14. Все дальние планы и ландшафты на Луне сняты с помощью кукол и макетов

25 April

Лунная эпопея под названием "Аполлон" снималась по той же самой схеме, что и любые другие фильмы Голливуда, когда требовалось показать несуществующие в реальности объекты или события, как например, разрушения городов, падения самолётов, извержения вулканов и прочие катаклизмы - всё это делалось с помощью макетов, уменьшенных копий и моделей. "Лунные пейзажи" для Аполлониады, поскольку не было подобных на Земле, создавались декораторами в павильонах. Это самая обычная практика кинопроизводства.

Даже сейчас, несмотря на высокое качество компьютерной графики, многие кадры в кино по-прежнему снимаются с использованием макетов. Вот, например, как в фильме 2008 года "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" снималось разрушение небольшого посёлка при испытании ядерной бомбы - несколько улиц городка вместилось на небольшой площадке.

Разрушение домов в фильме "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", США, 2008 г.
Разрушение домов в фильме "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", США, 2008 г.

А это - подготовка кадра для фильма про Бжеймса Бонда, "Золотой глаз". Необходимую по сюжету местность в павильоне воссоздали декораторы.

Подготовка декорации к фильму "Золотой глаз", 1995 г.(В глубине кадра, за горами, ещё два декоратора.)
Подготовка декорации к фильму "Золотой глаз", 1995 г.(В глубине кадра, за горами, ещё два декоратора.)

Точно также декораторы воссоздали в павильоне "лунную местность".

В интернете можно найти версии, что съёмка "лунных" кадров велась на открытой местности в большом метеоритном кратере ночью. И даже приводят фотографии схожих с Луной ландшафтов.

На наш взгляд, съёмка никак не могла производиться на открытой местности. Лёгкий ветерок мог смести оставленные на песке астронавтами следы. А для фотосессий было необходимо, чтобы следы на песке оставались неизменными в течение многих съёмочных дней. Поэтому съёмка однозначно проводилась в закрытом павильоне.

Вполне понятны и мотивы, почему использовались уменьшенные декорации. Если бы декорации были в натуральную величину (например, нашли в низовьях гор подходящую местность), то как освещать эту местность? Как закрепить неподвижно осветительные приборы на высоте около 200 метров над землёй? Да и где взять такие мощные приборы, которые создавали бы необходимую для проведения съёмок высокую освещённость на съёмочной площадке, будучи удалёнными на 200-300 метров? Таких приборов даже теоретически не существует.

Поэтому съёмка "лунных кадров" для сериала "Астронавты на Луне" проводилась отработанным на производстве способом: на средних и общих планах работали актёры в бутафорских скафандрах, а на дальних планах актёров заменяли куклами, которых расставляли среди макетов холмов и кратеров.

Все сцены "пребывания на Луне" снимались хоть и в больших, но не в огромных павильонах - съёмочная площадка не превышала по площади и половины футбольного поля.

На эту тему была предыдущая статья "В качестве доказательств пребывания людей на Луне, NASA показало кукольные мультфильмы". В той статье речь шла о двух видеосюжетах, растянутых на несколько минут. Сегодня же мы поговорим о фотографиях.

Со 100%-ной уверенностью можно утверждать, что все дальние планы в любых миссиях "Аполлон" сняты в павильоне с применением макетов и кукол. Этих кукол-астронавтов располагали среди бутафорского "лунного" пейзажа рядом с уменьшенными копиями ровера и лунного модуля. Вопрос не стоит - актёр там в кадре или кукла, в этом вопросе сомнений нет, сомнения в другом - каков был масштаб этих макетов, 1:8 или 1:6? Когда мы видим на "лунных снимках" НАСА дальние планы с маленькой фигуркой астронавта, то куклы там высотой, скорее всего, 25 см, и макеты лунного модуля и ровера в уменьшении 1:8.

Использование кукол накладывает серьёзные ограничения - куклы сами не могут передвигаться, и поэтому всегда нужно что-то придумывать, чтобы оправдать их обездвиженность в нескольких последовательных фотокадрах - якобы астронавт проводил там какой-то замер или забор грунта.

В связи с этим, как вы поняли, сейчас мы будем рассматривать не отдельные "лунные" фотографии, а ряд последовательных фотоснимков.

Например, на трёх последовательных кадрах миссии "Аполлон-15", снятых с интервалами во времени, мы видим абсолютно неподвижную куклу, с бутафорским фотоаппаратом, застывшую в одном и том же, трудно удерживаемом положении, с приподнятой левой ступнёй.

Три последовательных снимка с неподвижной куклой из миссии "Аполлон-15".
Три последовательных снимка с неподвижной куклой из миссии "Аполлон-15".

Вот как это выглядит на укрупнении.

Укрупнённый фрагмент снимка AS15-85-11437. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах. Это - кукла, высотой примерно 25 см.
Укрупнённый фрагмент снимка AS15-85-11437. Фигура астронавта одинаково застыла на всех трёх кадрах. Это - кукла, высотой примерно 25 см.

Чтобы кукла не упала из такого наклонного положения, её подпирают инструментами, которые она держит в руках. При беглом просмотре кажется, что кукла что-то там делает, меняет своё положение, но на самом деле она абсолютно неподвижна. Просто фотограф меняет свое положение относительно объекта съёмки – он не только поворачивается по оси вправо и наклоняет камеру вверх-вниз, но ещё и смещается по горизонтали, как бы заходит кукле за спину.

В следующей триаде кадров, а это уже другое место, тоже вместо реального человека фигурирует кукла.

Другая триада кадров из миссии "Аполлон-15" с игрушечным ровером и куклой.
Другая триада кадров из миссии "Аполлон-15" с игрушечным ровером и куклой.

И опять кукла-астронавт стоит в неестественно неустойчивом положении, но не падает, лишь потому, что одной рукой зацеплена за деталь на ровере.

На этот раз кукловоды немного поработали: от кадра к кадру слегка поменяли положение туловища куклы.   

Фрагмент снимка AS15-85-11449. Кукла застыла в неустойчивом положении.
Фрагмент снимка AS15-85-11449. Кукла застыла в неустойчивом положении.

В кадрах мы видим горизонтальную линию, разрезающую кадр примерно на на две части. Верхняя часть лунного пейзажа - это задник. Каким образом он был изготовлен, тема для отдельной статьи, которая вскоре появится.

По середине кадра проходит горизонтальная разделительная линия - кадр состоит из двух независимых частей.
По середине кадра проходит горизонтальная разделительная линия - кадр состоит из двух независимых частей.

В 50-е годы лунный пейзаж (задник) для фильма рисовал художник. И хотя никто не представлял в те годы, как на самом деле выглядит лунный пейзаж с высоты человеческого роста, в фильмах тех лет сразу в глаза бросалась его неестественность, нарисованность.

Лунный пейзаж из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.
Лунный пейзаж из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.

К середине 60-х гг. были получены первые снимки лунной поверхности с близкого расстояния. 3 февраля 1966 года впервые в истории освоения космоса автоматическая межпланетная станция "Луна-9" (СССР) совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю несколько круговых телепанорам лунной поверхности при разном положении высоты Солнца. Разрешение панорамного снимка даже по современным представлениям просто восхищает: 6000 строк по 500 элементов.

Часть фотопанорамы, переданной АМС "Луна-9" на Землю в 1966 году.
Часть фотопанорамы, переданной АМС "Луна-9" на Землю в 1966 году.

Затем американские "Сервейеры" тоже смогли сделать снимки лунного пейзажа. Поскольку разрешение установленной на АМС телекамеры было очень низким (максимальное качество соответствовало разрешению 800 х 600 линий), пейзаж (панорама) составлялся, как пазл из более чем ста снимков, снятых с одного и того же места телекамерой "Сервейера" при разных углах поворота телекамеры и зеркала над объективом.

Лунный пейзаж, составленный из нескольких десятков снимков, сделанных "Сервейером".
Лунный пейзаж, составленный из нескольких десятков снимков, сделанных "Сервейером".

Во второй половине 60-х гг. ХХ века стало ясно, какой именно пейзаж нужно подбирать для фона.

За шесть "высадок" на Луну (1969-1972 гг.) НАСА перепробовало несколько разных вариантов изготовления задника. В одних случаях это был плоский вертикальный экран, на который проецировался слайд с изображением горы (фотофон). Об этом мы писали в статье "Все высадки на Луну американцы сняли в одном и том же павильоне". В других случаях это были макеты гор, пустотелые внутри, подобные тем, что вы видите на следующей фотографии, из лаборатории комбинированных съёмок ВГИК.

Искусственные холмы в лаборатории комбинированных съёмок во ВГИКе для съёмки макетов.
Искусственные холмы в лаборатории комбинированных съёмок во ВГИКе для съёмки макетов.

Изготовление реалистичного фона - настолько интересная тема, что она заслуживает отдельного детального обсуждения.

А пока рассмотрим ещё несколько фотографий из "лунных" панорам – дальние планы с лунным модулем и ровером. Это – макеты, уменьшенные копии, в масштабе примерно 1:8. Наверное, макет лунного модуля выглядел не очень правдоподобным, поэтому кадры с модулем как бы случайно попали под сильную засветку, отчего «чернота» космоса превратилась в «молоко».

Миссия "Аполлон-15". Дальние планы с макетами попали под засветку.
Миссия "Аполлон-15". Дальние планы с макетами попали под засветку.

Поскольку эти три кадра с игрушечным ровером и лунным модулем представляют собой последнюю часть (конец) панорамы, то и начало панорамы снимается в той же самой декорации и тоже с игрушками.

Кадры начала панорамы.
Кадры начала панорамы.

Астронавт в начале панорамы – всего лишь кукла, застывшая в неустойчивом положении. И чтобы она не упала, её правой рукой упёрли в подставку.

Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.
Кукла в начале панорамы. Под рукой подставка, чтобы кукла не упала.

Мы полагаем, что кукол специально снимали в таких неустойчивых положениях, как будто это остановленная фаза какого-то движения. Ведь если поставить куклу строго вертикально, то даже школьник заметит подвох и поймёт, что его пытаются обмануть с помощью бутафории.

Сделать уменьшенную копию ровера американцам удалось довольно неплохо, поскольку ровер - обычное механическое устройство, неодушевленный объект. К тому же никто не знает, как этот ровер выглядит на самом деле вблизи. И они снимали эту игрушку не только издалека, но даже и с относительно близкого расстояния. Ровер казался правдоподобным, как правдоподобными нам кажутся коллекционные модели автомобилей, выполненные в масштабе.

Масштабные модели автотранспорта (масштаб 1:8).
Масштабные модели автотранспорта (масштаб 1:8).

Но как только на игрушечный ровер сажали куклу-астронавта, весь эффект правдоподобности полностью исчезал. Сразу возникало ощущение, что на ровере сидит лёгкая неподвижная кукла без признаков жизни. 

Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".
Кукла на игрушечном ровере из миссии "Аполлон-17".

Если вы думаете, что такой кадр с куклой в миссии "Аполлон-17" один-единственный, то вы ошибаетесь. Таких кадров - несколько десятков! Использование макетов и кукол - это самый распространенный приём НАСА для получения дальних планов и "лунных" ландшафтов. Вот друг за другом идут сразу три кадра игрушечного ровера и усаженной на нём куклой. 

Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.
Три последовательных кадра из миссии "Аполлон-17" с игрушечным ровером и неподвижной куклой.

После этих трёх кадров идут ещё три кадра того же самого ровера, только немного с другого расстояния. Конечно, это всё снимается в одной и той же декорации. Но вот что странно: за время, пока снимались эти три кадра, а потом перешли на другое место и начали опять снимать ровер с астронавтом, кукла не шелохнулась ни на миллиметр. Это просто какой-то жуткий непрофессионализм кукловодов. Ведь чтобы отснять "Хассельбладом" даже 3 кадра, требуется относительно много времени. Пленочный фотоаппарат "Хассельблад" снимает не так быстро, как современные цифровые фотоаппараты (в определённом режиме цифровой фотоаппарат может снимать по несколько кадров в секунду). А как снимает "Хассельблад"? После нажатия спусковой кнопки в фотоаппарате вдоль плёнки пробегает световая щель между двумя движущимися шторками затвора, после этого включается мотор на перемотку пленки на следующий кадр, и заново взводится затвор. Это длится около двух секунд. Чтобы отснять три кадра с панорамированием камеры, потом отойти в неудобном скафандре на другую точку, прицелиться и начать снимать новую серию кадров, требуется определённое время. Но в НАСА даже  не попытались придать кадрам хоть какую-то жизненную достоверность - просто тупо отсняли три раза куклу без движения, отошли на другое место и опять стали снимать всё тот же статичный объект.

И весь этот эпизод с ровером на фоне лунного ландшафта, от начала до конца, снят в одной и той же декорации. И на всех ста кадрах этой кассеты фигурируют только куклы и макеты. Все остальные панорамы - это тоже бутафория в масштабе 1:8. Лунный модуль в кадре - не более чем макет, вполне возможно, что изготовленный из картона.

"Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь макет.
"Аполлон-17". Лунный модуль вдали - всего лишь макет.

А дальше в кассете пошли десятки однообразных кадров проезда ровера по павильону. Подождите. Я сказал, что кадров "десятки"? Нет. Их там сотни - кадров, где мы видим только так называемый лунный пейзаж и бутафорскую телекамеру на переднем плане. 

"Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда (якобы ровера) среди бутафорских гор.
"Аполлон-17". Масса однообразных кадров проезда (якобы ровера) среди бутафорских гор.

Только в одной кассете (Magazine 135/G) таких однообразных снимков мы насчитали 126.  И все эти снимки - сплошная бутафория - поддельные предметы взамен настоящих вещей. И в следующей кассете ещё около сотни кадров подобных декораций для кукольных спектаклей. И если появляется на фотографии астронавт, как бы вдали - то знайте, это - кукла.

"Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки. Куклы, как правило стоят неподвижно.
"Аполлон-17". Для получения дальних планов используются куклы, и на переднем плане раскладываются маленькие камешки. Куклы, как правило стоят неподвижно.

Эти астронавты-куклы не могут ходить, поэтому на фотографиях они всегда обездвижены, стоят или сидят, застыв в одном и том же положении. Они не реагируют на то, что их фотографируют, стоят, как вкопанные. Лишь иногда кукловоды, как бы "для приличия" чуть приподнимают кукле руку в каком-нибудь одном кадре, но не более того. Куклы не могут приблизиться к фотографу - вы никогда не найдёте ни в одной миссии последовательность фотокадров, когда астронавт из глубины кадра выходит на средний план - куклы сами не могут ходить, а кукловоду не так просто подойти к кукле и подвигать её, даже если расстояние до куклы всего 5 метров. Ведь не может кукловод наступить на "лунный пейзаж" и подойти к игрушечному астронавту, чтобы поправить ему руку. Кукловода приходится всякий раз опускать сверху на кране, и он может нечаянно потревожить миниатюрные камешки. Вот и снимают фотографы на так называемой Луне только панорамы с одного и того же места с неподвижными куклами-астронавтами.

Максимум, что придумали в НАСА - это наклонять съёмочную камеру то вверх, то вниз, чтоб было хоть какое-то отличие в соседних кадрах, и в каждом третьем кадре делать засветку. Вот сравните три последовательных снимка на одной подборке (№№ 21811, 21812, 21813, эти кадры выше этого текста) и три последовательных снимка другой подборки (№№ 20758, 20759, 20760, эти кадры ниже) из миссии "Аполлон-17", номер по каталогу НАСА указан внизу на последнем кадре серии. Что же мы видим:

- первый снимок: объект находится по центру или ниже центра кадра,

- второй снимок: объект находится в верхней части кадра,

- третий снимок: объект опять внизу, и засветка на весь кадр. 

 "Аполлон-17". Куклы на фотографиях всегда обездвижены.
"Аполлон-17". Куклы на фотографиях всегда обездвижены.

Когда, в отличие от фотографий, мы смотрим лунное видео, то про себя отмечаем, что астронавты  в кадре суетятся непрерывно, перемещаясь перебежками, ни на секунду не останавливаясь. Примерно половину времени они находятся в стадии прыжка и полёта, оторвавшись от поверхности. Если бы кто-то их фотографировал, то примерно половина фотокадров запечатлела бы астронавтов в стадии полёта, висящими "в воздухе", над поверхностью. Но все фотографии, в отличие от кино, почему-то однообразно статичны, как будто астронавты жёстко прикреплены к поверхности. 

Нет ничего более противоречивого между лунными фотографиями и лунными видеосюжетами - между статичными фотоснимками и кадрами, где астронавты двигаются. Как будто фотографии и видео делали две разные съёмочные группы, которые не знали о существовании друг друга, и поэтому придерживались диаметрально противоположных принципов. На видео - астронавты шаркают ногами, расшвыривают песок, поэтому становится очевидным, что никаких чётких следов на песке при таком способе передвижения остаться не должно. А когда мы смотрим на фотографии – там наоборот – все следы совершенно чёткие, особенно на переднем плане, и - сплошная статика.

В лунных миссиях "Аполлонов" мы насчитали более 2 тысяч фотокадров, где вместо астронавтов (или актёров, их изображающих) на снимках находятся куклы и макеты.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов

14. Все дальние планы и ландшафты на Луне сняты с помощью кукол и макетов

До новых встреч!