79. Почему кино-фотоматериалы "Аполлонов", снятые на поверхности Луны, являются недостоверными? Краткий обзор.

12k full reads
20k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 64% of the total page views
7,5 minutes — average reading time

Когда-то давно, лет так 20 назад, основные претензии к так называемым "лунным" фотографиям и видеосюжетам сводились к тому, что:

  • на луне развевается флаг, когда мимо него пробегает астронавт, но в вакууме такого быть не должно;
  • на фотографиях не видно звёзд;
  • на камне есть буква "С";
  • высота прыжков не соответствует лунному тяготению и т.п..

Не буду перечислять их все, но отмечу, что это были частные случаи, замеченные на некоторых фотографиях и в некоторых видеосюжетах. Таких "киноляпов" и претензий на недостоверность было не так много. Отчасти это происходило из-за того, что большинство снимков НАСА общественность не видела, ведь основным источником информации являлись статьи в газетах и журналах, кадры из документальных фильмов и телерепортажей, а таковых было не так уж и много.

Статья в газете
Статья в газете
Статья в газете

Столь привычный для нас Ю-Туб появился только в 2005 году.

В начале 2000-х годов в интернете можно было найти "лунные" видеоматериалы НАСА только в очень низком качестве, разрешение было даже не 320х240 пикселей, а всего 240х176. Поэтому судить объективно о происходящем в кадре было затруднительно.

Два астронавта на Луне. Размер видеокартинки 240х176 пикселей
Два астронавта на Луне. Размер видеокартинки 240х176 пикселей
Два астронавта на Луне. Размер видеокартинки 240х176 пикселей

Но по мере того, как развивался интернет и расширялись его возможности, по мере того, как НАСА открывало свои архивы и выкладывало в интернет всё новые и новые фотографии, становилось очевидным, что подделки заметны не только на нескольких фотографиях, а на всех лунных снимках вообще. На фотографиях, снятых якобы на поверхности Луны, нет признаков достоверности. Нет признаков того, что лунные снимки сделаны на Луне.

1. В первую очередь, неправильно передан цвет лунной поверхности.

НАСА на своих лунных снимках делало цвет поверхности Луны нейтрально-серым, похожим на вулканический пепел. Но сейчас, после многочисленных публикаций (и особенно после посадки китайского лунохода в 2013 году) всем стало ясно, что Луна вблизи выглядит тёмно-коричневой. В своей статье, "Какого цвета Луна?", написанной в 2013 году, я показал, что НАСА приняло неправильное решение (делать в павильоне цвет Луны нейтрально-серым) из-за того, что была неправильно выбрана триада фильтров для "Сервейеров". Автоматические станции Сервейеры, садившиеся на Луну в 1966-67 гг. производили съёмку лунной поверхности чёрно-белой телекамерой через 3 цветных фильтра. Но вместо красного фильтра (в триаде синий-зеленый-красный) был использован жёлто-оранжевый фильтр. Это привело к искажению цвета - уменьшению красной составляющей.

Сейчас снимки НАСА активно перекрашиваются. Если на официальном сайте НАСА на снимке AS11-37-5445 Луна выглядит ещё серой (снимок справа),

Снимок из статьи 2019 г. на официальном сайте НАСА (https://www.nasa.gov/)
Снимок из статьи 2019 г. на официальном сайте НАСА (https://www.nasa.gov/)
Снимок из статьи 2019 г. на официальном сайте НАСА (https://www.nasa.gov/)

то на сайте "К Луне" (tothemoon) тот же кадр - уже насыщенно коричневый.

Командный модуль якобы на фоне Луны.
Командный модуль якобы на фоне Луны.
Командный модуль якобы на фоне Луны.

2. Вместо реальных астронавтов на "лунных" фотографиях в бутафор-ских скафандрах стоят неподвижные манекены, которые к тому же примерно на 30-40 см ниже реальных астронавтов.

Манекены всегда опираются на две ноги. Иначе они упадут. Стоят, растопырив руки и ноги.

79. Почему кино-фотоматериалы "Аполлонов", снятые на поверхности Луны, являются недостоверными? Краткий обзор.

Есть снимки, где астронавт опирается одной ногой, например при спуске по лесенке в коллекции "Аполлон-11". Но тогда манекен привязан ремнём к ступеньке лестницы, чтобы он не упал.

79. Почему кино-фотоматериалы "Аполлонов", снятые на поверхности Луны, являются недостоверными? Краткий обзор.

Манекены лёгкие, весят примерно 25-28 кг, чтобы изобразить значительную потерю веса при лунной гравитации. Об этом была статья "Как изобразить на фотографии, что астронавт на Луне мало весит?".

Есть фотографии, где астронавт заснят в прыжке. Но это тоже манекен, только он подвешен на тонких проволочках. Вот два прыжка мы соединили в одну гифку, и сразу стало ясно, что манекен совершенно неподвижен.

Два кадра прыжка соединены в одну гифку.
Два кадра прыжка соединены в одну гифку.
Два кадра прыжка соединены в одну гифку.

3. В тех случаях, когда за актёром видна лунная гора, НАСА использует фронтпроекцию, технологию которой разработал С.Кубрик.

На экран шириной около 33 метров, изготовленный из специального световозвращающего материала, проецируется слайд с изображением горы, а перед экраном выставлен лунный модуль и манекен. Расстояние до экрана около 27 метров. При этом хорошо видна граница - горизонтальная линия, отделяющая вертикальную плоскость экрана от горизонтальной плоскости насыпного грунта.

Фотокадр из миссии "Аполлон-15"
Фотокадр из миссии "Аполлон-15"
Фотокадр из миссии "Аполлон-15"

Чтобы свет не попадал на киноэкран, актёров освещают задне-боковым светом. Расположение съёмочной камеры, слайд-проектора и киноэкрана жёстко определено и не меняется, чтобы не изменился масштаб горы. Для того, чтобы получить хоть какое-то разнообразие кадров с одной и той же точки съёмки, камеру поворачивают чуть влево-чуть вправо или передвигают платформу с насыпным грунтом относительно киноэкрана.

Об этих особенностях фронтпроекции была статья "Разные высадки на Луну американцы снимали в одном и том же павильоне". Приведены примеры однотипных кадров из миссий "Аполлолн-15", "Аполлон-16" и "Аполлон-17".

Там, где на фоне нет горы и нет киноэкрана (например, в миссии "Аполлон-11") там актёров, изображающих астронавтов, можно освещать с любой стороны.

4. В видеосюжетах астронавтов заменяют низкорослые актёры.

Сравнение по росту реального Армстронга (цветное изображение) и "лунного астронавта" (чёрно-белое изображение). Оба астронавта правой ногой стоят на нижней ступени. На двух снимках совмещены, как минимум, 5 хорошо различимых ступеней лестницы.
Сравнение по росту реального Армстронга (цветное изображение) и "лунного астронавта" (чёрно-белое изображение). Оба астронавта правой ногой стоят на нижней ступени. На двух снимках совмещены, как минимум, 5 хорошо различимых ступеней лестницы.
Сравнение по росту реального Армстронга (цветное изображение) и "лунного астронавта" (чёрно-белое изображение). Оба астронавта правой ногой стоят на нижней ступени. На двух снимках совмещены, как минимум, 5 хорошо различимых ступеней лестницы.

Подробно об этом рассказано в статье "Кто вместо Армстронга спускался по лесенке?"

Применение низкорослых актёров можно видеть не только в миссии "Аполлон-11", но и во всех аполлоновских "экспедициях". Вот, например, стоп-кадр из коллекции "Аполлон-17".

79. Почему кино-фотоматериалы "Аполлонов", снятые на поверхности Луны, являются недостоверными? Краткий обзор.

5. Если ускорить лунное видео в 2,5 раза, то становится очевидным, что все пробежки по Луне сняты при земном притяжении.

Поскольку притяжение на Луне в 6 раз меньше земного, то предметы в свободном падении движутся в корень квадратный из 6, в 2,5 раза медленнее. Поэтому для имитации пребывания на Луне НАСА просто замедлило показ пробежек, снятых в павильоне, в 2,5 раза. И попросило актёров почаще расшвыривать песок ногами, чтоб было видно, что он медленно осыпается вниз. Можно заметить, что прыжки при этом не превышают 10-15 см, а в руках у астронавтов находятся бутафорские фотоаппараты из пенопласта для имитации их лёгкости. Вот, посмотрите, например, видео из коллекции "Аполлон-17".

Или целых 8 минут из коллекции "Аполлон-16". Там актёры специально шаркают ногами по песку и разбрасывают всякие научные приборы, чтобы продемонстрировать, что они медленно падают.

6. На дальних планах актёров заменяют куклами высотой 25-30 см.

Из-за невозможности построить гигантский павильон и осветить его одним мощным источником света, имитирующим Солнце, НАСА использовало технологию, отработанную в Голливуде. Вместо реальных объектов используются миниатюры - макеты в соотношении 1:6-1:8. При этом съёмочная площадка в павильоне по размерам равна примерно половине футбольного поля.

79. Почему кино-фотоматериалы "Аполлонов", снятые на поверхности Луны, являются недостоверными? Краткий обзор.

Куклы могут быть неподвижными, как, например, в самом известном проезде электромобиля-ровера по "Луне", когда на радиоуправляемой модели ровера восседает кукла высотой около 25 см с зависшей в воздухе рукой. Об этом подробная статья "Самые знаменитые "лунные" кадры сняты с использованием кукол".

О том, что астронавтов заменяют куклами высказывались давно, но к таким сообщениям часто относились скептически, пока на эту тему в 2012 году не высказался оператор комбинированных съёмок Всеволод Якубович, делавший комбинированные кадры на "Мосфильме" более чем к 80-ти фильмам.

Для придания куклам движения, они могут быть сняты методом мультипликации, покадрово. Но в таком кукольном мультфильме невозможно показать прыжки и рассыпание песка под ногами, поэтому кукольные астронавты не показаваются ниже колена. Вот примеры кукольных мультфильмов в миссиях "Аполлон":

Стоп-кадр из кукольного мультфильма
Стоп-кадр из кукольного мультфильма
Стоп-кадр из кукольного мультфильма

Для чего снимались кукольные мультфильмы, вы можете узнать из статьи "В качестве доказательств пребывания людей на Луне NASA предоставило кукольные мультфильмы".

Кукла пытается стирать пыль с бутафорского фотоаппарата
Кукла пытается стирать пыль с бутафорского фотоаппарата
Кукла пытается стирать пыль с бутафорского фотоаппарата

7. Миниатюры использовались в сценах отстыковки лунного модуля от командного отсека.

Вместо громоздкого 15-тонного лунного модуля на съёмках использовался небольшой макет, который легко можно было поворачивать перед камерой в разных плоскостях. Потом с помощью масок лунный модуль впечатывался в кадр иллюминатора. Следы монтажа (границы маски) становятся заметны при высветлении снимка.

Кадр отстыковки в миссии "Аполлона-11"
Кадр отстыковки в миссии "Аполлона-11"
Кадр отстыковки в миссии "Аполлона-11"

В коллекции "Аполлон-11" мы насчитали 18 таких комбинированных кадров. Об этом была статья: "Аполлон-11." Только в одной кассете 18 фальшивых кадров. Как будут извиваться защитники НАСА?

Такие же маски применялись в кадрах отстыковки в миссии "Аполлон-16". Замечены маски комбинированных кадров были и в миссии "Аполлон-17". Об этом рассказано в статье: Анализируем снимки "Аполлонов" с помощью криминалистической программы.

И конечно, миниатюры использовались не только при создании фотографий, но и видеосюжетах отстыковки и пристыковки, снятых на киноплёнку .

Вот, на мой взгляд, основные способы фальсифицирования "лунных" фотографий и видеосюжетов. В них нет ничего нового. Все эти способы были изначально отработаны на киностудиях, многократно проверены, а затем перенесены на создание "лунного контента". Всё, что НАСА выдаёт за снимки на лунной поверхности - не более чем обычная голливудская кинопродукция, порой не очень высокого качества. Сейчас, когда на смену телевизора 60-70-х гг. ХХ века пришли технологии ХХI века с разрешением 4К и 8К, куколки в кадре и макеты на проволочках в сюжетах НАСА смотрятся просто примитивно.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!