7. Какой киноприём позволяет скрыть, что перед нами игрушечный лунный ровер?

1,3k full reads
1,7k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 74% of the total page views
8 minutes — average reading time

В предыдущей статье "Самые знаменитые "лунные" кадры сняты с использованием кукол" речь шла о том, что проезд ровера по луне в миссии "Аполлон-16" снят с помощью макета - уменьшенной копии в масштабе 1:8.

С помощью макетов в докомпьютерную эпоху снималось очень много эпизодов, которые очень сложно или невозможно выполнить на натуре или в декорации. К таким эпизодам относятся всякого рода батальные сцены с пожарами, взрывами, разрушениями. Если в сценарии фильма были предусмотрены эпизоды с падением самолётов или поездов, то их уменьшенные копии изготавливал макетный цех киностудии.

Пиротехник устанавливает пиротехнические заряды на макете разрушенной железнодорожной станции. Здания на фоне - тоже макеты.
Пиротехник устанавливает пиротехнические заряды на макете разрушенной железнодорожной станции. Здания на фоне - тоже макеты.

С помощью макетов снимались, да и сейчас продолжают сниматься, стихийные бедствия: извержения вулканов, землетрясения, наводнения. Часто к макетам прибегают при съёмке морских эпизодов, особенно когда показываются парусные суда, не существующие в настоящее время. Авиационный бой снимался только на макетах.

Чтобы зритель не успел догадаться, что в кадре находится макет, его старались показывать как можно меньше по времени, только в самый необходимый момент, да и то объект тут же скрывался в облаках, брызгах волн или в потоке огня и дыма.

Макет звездолёта скрывается в облаках. Кадр из фильма "Когда миры столкнутся", США, 1951 г.
Макет звездолёта скрывается в облаках. Кадр из фильма "Когда миры столкнутся", США, 1951 г.
Приземление звездолёта на другую планету. В качестве звездолёта - макет. Разлетающийся снег сделан из муки. Горы на общем плане нарисованные. Фрагмент из фильма "Когда миры столкнутся".
Приземление звездолёта на другую планету. В качестве звездолёта - макет. Разлетающийся снег сделан из муки. Горы на общем плане нарисованные. Фрагмент из фильма "Когда миры столкнутся".

Иногда макеты изготавливались дольно в большом масштабе. Например, для фильма-катастрофы "Метро" (Россия, 2012 г.) делались макеты поездов в масштабе 1:3.

Макеты поездов для фильма-катастрофы "Метро", Россия, 2012 г.
Макеты поездов для фильма-катастрофы "Метро", Россия, 2012 г.

Для съёмок разрушенных городов делались макеты зданий в масштабе 1:10, 1:20, а для макетного фона с искусственной перспективой - масштаб в 1/50 или даже 1/100 от натуры.

Рабочий момент съёмки макета города. Фильм "Сталинградская битва", СССР, 1949 г.
Рабочий момент съёмки макета города. Фильм "Сталинградская битва", СССР, 1949 г.

Для динамичных, движущихся макетов, самым распространённым и удобным с производственной точки зрения оказался масштаб 1:6 и 1:8.

Так, для фильма Джеймса Кэмерона "Правдивая ложь" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли (США, 1994 г.), для сцены подрыва моста были изготовлены макеты моста и автомобилей в масштабе 1:6.

Кадр из фильма "Правдивая ложь", США, 1994 г. Мост и автомобиль - макеты.
Кадр из фильма "Правдивая ложь", США, 1994 г. Мост и автомобиль - макеты.
Пролёты ракет дорисованы на компьютере, а разрушения моста взрывами (7 планов) снято на макете.
Пролёты ракет дорисованы на компьютере, а разрушения моста взрывами (7 планов) снято на макете.

Сцена снималась на мелководье, а общая длина изготовленного бутафорского моста составляла 20 метров.

Команда пиротехников и макетчиков фильма "Правдивая ложь" на фоне созданной ими декорации.
Команда пиротехников и макетчиков фильма "Правдивая ложь" на фоне созданной ими декорации.

В этой сцене на мосту есть такой момент: фургон с террористами замирает на самом краю разрушенного моста.

Реальный фургон с актёром внутри.
Реальный фургон с актёром внутри.

Он некоторое время балансирует на краю обрыва, а затем срывается вертикально вниз и, ударившись внизу о бетонные плиты, взрывается.

С моста падает макет фургона.
С моста падает макет фургона.

В начале этой сцены снимался реальный фургон, но в монтаже, в момент начала падения, он заменялся на макет.

Этот момент в сцене мне вспомнился потому, что здесь использован ещё один весьма характерный приём, чтобы вы не догадались, что перед вами макет. Приём заключается в том, что оператор качает камеру вверх-вниз во время съёмки. Это создаёт определённую динамику кадра, особенно в последний момент, когда внизу происходит взрыв макета: как бы от взрывной волны камера закачалась. Но камера начала раскачиваться ещё до момента взрыва. Изображение качается, и вы не успеваете сосредоточиться на том, что в кадре находится бутафория.

Фрагмент с падением фургона.
Фрагмент с падением фургона.

Этот приём с раскачиванием камеры мне вспомнился, когда я пересматривал "знаменитый" проезд ровера из миссии "Аполлон-16". Если просмотреть весь проезд ровера, а это два круга - с удалением от кинооператора и возвращением - то можно заметить, что вначале сюжета ровер стоит неподвижно и только через 5 секунд начинает двигаться. Чтобы вы не успели сообразить, что на ровере сидит совершенно неподвижная кукла, оператор начинает раскачивать съёмочную камеру вверх-вниз, как бы симулируя съёмку с рук. Делает оператор качку с рук слишком утрировано, что в очередной раз доказывает, что перед нами не документальные съёмки проезда ровера по Луне, а комбинированные кадры, выполненные в павильоне.

Умышленная тряска камеры в начале ролика.
Умышленная тряска камеры в начале ролика.

Прочитав это, вы зашли на Ю-Туб, отыскали сюжет с ровером, чтобы проверить мои слова и... никакой качки камеры ввер-вниз не обнаружили.

Дело в том, что та версия проезда ровера, в хорошем качестве (сканирование в большом разрешении), которая наиболее известна сейчас, прошла процесс стабилизации изображения с помощью процедуры «Дешейкер» (video stabilized using Deshaker v2.5 filter for VirtualDub 1.9.9). Поэтому сам ровер в кадре уже не болтается вверх-вниз и из стороны в сторону, но теперь границы кадра всё время лихорадочно вибрируют в разных направлениях, и это производит очень странное впечатление. Вот это видео, выложенное в доступ в 2010 году.

Всё, что так старательно делало НАСА, чтобы скрыть от зрителя наличие макета в кадре - хаотичную качку камеры - было уничтожено с помощью программы стабилизации. Изначально (в оригинальном видео) изображение ровера в кадре сильно качалось в разные стороны. По идее, тряски быть не должно, ведь съёмка производилась не с рук - камера жёстко крепилась на кронштейне к скафандру. Вся эта конструкция имеет большую массу и обладает большой инертностью. Эта инертность ещё больше усиливается в условиях слабого лунного тяготения. Тряска была сделана специально, чтобы скрыть тот факт, что перед камерой на игрушечном ровере находится кукла. Причём по затухающим колебаниям тряски становится понятно, что во время съёмки камеру не только наклоняли ввер-вниз, но ещё специально ударяли по ножке штатива. В кино такие удары по штативу обычно делаются ребром ладони. Особенно сильной тряску старались делать в тот момент, когда ровер ещё не тронулся с места - чтобы зритель не успел обратить внимание на неподвижность куклы. Также добавляли тряску, когда кукла двигалась лицом к камере.

Мне даже пришлось сделать на эту тему небольшое видео. Вот это видео.

При желании на Ю-Тубе можно найти и оригинальную копию проезда ровера, без дополнительного современного вмешательства. Качество, конечно, немного похуже, но зато мы видим ролик в том виде, как это задумало НАСА. Вот как в оригинале выглядели две минуты проезда без стабилизации изображения. Обратите внимание на умышленно сильную тряску камеры, когда ровер ещё не тронулся с места.

Видео называется “Grand Prix”, как будто астронавты устроили гонку на ровере, чтобы развлечь зрителей и продемонстрировать максимальную скорость движения.

Американцы заявляли что мощность двигателей этих лунных джипов была по 190 Вт на колесо. Всего 760 Вт. Это как у средней машины для варки кофе. По статистике средняя мощность кофемашин варьируется от 500 до 1200 Вт. 

Так вот я сильно не уверен, что "джипы" с такими двигателями могут так бежать по вязкому песку. Мне могут возразить, что в конструкции был редуктор, в документации написано что-то около 1:80. Но зачем смотреть документацию, если ровер в кадре не имеет никакого отношения к большой модели? В кадре просто игрушка. И мы видим, что эта игрушка почти мгновенно набирает скорость, как и всякая лёгкая радиоуправляемая модель. А ведь должна весить более 215 кг без человека. Прибавим ещё 160 кг (вес астронавта в скафандре) и получим почти 400 кг. Вес на Луне уменьшается, но масса-то остается. И эту массу не так-то просто сдвинуть с места маломощными моторчиками.

Интуитивно я чувствовал, что неправильно ровер трогается с места и неправильно тормозит. Совсем не по-лунному. Подтвердить мои ощущения помог инженер-изобретатель, который пишет под ником ING250, он с точки зрения физики разъяснил, как должно выглядеть торможение ровера на Луне.

Из формулы расчёта тормозного пути автомобиля следует, что этот путь зависит от начальной скорости и коэффициента трения. И не зависит от силы тяготения. Просто при слабой гравитации соответственно уменьшается сила сцепления. По физической сущности коэффициент сцепления представляет собой коэффициент трения пары: протектора автомобильной шины — покрытие проезжей части.

Формула определения тормозного пути
Формула определения тормозного пути

Из формулы следует, что лунные условия езды на автомобиле можно легко сымитировать на Земле. Не обязательно создавать в 6 раз уменьшенную гравитацию, достаточно в 6 раз уменьшить коэффициент трения (в знаменателе формулы - произведение ускорение силы тяжести на коэффициент сцепления). Это означает, что мы можем создать эффект движения на Луне, если вместо сухого асфальта под автомобилем будет гладкий и скользкий лёд.

Коэффициенты трения скольжения для разных случаев
Коэффициенты трения скольжения для разных случаев

Представьте теперь, что ровер с массой около 400 кг движется по гладкому льду. Роверу будет очень сложно тронуться и затормозить. На поворотах его будет заносить и даже разворачивать. При средней скорости 10 км/ч автомобиль с резиновыми шинами по асфальту протормозит и остановится через полметра (чуть больше). Тормозной путь на Луне получится уже более 3 метров.

А что видим мы на видео? В конце проезда ровер резко тормозит с кивком передней части, так что песок с колёс пересыпается вперёд. Такого на Луне быть не может. Поскольку у ровера нет тормозов (торможение двигателем), то остановка ровера должна быть похожа на то, как человек на лыжах останавливается на снегу, двигаясь по инерции.

Более подробно об этом рассказал ING250 в своём видео на Ю-Тубе.

Есть конечно, скептики, которые не хотят верить своим глазам и, глядя на куклу, продолжают утверждать, что всё это снято на Луне. Главным доводом с их стороны выступает тот факт, что в кадрах проезда не видно мелкой взвеси. Если бы съёмки производились на Земле (рассуждают они), в воздухе дольше обычных частичек песка оставалась бы мелкая пыль. Так вот, могу открыть одну тайну. Не думаю, что тем самым открою военный секрет, но может быть, для кого-то это будет откровением. В Москве, в Бауманском институте, на кафедре самоходных машин, где разрабатывались грунтозацепы для советского лунохода, отрабатывались "лунные" условия движения по песку. Чтобы не было взвеси мелкой пыли в воздухе и имитатор лунного реголита (а это был обычный песок), также слипался, как на Луне, его, этот песок, смачивали маслом. И лучше всего для имитации лунного реголита подходил не речной, а морской песок.

Итак, по нашему мнению, самые знаменитые проезды ровера по Луне из миссии "Аполлон-16" - это всего лишь комбинированные кадры, снятые в павильоне с использованием куклы и радиоуправляемой модели. Модель была примерно в 8 раз меньше реального  прототипа. Чтобы зрители не догадались, что на ровере находится неподвижная кукла, съёмочную камеру умышленно сильно раскачивал оператор в разных направлениях, как бы имитирую съёмку с рук.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов.

Кинооператор Л.Коновалов около макетов.
Кинооператор Л.Коновалов около макетов.

До новых встреч!