоят неподвижно.

Эти астронавты-куклы не могут ходить, поэтому на фотографиях они всегда обездвижены, стоят или сидят, застыв в одном и том же положении. Они не реагируют на то, что их фотографируют, стоят, как вкопанные. Лишь иногда кукловоды, как бы "для приличия" чуть приподнимают кукле руку в каком-нибудь одном кадре, но не более того. Куклы не могут приблизиться к фотографу - вы никогда не найдёте ни в одной миссии последовательность фотокадров, когда астронавт из глубины кадра выходит на средний план - куклы сами не могут ходить, а кукловоду не так просто подойти к кукле и подвигать её, даже если расстояние до куклы всего 5 метров. Ведь не может кукловод наступить на "лунный пейзаж" и подойти к игрушечному астронавту, чтобы поправить ему руку. Кукловода приходится всякий раз опускать сверху на кране, и он может нечаянно потревожить миниатюрные камешки. Вот и снимают фотографы на так называемой Луне только панорамы с одного и того же места с неподвижными куклами-астронавтами.

Максимум, что придумали в НАСА - это наклонять съёмочную камеру то вверх, то вниз, чтоб было хоть какое-то отличие в соседних кадрах, и в каждом третьем кадре делать засветку. Вот сравните три последовательных снимка на одной подборке (№№ 21811, 21812, 21813, эти кадры выше этого текста) и три последовательных снимка другой подборки (№№ 20758, 20759, 20760, эти кадры ниже) из миссии "Аполлон-17", номер по каталогу НАСА указан внизу на последнем кадре серии. Что же мы видим:

- первый снимок: объект находится по центру или ниже центра кадра,

- второй снимок: объект находится в верхней части кадра,

- третий снимок: объект опять внизу, и засветка на весь кадр. 

 "Аполлон-17". Куклы на фотографиях всегда обездвижены.
"Аполлон-17". Куклы на фотографиях всегда обездвижены.
"Аполлон-17". Куклы на фотографиях всегда обездвижены.

Когда, в отличие от фотографий, мы смотрим лунное видео, то про себя отмечаем, что астронавты  в кадре суетятся непрерывно, перемещаясь перебежками, ни на секунду не останавливаясь. Примерно половину времени они находятся в стадии прыжка и полёта, оторвавшись от поверхности. Если бы кто-то их фотографировал, то примерно половина фотокадров запечатлела бы астронавтов в стадии полёта, висящими "в воздухе", над поверхностью. Но все фотографии, в отличие от кино, почему-то однообразно статичны, как будто астронавты жёстко прикреплены к поверхности. 

Нет ничего более противоречивого между лунными фотографиями и лунными видеосюжетами - между статичными фотоснимками и кадрами, где астронавты двигаются. Как будто фотографии и видео делали две разные съёмочные группы, которые не знали о существовании друг друга, и поэтому придерживались диаметрально противоположных принципов. На видео - астронавты шаркают ногами, расшвыривают песок, поэтому становится очевидным, что никаких чётких следов на песке при таком способе передвижения остаться не должно. А когда мы смотрим на фотографии – там наоборот – все следы совершенно чёткие, особенно на переднем плане, и - сплошная статика.

В лунных миссиях "Аполлонов" мы насчитали более 2 тысяч фотокадров, где вместо астронавтов (или актёров, их изображающих) на снимках находятся куклы и макеты.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов

14. Могли ли быть дальние планы и ландшафты на Луне сняты с помощью кукол и макетов?

До новых встреч!