63. Каким образом из двух снимков получалась одна лунная фотография?

1,5k full reads
2,4k story viewUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 66% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Если в графическом редакторе поднять яркость фотографии, где на фоне черного космоса висит лунный модуль (её номер по каталогу НАСА AS11-44-6592),

Изображение из архива НАСА, AS11-44-6592HR.
Изображение из архива НАСА, AS11-44-6592HR.
Изображение из архива НАСА, AS11-44-6592HR.

то мы увидим следы монтажа - как будто кто-то вырезал лунный модуль и вклеил его в другую фотографию, где чёрный космос виден через иллюминатор.

Вокруг лунного модуля
Вокруг лунного модуля
Вокруг лунного модуля

Об этом несколько лет назад написал в своей книге кинооператор Ю.Елхов, а недавно фрагмент из этой книги он разместил на канале Дзен.

Эта фотография до сих пор находится на официальном канале НАСА по адресу: https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/AS11-44-6592HR.jpg

Вот что Юрий Елхов написал об этой фотографии:

Изображение Лунного Модуля «Орел» вырезано (причем, вырезано примитивно и грубо) из какой-то другой фотографии и вмонтировано в фотографию № 26, с фрагментом нерезкого люка Командного Модуля «Колумбия» на переднем плане.

Когда вы прочли слово "вырезано", то первая мысль, которая к вам пришла - мол, взяли ножницы и вырезали кусок изображения. Некоторые именно так и подумали, судя по комментариям. Даже некоторые люди с инженерным образованием подумали так. Но на самом деле никто никакое изображение не резал. Ни ножницами, ни лезвием, ни бритвой. Изображение уникальное, может, единственное в своём роде, поэтому его даже руками не трогали.

Совмещение изображений, или другими словами, коллаж, - процесс непростой, но давно отработанный во всех деталях. В связи с этим я расскажу о нескольких способах совмещения, которые применяются на практике.

Конечно, можно взять слайдовую плёнку с изображением лунного модуля и ножницами вырезать нужный нам фрагмент. Размер кадра (согласно НАСА) 53х53 мм, так что, вооружившись часовой лупой и остро заточенными ножницами, можно аккуратно вырезать по контуру лунный модуль.

Вооружившись лупой, как часовщик...
Вооружившись лупой, как часовщик...
Вооружившись лупой, как часовщик...

Потом вырезанный фрагмент нужно намазать клеем и прижать к кадру, который изображает чёрное небо через иллюминатор. И что получится в результате? Да ничего не получится!

Вот представьте сами: на изображение лунного модуля вы сверху накладываете черный квадрат, другой кадр. Плотность чёрного тона на слайдовой плёнке такова, что свет при прохождении ослабляется примерно в тысячу раз. Хоть и сделан кадр на обращаемой плёнке, которая сама по себе прозрачна, но космос-то на плёнке чёрный и свет не пропускает.

Наверное, вам не нравится, что чёрный космос мы накладываем на модуль сверху. Можно поменять кадры местами, это ничего не изменит - сквозь черноту космоса модуль не будет виден. Поэтому оставим такой вариант - наложение двух слайдов, как неприемлемый.

Рассмотрим другой вариант. Печатаем фотографии на цветной бумаге, аккуратно ножницами вырезаем нужный участок, клеим сверху на другой кадр и полученный коллаж переснимаем фотоаппаратом.

Можно так сделать? Конечно, можно. Но что получится в результате?
Скорее всего, из-за толщины бумаги будет видна граница склейки. Но это не самое главное неудобство. Ведь дальше мы эту фотографию должны переснять (сделать репродукцию), чтобы она оказалась в виде одного кадра на прозрачной фотоплёнке, как будто это кадр, сделанный Хассельбладом на Луне. 

Однако любой профессионал сразу определит, что переснята была фотография. Дело в том, что на фотобумаге самое яркое место (белая поверхность) отражает примерно 80% света, а максимальная чернота - примерно 4%. Интервал яркостей на фотобумаге всего 1:20, т.е самое яркое место на бумаге всего в 20 раз ярче, чем самый черный участок. А на слайде (и на позитивной киноплёнке) интервал яркостей значительно больше. Самоё черное место на слайде может иметь плотность более 3 Бел, т.е это место ослабляет свет в 10ˆ3, т.е. 1000 раз.

Замер самого тёмного участка на фильмокопии.
Замер самого тёмного участка на фильмокопии.
Замер самого тёмного участка на фильмокопии.

А самое светлое место уменьшает свет всего в два раза. Таким образом получается интервал яркостей 1:500. Фотография, переснятая на слайдовую плёнку, будет казаться малоконтрастной. Будет сразу видно, что перед нами репродукция. Следовательно, исходник для пересъёмки должен быть не в виде фотографии, а в виде изображения на позитивной плёнке.

Такой аппарат, переснимающий одно плёночное изображение на другую плёнку, широко применялся в кино в доцифровую эпоху, назывался он трюк-машина. Самой продвинутой аппаратурой для комбинированных съёмок в те годы была британская трюк-машина Оксбери (Oxberry).

Трюк-машина Оксбери (из коллекции Политехнического музея Москвы).
Трюк-машина Оксбери (из коллекции Политехнического музея Москвы).
Трюк-машина Оксбери (из коллекции Политехнического музея Москвы).

Как совмещаются два изображения на этой машине, я уже писал в статье "Почему на лунном "небе" появились тени?", приводил пример, как в одном кадре совмещали одного и того же актёра, играющего двух разных персонажей. Это был Жан Поль Бельмондо в фильме "Чудовище".

Комбинированный кадр. Актёр Ж.П.Бельмондо играет сразу две роли.
Комбинированный кадр. Актёр Ж.П.Бельмондо играет сразу две роли.
Комбинированный кадр. Актёр Ж.П.Бельмондо играет сразу две роли.

Наш общий знакомый Николай, пишущий под ником ING250, обсуждая фотографию НАСА AS11-44-6592 с признаками монтажа, привёл пример съёмки двойников на фотографии. Ведь такую процедуру, как совмещение двух разных кадров воедино, умели делать и 150 лет назад. На фотографии, сделанной около 1871 года, фотограф О.Рейландер изобразил себя в двух ролях.

Стоп-кадр из видео Николая. Фотосъёмка двойника.
Стоп-кадр из видео Николая. Фотосъёмка двойника.
Стоп-кадр из видео Николая. Фотосъёмка двойника.

Но даже и 150 лет назад не пользовались ножницами и ничего не вырезали. Всё совмещение производили на трюк-машине той поры, в общем, на обычном фотоувеличителе.

Сначала в фотоувеличитель вставляли первый негатив.

Печать на фотоувеличителе с негатива.
Печать на фотоувеличителе с негатива.
Печать на фотоувеличителе с негатива.

И часть изображения, где должен появиться другой человек, перекрывали непрозрачной маской. Чаще всего в качестве "маски" использовалась рука. Руку помещали между объективом и печатным столиком, ближе к фотобумаге. И рукой закрывали часть изображения. Например, правой рукой закрывали правую половину снимка. Чтобы граница тени от руки получилась размытой, руку слегка покачивали. Печатали, естественно, при красном свете. Экспонировали левую часть снимка в течение 5-10 секунд.

Затем круглым красным стеклом (см. на фото) перекрывали свет от объектива, меняли негатив, и другой рукой, теперь уже левой, перекрывали напечатанную часть изображения. Экспонировали правую часть изображения, слегка покачивая рукой.

И снимок поэтому получался без резкой границы перехода. У дальней ножки мольберта дугообразная деталь на полу, похожая на часть ножки стоячей вешалки, плавно переходит в фон. Кроме того, на полу около сапог есть широкая вертикальная полоса затемнения, по-видимому, первый снимок (половинка слева) заканчивался с правой стороны притемнением, а второй кадр (половинка справа) в месте стыка - был светлым.

Фотограф снял себя в двух ролях. Около 1871 года.
Фотограф снял себя в двух ролях. Около 1871 года.
Фотограф снял себя в двух ролях. Около 1871 года.

И никаких ножниц не нужно. И вырезать ничего не нужно, и клеить не надо. И пересъёмка не нужна. Всё делается на трюк-машине, простите, под фотоувеличителем.

Как вы поняли на примере старой фотографии, для соединения двух кадров нам нужно специальное проекционное устройство и две руки. Одна рука будет считаться маской, другая - контрмаской.

В книгах по фотографии такие маски называются оттенителями.

Оттенители для фотопечати.
Оттенители для фотопечати.
Оттенители для фотопечати.

Вот так и для получения лунного модуля на фоне иллюминатора не нужно ничего резать. Нужны две маски - маска и контрмаска и специальное проекционное устройство, трюк-машина. И ещё нужна специальная плёнка, Интермедиат. Обычная плёнка не подойдёт, ни по зернистости, ни по контрастности.

Чтобы комбинированный кадр не отличался от оригинала по контрастности, нужно воспользоваться правилом Гольдберга - произведение гаммы негатива на гамму позитива должно равняться единице. Для этого нужно подобрать специальную пару плёнок. И такая пара существует, называется Интермедиат.

И вот как раз в следующей статье я расскажу о правиле Гольдберга и хитрых плёнках Интермедиат. Это только на первый взгляд человеку, далёкому от репродуцирования, кажется всё простым: взял слайдовое изображение, переснял на такую же плёнку - и получил дубликат один к одному. Не получается один к одному. Контраст заметно увеличивается, широта уменьшается.

Вот поэтому отдельный разговор будет в следующей статье.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

63. Каким образом из двух снимков получалась одна лунная фотография?