6. Самые знаменитые «лунные» кадры сняты с использованием кукол.

23 March

Есть несколько кадров из «лунных» миссий США, которые знакомы всем. На первом месте по частоте цитирования стоит видеофрагмент, где Армстронг спускается по лесенке лунного модуля, это миссия «Аполлон-11», а второй, не менее часто показываемый сюжет - проезд астронавта на электромобиле (лунном ровере) из миссии «Аполлон-16». Вы увидите эти кадры в любой передаче, посвящённой лунной высадке. И даже просто в фильме про Луну вы обязательно встретите среди других нарезку из этих кадров.

Однако все эти кадры снимались не на Луне, а в павильоне. И никаких астронавтов в кадре не было вообще. В первом случае ("Аполлон-11") роль астронавта Армстронга на Луне исполнял карлик (об этом была наша отдельная статья), то во втором случае («Аполлон-16») роль астронавта исполняла… кукла. Это была сравнительно небольшая кукла, высотой около 25 см, примерно такая, какую показывают «разрушители мифов» в 104 серии, посвященной Луне:

«Разрушители мифов» (серия 104) демонстрируют куклу-астронавта.
«Разрушители мифов» (серия 104) демонстрируют куклу-астронавта.

Кукла в миссии "Аполлон-16" была в 8 раз меньше реального астронавта (масштаб 1:8), сидела неподвижно на игрушечной радиоуправляемой модели и за всё время съёмок ни разу не шелохнула ни рукой, ни ногой.

Подозрения в том, что реальных астронавтов в некоторых случаях (на общих и дальних планах) НАСА заменяет куклами, появились давно, но к таким высказываниям долгое время относились скептически, пока об этом не заговорили профессиональные деятели кино. Те, кто интересуется темой лунной аферы, наверное, видели интервью оператора комбинированных съёмок Всеволода Якубовича.

Кинооператор "Мосфильма" Всеволод Якубович.
Кинооператор "Мосфильма" Всеволод Якубович.

В.Якубович известен тем, что делал комбинированные кадры более чем к 80-ти фильмам на киностудии «Мосфильм», среди которых такие известные фильмы, как «Экипаж» (первый советский фильм-катастрофа с самолётами), «Бриллиантовая рука», «Тот самый Мюнхгаузен» (помните дерево, выросшее на голове оленя?), «Гардемарины, вперед!», «Зелёный фургон», «Айболит-66» и многие другие.

Оператор комбинированных съёмок не только определил, что в кадре находится кукла, но ещё и обратил внимание на то, что фон в кадре не настоящий, а изображён на вертикальной плоскости экрана. В это видео специально для англоязычной аудитории в видео были добавлены субтитры на английском языке.

За время проезда, а это два круга - с удалением от камеры и приближением, астронавт на ровере ни разу не двинулся: не шевельнул ни корпусом, ни ногой, ни рукой. Левая рука, как висела вначале параллельно земле в поднятом состоянии, так и не опустилась до самого конца проезда.

Левая рука астронавта все время висит в воздухе параллельно земле и не шевелится.
Левая рука астронавта все время висит в воздухе параллельно земле и не шевелится.

Разве такое возможно? Представьте, что вы управляете автомобилем: правая рука у вас занята управлением, держит руль. Вытяните теперь левую руку вперед, чтобы предплечье, запястье и кисть оказалась параллельны земле. Сможете ли вы в таком положении проехать два круга, вперёд-назад, вперёд-назад, с разворотами, так, чтобы левая рука ни разу не шелохнулась? Представили? Попробовали? Получается?

Не получится! У живого человека рука инстинктивно опустится на колено. Сравните эти “лунные” кадры с тем, как астронавты из миссии «Аполлон-16» вели себя на Земле на тренировочных заездах – левая рука у водителя (он на фотографии ближе к нам), лежит на бедре около колена. Причём это относится не только к тем моментам, когда ровер стоит на месте, но и когда ровер движется или когда происходит имитация движения, и при этом передние колеса вращаются.

Тренировка на ровере, передние колёса ровера вращаются (нижнее фото). Левая рука опущена.
Тренировка на ровере, передние колёса ровера вращаются (нижнее фото). Левая рука опущена.
Тренировочный заезд на ровере.
Тренировочный заезд на ровере.

Мы просмотрели массу фотографий тренировок с ровером – левая рука водителя всегда опущена, не зависимо от того, в скафандре находится астронавт или без него. Держать руку на весу неудобно. А вот кукла может держать руку вытянутой сколь угодно долго.    

Кроме этой детали оператор В.Якубович обратил внимание на явную границу, разделяющую переднеплановый грунт от изображения грунта на фоне. Верхняя  и нижняя половина кадра отличаются и по цвету, и по фактуре.

Вывод кинооператора был однозначным: граница раздела говорит об использовании комбинированных съёмок, когда нижняя и верхняя части кадра получены разными способами: нижняя  часть  – это насыпной грунт, лежащий в павильоне в горизонтальной плоскости, а верхняя часть – это изображение на вертикальном экране.

Эти кадры с проездом ровера как бы снимает второй астронавт. Что мы видим во время панорамирования? Съёмочная камера, сопровождая ровер, делает поворот более чем на 120°. При этом на всём протяжении маршрута граница раздела остается примерно на одном и том же удалении от точки съёмки, другими словами, идёт по кругу определённого радиуса. 

 Половина панорамы движения ровера, два кадра. Вдоль всего пути сзади за ровером видна граница раздела верхней и нижней части кадра (указана стрелками).
Половина панорамы движения ровера, два кадра. Вдоль всего пути сзади за ровером видна граница раздела верхней и нижней части кадра (указана стрелками).

Декорация лунного ландшафта по своему исполнению очень похожа на диораму. Диорама – это живописная картина изогнутая полукругом в виде ленты, с передним планом из объёмных предметов, в качестве которых могут быть  какие-то сооружения, реальные предметы или бутафорские, выполненные в масштабе.

Мы полагаем, что лунные холмы на фоне (во время проезда ровера), были нарисованы художником на основе лунных фотографий, а затем размещены по кругу в виде диорамы. Автоматические лунные станции (Луна-9, Сервейеры) уже передали на Землю вид реальных лунных пейзажей, поэтому нарисовать их было не сложно.

Лет 15-20 назад, когда качество видеокартинки в интернете было очень низким, с разрешением 320х240, трудно было понять, кто там едет на ровере. Но когда с 16-мм киноплёнки сделали новый скан с разрешением FullHD, да ещё и (смотрим видео) стабилизировали изображение, сразу стало понятно, что перед нами – неподвижная кукла, у которой из-за тряски во время езды лишь слегка раскачивается рука на консоли.

Зачем же понадобилось использовать куклу, хотя такой несложный проезд, казалось бы, вполне можно было отснять на полноразмерной модели ровера и посадить на ровер реального человека? 

Для этого есть две причины. Первая причина - трудность яркого освещения большого участка одним источником света, имитирующим солнце. Представьте, что вы ночью решили одним прожектором равномерно осветить футбольное поле. Вам придётся отнести прожектор метров на 200-250 и сделать самый широкий угол луча.

Стадион с футбольным полем с расстояния около 200 метров.
Стадион с футбольным полем с расстояния около 200 метров.

При этом освещённость на поле окажется очень низкой, чуть больше, чем в лунную ночь (в полнолуние). При таких условиях ничего снять не получится, ведь светочувствительность цветных киноплёнок в те годы была очень низкой. Кинолюбители снимали на плёнки светочувствительностью 50-100 единиц ASA, а самой высокочувствительной считалась киноплёнка со 160 единицами ASA. Именно такая светочувствительность киноплёнки, по данным НАСА, использовалась для съёмок ровера.

Сейчас, когда на любом цифровом фотоаппарате можно выставить светочувствительность 3200 ASA и больше, а минимальное значение порой начинается от 200, уже трудно представить, что 160 единиц в те годы считалось самой высокой чувствительностью. Для такой чувствительности, 160 единиц, нужно очень много света.

Если же использовать макеты в масштабе 1:8, то всю сцену с ровером можно снять в павильоне со съёмочной площадкой размером в 1/8 или даже в 1/10 часть футбольного поля - достаточно площадки 34 х 26 метров.

Размеры футбольного поля по рекомендациям FIFA, цветом выделена 1/8 часть поля.
Размеры футбольного поля по рекомендациям FIFA, цветом выделена 1/8 часть поля.

Высветить такую площадку вполне возможно одним зенитным прожектором с диаметром зеркала 1,5 метра, имитируя свет Солнца. Это самый мощный осветительный прибор.

Зенитный прожектор с диаметром зеркала 1,5 метра, серийно выпускавшийся в США.
Зенитный прожектор с диаметром зеркала 1,5 метра, серийно выпускавшийся в США.

Если же использовать ровер в реальном размере, а не в масштабе 1:8, то потребуется павильон в 8 раз больше по длине и в 8 раз больше по ширине. Площадь увеличится в 64 раза. Вместо размера в 1/10 часть футбольного поля, получится площадь павильона примерно в 6 футбольных полей (1/10 х 64). Осветить одним прибором 6 футбольных полей просто невозможно, соответственно требуется не менее 60-ти самых мощных осветительных приборов. Как их размещать, если нужно создать ощущение единственного источника света, как бы свет от Солнца?

На стадионах осветительные приборы размещают обычно так:

Вечернее освещение футбольного поля на стадионе
Вечернее освещение футбольного поля на стадионе

По мнению кинооператоров, весь проезд ровера снимался в небольшом павильоне с расположенным по окружности рисованным фоном. 

Схема съёмки в павильоне проезда ровера для миссии "Аполлон-16"
Схема съёмки в павильоне проезда ровера для миссии "Аполлон-16"

Есть и вторая причина, более важная, почему стали использоваться куклы. При реальных размерах ровера невозможно сделать вылет песка из-под колёс на большую высоту. На форумах можно найти много математических расчётов, показывающих, что при лунном тяготении частички песка из-под колёс ровера (при заявленной НАСА максимальной скорости 18 км/ч) должны подниматься на высоту более 2 метров, т.е. намного выше самого ровера.  

Снять вылет песка на 2 метра в высоту (при скорости ровера 10-18 км/ч) просто невозможно на полноразмерной модели. В земных условиях даже при скорости отрыва песка 36-40 км/ч (что в 2 раза больше максимальной скорости ровера) песок поднимается на высоту не более 1 метра. 

В земных условиях песок из-под колёс не поднимается выше 1 метра.
В земных условиях песок из-под колёс не поднимается выше 1 метра.

А вот на уменьшенной копии сделать вылет песка выше модели можно без труда.

Уменьшенная радиоуправляемая модель движется по песку.
Уменьшенная радиоуправляемая модель движется по песку.

Вот так примерно эта модель выглядит вблизи. Фото из интернета.
Вот так примерно эта модель выглядит вблизи. Фото из интернета.

Использование уменьшенной модели позволяет добиться эффекта высокого вылета частиц песка, в 2 раза выше самой модели. Это почти как на Луне. Таким образом, часть задачи - создание эффекта движения как бы по Луне - решается с помощью уменьшенной модели.

Осталось решить последний момент: песок «как на луне» должен очень медленно падать вниз. Поскольку ускорение свободного падения на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле, то скорость показа нужно замедлить в корень квадратный из 6, т.е. 2,46 раза. Другими словами, чтобы при показе киноролика песок падал вниз медленнее (как бы на Луне), его нужно снимать на скорости в 2,5 раза выше стандартной - на 60 кадрах в секунду, а проецировать при 24 кадр/с.

По мнению кинооператоров, самые знаменитые проезды ровера по Луне – это всего лишь комбинированные кадры, снятые в небольшом павильоне с использованием куклы и радиоуправляемой модели. Модель была примерно в 8 раз меньше реального  прототипа. Роль удаленного фона выполнял нарисованный задник, который был расположен по окружности. Скорость съёмки устанавливалась специально завышенной, 60 к/с, чтобы при проекции на 24 к/с получить в 2,5 раза замедленный эффект, как бы эффект слабого лунного тяготения.

*

Продолжение: "Какой прием позволяет скрыть, что перед нами игрушечный ровер".

С вами был кинооператор Л.Коновалов.

Выставляю свет на актёра А.Семчева (известного по рекламе: - Ты где был? - Пиво пил!)
Выставляю свет на актёра А.Семчева (известного по рекламе: - Ты где был? - Пиво пил!)

До новых встреч!