41. Дилетанты из "Лунной программы" против кинооператора Л.Коновалова.

31 January
30k full reads
6 min.
45k story viewsUnique page visitors
30k read the story to the endThat's 68% of the total page views
6 minutes — average reading time

Я очень мало читаю из того, что пишет канал "Лунная программа". Не нахожу там ничего интересного. Но в этот раз, в конце января (2021 г.), статья, посвященная мне ("Как Леонид Коновалов "разоблачает" программу Аполлон"), стала назойливо три дня подряд появляться в моей ленте. И я её прочитал.

Этот канал, "Лунная программа", появился примерно год назад, после того, как в феврале 2020 г. на "Яндекс-Дзене" я опубликовал три статьи про то, что американцы никогда не были на Луне. С точки зрения кинооператора я проанализировал некоторые "лунные" снимки и видеозаписи и пришёл к выводу, что все они однозначно сняты в павильоне. И вот тогда и возник этот канал - "Лунная программа". Самую первую статью они посвятили разоблачению некоторых доказательств Коновалова. Такая простенькая наивная статья, ничего не доказывающая и не разоблачающая. В ответ я подробно разобрал указанную фотографию из миссии «Аполлон-15» и рассказал, каким образом были сняты находящиеся рядом похожие снимки - астронавт был снят в павильоне на фоне огромного (шириной 32 или 33 метра) киноэкрана, куда проецировалась лунная гора. Поскольку в своей статье помимо фотографий из миссии «Аполлон-15» я привёл аналогичные фотографиями из миссий «Аполлон-16» и «Аполлон-17», то в результате появилась ответная статья под названием "Все высадки на Луну американцы сняли в одном и том же павильоне".

Вот и на этот раз "Лунная программа" выступила против Коновалова. Если судить по скрин-шоту моей статьи (а сделан он в сентябре 2020 г.), "Лунной программе" понадобилось более 4 месяцев, чтобы найти возражения на мои аргументы.

Скрин-шот, размещённый в статье 2021 г.
Скрин-шот, размещённый в статье 2021 г.
Скрин-шот, размещённый в статье 2021 г.

Авторам этого канала, ПОКАЗАЛОСЬ, что они смогли найти серьёзные возражения против версии кинооператора Коновалова, что «лунные» кадры сняты в павильоне. Но все их доводы выглядят наивными и легко опровергаются практикой. Люди, далёкие от кино (я имею в виду авторов "Лунной программы"), в своей январской (2021 г.) статье "Как Леонид Коновалов "разоблачает" программу Аполлон" стали ПРЕДПОЛАГАТЬ, где могут находиться осветительные приборы и как на киностудиях делаются круговые панорамы. Но это лишь предположения людей, не знающих, как делается кино. Они зашли в ту область, где являются дилетантами. Придётся им рассказать, как на самом деле работают в Голливуде, и каким образом снимается кино на космическую тему.

Первый аргумент «Лунной программы»

(Мы процитируем несколько строк текста и возьмём оттуда две картинки.)

У нас есть стоящий астронавт, поднятая рука и флаг. Все они отбрасывают тени. А это значит, что мы можем посмотреть, где находится источник света. Если это студия, то можем составить представление о высоте потолка.

Первая картинка из цитируемой статьи.
Первая картинка из цитируемой статьи.
Первая картинка из цитируемой статьи.
Вторая картинка из цитируемой статьи.
Вторая картинка из цитируемой статьи.
Вторая картинка из цитируемой статьи.

В принципе этого уже достаточно... - пишет "Лунная программа".

Всё! Профессиональный кинооператор Коновалов повержен! Дилетанты победили!

В помощь "Лунной программе" добавлю к этим словам ещё несколько "убийственных" фактов.

Самыми мощными осветительными приборами являются ДИГи (дуга интенсивного горения) - приборы, в которых источником света является не лампа накаливания, а электрическая дуга, возникающая между двумя угольными электродами (аналог светящейся дуги при сварке металлов). Эти угли быстро прогорают, примерно за 50 минут. Их нужно всё время менять. А теперь представьте, что осветительный прибор разместили под потолком. На какую высоту придётся тянуть мощные кабели электрического тока для осветительных приборов? И как каждый час менять сгорающие угли?

А как же имитировать изменение подъёма Солнца во время пребывания на Луне? Смонтировать внешний лифт (для небольшого подъёма и опускания осветительного прибора)? С помощью него можно было бы воссоздавать в павильоне изменение высоты солнца, которое происходит на Луне в течение 20-30 часов пребывания там астронавтов. Так что ли?

А если учесть, что в кадре необходимо получить поток более-менее параллельных лучей, то осветительный прибор нужно отодвинуть ещё дальше. Сейчас, судя по рисунку, длина красных лучей (от осветительного прибора до грунта) составляет около 40 метров. На таком удалении, по крайней мере, должен находиться осветительный прибор!

Всё! Неразрешимый клубок сложностей! В павильоне невозможно повторить "лунный снимок"! - в этом уверена "Лунная программа", потому что понятия не имеет, как в Голливуде снимается кино на космическую тему.

"Лунная программа" считает, что осветительный прибор обязательно должен быть под потолком. Вот в этом и есть их главная ошибка!

Кинематографисты не были бы кинематографистами, если бы не нашли изящное решение для такой "технически невыполнимой" задачи. 
Не обязательно поднимать сам осветительный прибор на такую высоту. Он может оставаться на земле, точнее, на полу павильона. А наверх, под потолок павильона, нужно поднять всего лишь зеркало.

Имитация света солнца с помощью осветительного прибора, расположенного на земле.
Имитация света солнца с помощью осветительного прибора, расположенного на земле.
Имитация света солнца с помощью осветительного прибора, расположенного на земле.

При такой конструкции высота павильона уменьшается в 2-3 раза, а длина пути от осветительного прибора до места съёмки остаётся прежней. С такого удаления можно легко получить эффект параллельных лучей и параллельных теней. И, самое главное, когда гигантский осветительный прибор находится на земле, им легко управлять.
Более того, вместо одного осветительного прибора можно поставить сразу несколько приборов. Например, в 12-серийном фильме "From the Earth to the Moon" ("С Земли на Луну", 1998, продюсер и исполнитель главной роли – Том Хэнкс), имитацию света солнца в павильоне создавали 20 осветительных приборов с ксеноновыми лампами мощностью 10 кВт, расположенных рядом друг с другом. Лучи света направляли в сферическое зеркало, диаметром 2 метра, расположенное под потолком павильона.

Создание в павильоне света солнца «на Луне» с помощью 20-ти  осветительных приборов и сферического зеркала под потолком.
Создание в павильоне света солнца «на Луне» с помощью 20-ти осветительных приборов и сферического зеркала под потолком.
Создание в павильоне света солнца «на Луне» с помощью 20-ти осветительных приборов и сферического зеркала под потолком.

Кадр из фильма «С Земли на Луну»
Кадр из фильма «С Земли на Луну»
Кадр из фильма «С Земли на Луну»

 Кадр из фильма "С Земли на Луну", 1998 г.
Кадр из фильма "С Земли на Луну", 1998 г.
Кадр из фильма "С Земли на Луну", 1998 г.

Вы, надеюсь, обратили внимание на то, что зеркало под потолком павильона было не плоское, а сферическое. Сферические зеркала могут охватить бóльшую площадь по сравнению с плоскими зеркалами.

Отражение в выпуклом сферическом зеркале.
Отражение в выпуклом сферическом зеркале.
Отражение в выпуклом сферическом зеркале.

Если направить луч прожектора в сферическое зеркало, то тот объем пространства, который виден в зеркале, может быть высвечен одним источником света, направленным на него.

Использование выпуклого сферического зеркала позволяет высветить бóльшую площадь.
Использование выпуклого сферического зеркала позволяет высветить бóльшую площадь.
Использование выпуклого сферического зеркала позволяет высветить бóльшую площадь.

Вот вам и разгадка, как можно одним источником света высветить огромный павильон. При этом будет создаваться ощущение, что свет исходит из одной точки.

А теперь возьмите рисунок, который привела "Лунная программа", где высота потолка 31 метр. Поставьте на пути лучей зеркало, а сам источник света опустите на пол. И вместо 31 метра потолок окажется на высоте 10-12 метров. Самый обычный кинопавильон.

МИФ о том, что для создания "лунного снимка" нужен павильон с невероятно высоким потолком и его невозможно построить, РАЗРУШЕН!

Зайдите в любой крупный кинотеатр, вот хотя бы в IMAX на "Речном вокзале" в Москве. Там только экран высотой с 7-этажный дом (так написано в рекламе).

Кинотеатр на "Речном вокзале".
Кинотеатр на "Речном вокзале".
Кинотеатр на "Речном вокзале".

Высота потолка в 20 метров - самое обычное явление.

А ещё "Лунная программа" обижается:

  • И высоту источника света мы уже измеряли в каких-то древних публикациях. Тоже высота получалась гигантская. Но ответа тогда от кинооператора не последовало.

С чего это вдруг "Лунная программа" возомнила, что я должен отвечать на всю их дилетантскую писанину? И даже эту статью я пишу не для них, а для тех, кто хочет разобраться, каким образом в павильоне без труда можно воссоздать эффект солнца.

Какой там следующий аргумент Коновалова пытается опровергнуть "Лунная программа"? Угол панорамирования, на который может поворачиваться съёмочная камера? Сейчас мы поговорим и об этом. Давно хотел рассказать своим подписчикам, как в кинофильмах на космическую тему снимают круговые панорамы.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов.

Скоро продолжение!