31. Как в павильоне был снят выход в открытый космос, или разгадка "Джемини-4". Часть 1.

13k full reads
20k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 67% of the total page views
9,5 minutes — average reading time

Уважаемые друзья!

Прошло всего 2,5 месяца с того момента, как впервые в мире в открытое космическое пространство вышел Алексей Леонов (СССР, корабль "Восход-2", март 1965 г.), как такой же выход повторили американцы - это был Эдвард Уайт (США, корабль "Джемини-4", июнь 1965 г.). Внимательно просмотрев ролик с Эдвардом Уайтом в главной роли, я понял, что это не выход в открытый космос, а короткометражный фильм, снятый в павильоне специалистами Голливуда (ролик длится 8 минут 55 секунд - ссылка ниже). С точки зрения кинооператора я "разложил" этот ролик на киноприёмы, в результате чего родилась целая статья с продолжением - как это было снято. Написано уже несколько частей. Надеюсь, вам будет интересно!

*

Предисловие.

Толчком к написанию моего «исследования» послужила статья доктора физико-математических наук А.Попова о космическом корабле «Джемини-4». Статья называлась «Первый выход американского космонавта в открытый космос – подделка кино!». Рассматривая киноролик о выходе американца Уайта в открытый космос, А.Попов обращает внимание на детали, которые говорят о фальсификации съёмок – это, например, немотивированно трепещущая лента вокруг скафандра (из-за потока воздуха) и неправильное (петлеобразное) движение облаков в конце ролика. Автор статьи приходит к выводу, что перед нами – подделка, а сам астронавт просто висит.

Однако у читателей оставался вопрос: каким же образом актёр, подвешенный на тросе, совершает такие невероятные кульбиты в пространстве, с поворотами в разных плоскостях, столь характерными для невесомости.

Мне, как специалисту кино, работающему в этой отрасли более 35 лет, как раз несложно ответить на эти вопросы. В своём исследовании я покажу те простые киноприёмы, которые позволили на экране создать иллюзию невесомости. Кто работает в кино или просто интересуется вопросами создания фильмов на космическую тематику, тем хорошо известны эти трюки, применяемые для получения эффекта невесомости. Они подробно описаны в специальных журналах (например, «American Cinematographer»), в различных книгах (например, «Техника комбинированных съёмок») - рис.1 - и, конечно же, в многочисленных интернет-статьях (например, https://www.mirf.ru/kino/kak-izobrazhayut-nevesomost-v-kino/).

Рис.1. Журнал и книга
Рис.1. Журнал и книга
Рис.1. Журнал и книга

Чтобы понять, каким образом был снят в павильоне «выход Уайта в открытый космос», необходимо упомянуть три киноприёма, которые существовали в докомпьютерную эпоху и применяются до сих пор. Прошу прощения у продвинутых читателей, что буду вновь излагать известные факты и приводить порой «заезженные» киноцитаты из известных фильмов. Ведь вполне возможно, что кто-то из читателей не смотрел этих фильмов или просто не знает, каким образом снимались в художественном (игровом) кино те или иные необычные кадры. Например, в некоторых кадрах в фильмах «Космический рейс» (Мосфильм, 1935), «Дорога к звёздам» (Леннаучфильм, 1957) и «Место назначения – Луна» (США, 1950) невесомость снималась таким образом: актёр подвешивался на тросе, но благодаря нижней точке съёмки (камера была направлена вертикально вверх), трос перекрывался спиной актёра. Это давало возможность актёру свободно «парить» внутри декорации - рис.2.

Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс».
Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс».
Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс».

Аналогичные приёмы использовались мастерами Голливуда для создания невесомости в кадрах «Джемини-4». На наш взгляд, разоблачение аферы «Джемини» имеет очень важное значение. Как написал А.Попов, «…Именно на фундаменте «Джемини» возведено «здание полётов на Луну». Показать, что этот фундамент фальшивый – означало бы нанести серьёзный удар по лунной афере. … К пятидесятилетию проекта «Джемини» известный американский сайт «Атлантик» писал: «НАСА начала проект «Джемини», чтобы подготовить грядущую программу «Аполлон». Были достигнуты сотни целей, включая первый американский выход в космос. После окончания проекта многие астронавты «Джемини» полетели на «Аполлонах» к Луне»».
Самым распропагандированным в космической афере (до лунной Аполлониады), является «Джемини-4». Согласно НАСА, 3 - 7 июня 1965 года состоялся полёт этого корабля (экипаж – Э. Уайт и Д. Макдивитт), причём именно в эту экспедицию астронавт Э. Уайт совершил выход в открытый космос.

Как был показан выход в открытый космос.

Согласно легенде НАСА, американцы вышли в открытый космос через два с половиной месяца после того, как такой выход впервые в мире был осуществлён Советским Союзом. Алексей Леонов, гражданин СССР, вышел в открытый космос 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2». А уже 3 июня 1965 г. Эдвард Уайт якобы совершил выход в открытый космос с корабля «Джемини-4» - рис.3.

Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник.
Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник.
Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник.

Мы пишем «якобы», потому что у нас есть веские доказательства, что никакого выхода в открытый космос американцы не осуществляли, а предоставленный 9-минутный ролик «космической прогулки» (space walk) был отснят в павильоне силами мастеров Голливуда. Изначально фильм снят на 6 кадров в секунду, а для демонстрации при стандартной скорости 24 к/с, каждый кадрик повторен по 4 раза. Поэтому всё изображение выглядит в виде дёрганых быстрых стоп-кадров.
На Ю-Тубе выложен осовремененный (обработанный на компьютере с применением современных программ) вариант выхода  Уайта в открытый космос. 6 кадров в секунду превратили в 24 кадра не механическим размножением, а интерполированием (достраиванием) промежуточных кадров. К тому же изображение стабилизировали - убрали подёргивания кадров.

Видео выхода Уайта в открытый космос

Сам ролик сделан великолепно. И очень похож на документальную съёмку. Уайт вначале стоит у открытой дверцы космического корабля, затем, удерживаемый фалом, медленно отлетает метров на пять. При этом он крутится в разных направлениях, то скрываясь за границами кадра, то появляясь опять - рис.4.

Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.
Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.
Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.

Казалось бы, снято убедительно и очень похоже на настоящую невесомость. Однако через 3 минуты после начала ролика вдруг происходит событие, которое сразу же заставляет усомниться в документальности происходящего. Из открытой дверцы космического корабля вслед за вышедшим Уайтом вылетает перчатка - рис.5.

Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.
Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.
Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.

Она свободно парит в пространстве, соскальзывает с дверцы, движется вверх, ударяется о фал, переворачивается, отлетает в сторону и скрывается за границей кадра. По мнению мастеров Голливуда, этот факт должен убедить зрителя в том, что съёмка происходит в невесомости.
Сколько ни приглядывайся к перчатке, вокруг неё не видно контуров, которые могли бы остаться от контрмаски, если впечатывание объекта в кадр производилось с помощью хромакея.
В докомпьютерную эпоху использование хромакея легко идентифицировать по контурам вокруг внесённого на фон объекта - рис.6.

Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).
Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).
Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).

Для отделения хромакея (синего или зелёного фона) используются две контрастные чёрно-белые киноплёнки, с их помощью делают маску и контрмаску - рис.7.

Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке.
Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке.
Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке.

Одна пленка закрывает фон, когда впечатывается переднеплановый объект, а вторая пленка закрывает сам объект, и тем самым открывает доступ к фону. В две экспозиции на новую кинопленку поочередно впечатывается отдельно фон и отдельно переднеплановое изображение. Из-за этих масок (приглядитесь, их края "заплывают") вокруг предметов образуются контуры, которые выдают применение комбинированных съёмок.
  С этой точки зрения можно утверждать, что в видеоролике о «Джемини-4» перчатка реальная и действительно находится в кадре одновременно с астронавтом, сталкиваясь на своём пути то с дверцей, то с фалом астронавта.
Но именно эта парящая перчатка является ключом к разгадке «Джемини». Перчатка выдаёт способ съёмки.
Но чья это перчатка и кто её бросил? Второй астронавт Д.Макдивитт? Хоть капсула «Джемини» очень маленькая по размеру, там вмещались два астронавта - рис.8.

Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини».
Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини».
Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини».

Исходя из конструкции капсулы, он может находиться только слева. И перчатка вылетает из внутреннего отсека откуда-то слева и ударяется об иллюминатор дверцы. Но зачем он бросил перчатку? И с чем остался сам? Ведь при открытии дверец капсулы внутри наступает полная разгерметизация.
Не будем на этом заострять внимание, может, у них там в капсуле хранится куча запасных перчаток! Данная перчатка нам рассказала о другом, более важном факте – о том, что здесь использован приём комбинированных съёмок. Потянув за эту ниточку, мы обнаружили целый клубок подтасовок и несоответствий, и в движениях астронавта, и в эффекте невесомости, которые нас убедили в том, что «выход в открытый космос» снят в павильоне на фоне киноэкрана.
   Именно на фоне киноэкрана снимали пролёт «Джемини» по орбите Земли в художественном фильме «Человек на Луне» (First Man, 2018). Фильм посвящен первопроходцу Армстронгу, который до миссии «Аполлон-11» якобы летал на «Джемини-8». Вообще, многие астронавты из проекта «Джемини» потом стали лунонавтами. Стоит добавить, что всего в миссии «Джемини», согласно легенде НАСА, было 10 полётов за полтора года.
   Так вот, пролёт «Джемини» над земной поверхностью снимался в фильме «Человек на Луне» с помощью макета капсулы, которая проецировалась на киноэкран с движущимися облаками. Точнее, это был не просто киноэкран, а современная LED-панель. Капсула могла вращаться вокруг продольной оси, изображая кручение космического корабля. А, кроме того, платформа, на которой крепилась капсула, с помощью гидравлических поршней-опор, могла раскачиваться в горизонтальной плоскости.
Вот как это выглядело - рис.9.

Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков для фильма "Человек на Луне".
Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков для фильма "Человек на Луне".
Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков для фильма "Человек на Луне".

Файл гиф.
Файл гиф.
Файл гиф.

В общих чертах примерно так же снимался выход Уайта в открытый космос. Съёмочная камера была установлена на макете космического корабля, движение облаков проецировалось на киноэкран, а сам астронавт был подвешен на двух тонких стальных тросах, похожих на рояльные струны. Например, именно рояльные струны применялись для подвешивания актеров при съёмке сцен невесомости в голливудском фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г. Фильм в 1951 году получил "Оскар" за спецэффекты.
 Во время съёмок фильма «Место назначения – Луна»
…Отдельная сложность возникла со скафандрами. Поначалу режиссёр хотел позаимствовать амуницию у лётчиков. Такое облачение смотрелось очень выигрышно и аутентично, но оказалось, что ткань подобных костюмов нежная и легко рвалась от соприкосновения с рояльными струнами, на которых подвешивали актёров для имитации невесомости. Художнику пришлось создавать с нуля дизайн скафандров… В тяжёлых, закрытых скафандрах актёрам было тяжело перемещаться, и они быстро задыхались и уставали. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_назначения_—_Луна )

Возможно, вы с недоверием отнесётесь к заключению, что астронавт Уайт в обсуждаемом ролике просто подвешен на двух тросах (при одном тросе актёр будет раскручиваться вокруг оси). Человеку, незнакомому с технологией комбинированных съёмок, не понятно, как актёр, изображающий Уайта, может крутиться в разных плоскостях и выполнять непростые кульбиты. Подождите немного, мы откроем для вас эти киносекреты. Вы удивитесь, когда узнаете, что подвешенный на тросе актёр, никаких кульбитов и поворотов не выполнял вообще, а просто висел неподвижно, иногда слегка шевеля руками и ногами. А повороты вместо него делала съёмочная камера - она двигалась вокруг астронавта.
Но прежде чем в деталях раскрыть технологию, как в павильоне создавали эффект невесомости, позвольте рассказать о четырёх причинах, которые подвели нас к выводу, что выход Уайта в открытый космос - фальсификация. Первые две причины упоминались неоднократно и до нас, поэтому мы ограничимся лишь их беглым описанием. А вот третья и четвёртая причина относятся непосредственно к области кино, и поэтому будут рассмотрены нами подробно.

1-я причина - разгерметизация.

Есть принципиальная разница в том, как выходили в открытый космос советские космонавты и тем, как это изображали американские астронавты в 60-е годы. Американцы выходили напрямую в открытый космос (открыли дверцу и вышли), а в СССР была придумана переходная шлюзовая камера. При таком способе выхода из космического летательного аппарата внутри не наступает разгерметизация, и все приборы продолжают работать в атмосфере воздуха
Например, для выхода Алексея Леонова использовалась гибкая надувная шлюзовая камера «Волга» - рис.10-12.

Рис.10. Шлюзовая камера для выхода в открытый космос.
Рис.10. Шлюзовая камера для выхода в открытый космос.
Рис.10. Шлюзовая камера для выхода в открытый космос.

Рисунок взят из проекта "Леонов, твой выход!"

Рис.11. Алексей Леонов и нарисованная им картина выхода в открытый космос.
Рис.11. Алексей Леонов и нарисованная им картина выхода в открытый космос.
Рис.11. Алексей Леонов и нарисованная им картина выхода в открытый космос.

Рис.12. Шлюз в музее космонавтики в Москве.
Рис.12. Шлюз в музее космонавтики в Москве.
Рис.12. Шлюз в музее космонавтики в Москве.

На внешней поверхности корабля были установлены камеры телевизионной системы «Топаз-25». Съёмка непосредственно с корабля также велась с помощью специальной 16-мм кинокамеры С-97 в экранно-вакуумной оболочке. О выходе Алексей Леонова в 1965 году выпущен документальный фильм «В скафандре над планетой».

Сейчас на МКС выходят в открытый космос только через шлюз, разгерметизация внутри МКС не происходит.

Американцы совершили свой первый выход в открытый космос с космического корабля «Джемини-4» - так рассказывает легенда НАСА. Изначально выход в открытый космос не был запланирован. Но поскольку такой выход был осуществлён в Советском Союзе, то США пришлось «догонять» СССР, правда, на этот раз средствами Голливуда. И чтобы не просто догнать, а обогнать СССР, сообщили, что пребывание в открытом космосе составило 20 минут, в то время как А.Леонов находился в открытом космосе 9 минут 12 секунд.
   В 60-е годы ХХ века американцы ещё не разработали шлюзовую камеру, поэтому астронавты «Джемини-4» просто открыли дверцы космического аппарата и Эдвард Уайт вышел наружу и совершил так называемую «космическую прогулку» - spacewalk.

2-я причина – люк.

На форумах горячо обсуждается то, в какую сторону открывался люк "Джемини-4".

На подводных лодках люки открываются наружу, чтобы при погружении давление воды прижимало люк к отверстию - рис.13.

Рис.13. Люк открывается наружу.
Рис.13. Люк открывается наружу.
Рис.13. Люк открывается наружу.

Если бы люки открывались вовнутрь, то из-за большого давления снаружи вода стремилась бы открыть люк и просочиться через щели.
В космическом же корабле давление идёт изнутри, поэтому люки в спускаемом аппарате открываются вовнутрь - рис.14. Внутреннее давление прижимает люк к отверстию.

Рис.14. Люк спускаемого аппарата открывается вовнутрь.
Рис.14. Люк спускаемого аппарата открывается вовнутрь.
Рис.14. Люк спускаемого аппарата открывается вовнутрь.

Кроме того, люки делают круглой формы, чтобы обеспечить равномерность давления.
А теперь посмотрим на люки космического корабля «Джемини-4» - они прямоугольные, точнее трапециевидные, и открываются наружу. Линия соприкосновения имеет сложную рельефную форму - рис.15.

Рис.15. Сложная рельефная линия люкового отверстия "Джемини".
Рис.15. Сложная рельефная линия люкового отверстия "Джемини".
Рис.15. Сложная рельефная линия люкового отверстия "Джемини".

Кроме того, площадь такого люка испытывает большое давление изнутри. Вот в "Аполло-7", который (как многие считают) реально выходил в космос на круговую орбиту вокруг Земли, площадь люка значительно меньше.

Люк "Аполло-7".
Люк "Аполло-7".
Люк "Аполло-7".

Мы не будем здесь обсуждать особенности инженерного решения люков и то, чем (оконной "Г"-образной ручкой или штурвалом) они открываются. Мы лишь обозначили тему, которая время от времени всплывает на форумах при обсуждении полётов "Джемини". Оставим эти вопросы за скобками, пусть ими занимаются инженеры и конструкторы.

Моя задача заключается в другом - в том, чтобы с точки зрения своей профессии, кинооператора - рассказать о тех кинематографических приёмах, которые были использованы для создания в павильоне иллюзии невесомости, и по мере возможности повторить на моделях некоторые фрагменты полёта.

*

Продолжение, часть2.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!