96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

23k full reads
53k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 44% of the total page views
15 minutes — average reading time

Накануне 40-летия первой высадки на Луну, 30 июня 2009 года, за несколько дней до торжественных мероприятий, Фил Полейша ( Phil Pollacia) выложил на Ю-Тубе киноролик, снятый любительской 8-мм кинокамерой, на котором был запечатлён старт ракеты-носителя "Сатурн-5" с "Аполлоном-11". Фил Полейша даже и не мог предположить в то время, что его ролик впоследствии будет многократно цитироваться на различных "лунных" форумах, что он (ролик) будет исследован под увеличительным стеклом разными специалистами кадрик за кадриком. На основе этого ролика будет написано несколько статей и сломано множество копий.

Последний раз с такой же тщательностью изучался, пожалуй, лишь 26-секундный любительский ролик Запрудера (Abraham Zapruder), запечатлевший 8-мм кинокамерой момент убийства Президента США, Джона Кеннеди. На киноплёнку было заснято движение президентского кортежа по улице Элм-стрит и попадание двух выстрелов в шею и голову Кеннеди.

А чем же известен ролик Фила? Прежде всего тем, что там без прерываний был показан взлёт "Аполлона-11": отрыв от стартового стола, подъём вверх за облака и момент отделения первой ступени. И всё это - одним 3-минутным планом. Обычно, когда показывают старт "Аполлона-11" в передачах по ТВ, то монтируют короткие кадры и разные ракурсы, снятые разными камерами. А в ролике Фила - это всего один-единственный непрерывный без склеек кадр, и в этом его достоинство (ссылка на ролик дана чуть ниже). При анализе ролика выяснились прелюбопытные факты, которые в корне отличаются от официальной информации НАСА - получились данные, из которых следовало, что ракета не только не могла долететь до Луны, но у неё даже не получилось выйти на круговую орбиту вокруг Земли.

Чтобы понять, откуда получились эти данные, возьмём один из ключевых моментов - прохождение ракетой слоя перистых облаков. В день старта, 16 июля 1969 года, стояла прекрасная солнечная погода. Кучевые облака нижнего яруса покрывали лишь 10% неба; примерно такой же процент покрытия приходился на высококучевые ("барашками") облака среднего яруса. А вот выше почти всё небо (90%) покрывала лёгкая дымка.

"Аполлон-11" стартует.
"Аполлон-11" стартует.

Дымка на небе - это перистые облака верхнего яруса, их высота около 8 километров.

Погода в день старта "Аполлона-11"
Погода в день старта "Аполлона-11"

На ролике Фила хорошо виден тот момент, когда ракета пронзает слой перистых облаков - в этом месте образуется тёмное отверстие, а на облака проецируется сверху тень ракеты. Это происходит на 106 секунде (1 мин 46 с) полётного времени, 1:02.51 по таймеру в правом углу.

На 107 секунде (1 мин 47 с) уже хорошо видна отходящая тень на облаках.

96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

Два нижних таймера в кадр добавили мы, чтобы легче было ориентироваться. Таймер в левом нижнем углу ("Полётное время") начал отсчёт в момент старта ракеты-носителя (момент отрыва от стартового стола). А самый нижний таймер в правом углу (со счётчиком кадров) показывает, что время, указанное в ролике Фила в точности соответствует реальному течению времени (т.е. не ускорено и не замедлено).

Вот сам ролик, о котором идёт речь, он сейчас установлен на "старт" ракеты.

Те, кто время от времени наблюдает старты космических кораблей в прямом эфире, знают, что вывод космического аппарата на орбиту (например, "Союза") занимает 9 минут, или 540-560 секунд.

96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

В отчёте субподрядчика НАСА, компании BOEING, указано, что выход на орбиту (INSERTION) "Аполлона-11" происходит через 702 секунды после старта, при этом космический корабль должен оказаться на высоте (ALTITUDE) 190 км.

96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

На 106-й секунде, как следует из графика набора высоты, "Аполлон-11" должен находиться на высоте примерно 24 км, а он, согласно ролику Фила, только преодолел отметку 8 км.

Набор высоты на 106 секунде согласно данным НАСА (24 км) и фактическая высота из ролика Фила (8 км).
Набор высоты на 106 секунде согласно данным НАСА (24 км) и фактическая высота из ролика Фила (8 км).

Представляете, что получается? Прошло уже 106 секунд из 702, а космический корабль поднялся всего лишь на 8 км!

Ещё в 2011 году выявленные несоответствия официальной версии подробно описал Андрей Кудрявец в своей статье, указав на сильный недобор высоты и рассчитав, что если бы "Аполлон-11" двигался по указанной НАСА траектории и поднялся выше, в кадр должно было войти солнце. Его вывод:

Сатурн-5 летал куда угодно, но только не на Луну! Иными словами Сатурн-5 вообще был не способен доставить пилотируемую миссию на Луну, следовательно "съёмки на Луне" происходили в комфортных земных условиях.

Доктор физико-математических наук Александр Попов рассчитал, что скорость полёта на 108-й секунде в 9 раз ниже официального значения.

96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

О том, что скорость "Аполлона-11" в реальности была значительно ниже скорости, необходимой для того, чтобы выйти на земную орбиту, писали разные исследователи, например, Станислав Покровский или Денис Бенюх, рассчитывая скорость по конусу Маха и по другим признакам. Вдаваться во все подробности математических расчётов я не буду, поскольку моя профессия - кинооператор. И ко мне обратились, как к кинооператору, с двумя вопросами относительно особенностей киносъёмки этого ролика:

  1. Является ли скорость движения ракеты в видеоролике Фила Полейши реальной или она существенно замедлена?
  2. Могло ли произойти изменение скорости съёмки в видеоролике Фила в тот момент, когда ракета поднялась на высоту опорной башни?

Как вы понимаете, пропагандисты НАСА сразу бросились доказывать, что ролик Фила Полейши снят на нестандартной, сильно завышенной частоте, и якобы из-за этого ракета в кадре движется визуально очень медленно. Но тут же выяснилось, что время, за которое ракета в ролике Фила преодолевает высоту опорной башни, а это 9,5 секунд, в точности соответствует времени подъёма ракеты на высоту башни в официальном видео НАСА .

96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

И, следовательно, темп движения ракеты в ролике Фила на начальном этапе ничем не отличается от официальных видеозаписей НАСА. Клубы пыли движутся точно также, как и во всех видеозаписях НАСА.

Тогда защитники НАСА придумали другую, просто невероятную версию, которая кинолюбителю даже в голову не придёт: кинооператор начал снимать на нормальной скорости, а потом, как только ракета поднялась на высоту 120 метров, резко изменил скорость съёмки.

Отсюда, как вы понимаете, и возник второй вопрос: "Могло ли произойти изменение скорости съёмки в видеоролике Фила в тот момент, когда ракета поднялась на высоту опорной башни?"

Всё дальнейшее наше изложение будет посвящено только разбору ролика Фила и, к тому же, исключительно с позиций кинооператора. Приготовьтесь к подробному разбору.

Из звукового сопровождения ролика известно, что Фил Полейша снимал данный ролик в 1969 году на 8-мм кинокамеру, используя киноплёнку "Super-8".
Затем этот киноролик с помощью кинопроектора демонстрировался на экране и с экрана переснимался видеокамерой в формате NTSC. В видеокамере находилась кассета с магнитной лентой. В результате получалась копия на видеоленте, и это была аналоговая видеозапись. Затем аналоговая запись переводилась в цифровую. Для этого видеокассета вставлялась в видеомагнитофон, а видеомагнитофон был соединён проводом с компьютером через плату видеозахвата. Захват изображения в те годы  осуществлялся с помощью специальной компьютерной программы, например, типа «Pinnacle studio» или через «Adobe Premier». Таким образом информация с видеокассеты перебрасывалась в компьютер, и получался цифровой видеофайл, который затем отправлялся на Ю-Туб. Помимо видеомагнитофона передать видеозапись на компьютер можно было с видеокамеры, работающей в режиме воспроизведения, через провод FireWire (шина 1394).
Фразу о том, что использовалось несколько этапов для перевода в цифровую форму 8-мм кинофильма, следует понимать так:  ролик 8-мм киноплёнки вначале был переведён на видеокассету (на магнитную ленту), а уже затем эта видеокассета была оцифрована.
 Анализ ролика производился мною в октябре 2019 года с помощью монтажной программы "Аdobe Premier", файлы "gif" делались в программе ВидеоМАСТЕР. 
По видеоролику видно, что видеокамера и проектор во время пересъёмки не были точно отцентрованы - границы видеокадра не совпадают с границами изображения на киноэкране. Видеокамера захватывает бóльшую площадь, виден правый нижний угол киноизображения, справа и снизу находится лишнее тёмное пространство.

Тёмные поля справа и внизу.
Тёмные поля справа и внизу.

Видеокамеру во время пересъёмки поправляют несколько раз. Вначале смещают влево, чтобы справа исчезла тёмная полоса (следующий рисунок, левый снимок), а потом наклоняют немного вверх, чтобы убрать ненужное пространство снизу (правый снимок).

Рис.2. Границы кадра видеокамеры совмещают с границами кинокадра.
Рис.2. Границы кадра видеокамеры совмещают с границами кинокадра.

Основной вопрос относительно этого ролика следующий: является ли реальной скорость движения объектов в этом ролике?
Изменение скорости (движения объектов в кадре) относительно реальной может произойти либо во время перевода киноизображения в видеоформат, либо после перевода, при работе в монтажной программе. В рассогласовании возможны две причины.

1.     Во время пересъёмки на видео скорость проекции 8-мм кинофильма (частота кадросмен) могла не соответствовать той скорости (частоте), на которой был отснят материал в 1969 году.
2.     Изменение скорости могло возникнуть в монтажной программе, если материал  после оцифровки подвергался каким-либо операциям.

Каким образом можно узнать, была ли изменена скорость движения объектов? Для этого нужно сравнить длительность какого-либо эпизода при съёмке и длительность этого эпизода при просмотре (при воспроизведении ролика). Рассмотрим вначале видеоролик, его длительность (цифровую версию), а потом оценим плёночную версию на предмет совпадения скорости съёмки и скорости проекции.


Ролик в цифровом формате выложен на Ю-Тубе, его длительность 6 мин 46 сек. Все эпизоды ролика, как те, где есть изображение, так и пустые засвеченные концы киноплёнки, были склеены в один рулон, и весь этот рулон от начала до конца снимался непрерывно видеокамерой. О том, что пересъёмка велась без остановок, говорит тайм-код видеокамеры в правом нижнем углу, он нигде не прерывается. Любая видеокамера может записывать тайм-код. Время берётся с часов, встроенных в видеокамеру. Тайм-код отображается в видоискателе камеры и по желанию, при нажатии на специальную кнопку, тайм-код пишется прямо на изображение. Это как раз тот случай, который мы наблюдаем.  

Согласно тайм-коду, ролик начинается с 0:57.20 (час:минуты.секунды) и заканчивается 1:04.05. Общая длительность ролика, включая запись пустого экрана в начале ролика в течение 2 секунд и 5 секунд в конце ролика, составляет 6 минут 45 сек.

Таким образом мы видим, что длительность ролика оригинальной видеозаписи (по тайм-коду видеокамеры, 6м 45с) и длительность ролика, выложенного на Ю-Тубе (по тайм-линии в монтажной программе, 6м 46с), совпадают. Это говорит о том, что после того, как киноролик был оцифрован (киноизображение переснято видеокамерой), его длительность с помощью монтажных программ не менялась. Таким образом мы исключаем 2-й пункт – возможность изменения длительности ролика в монтажной программе.

Остаётся только первый пункт - возможно, что разница могла быть между скоростью съёмки и скоростью проекции. Обсудим по-отдельности, какой могла быть скорость съёмки в 1969 году и какой могла быть скорость проекции в 2009 году, когда фильм записывался на видео.  

Когда кино только возникло и было ещё немым, стандартной частотой являлась скорость съёмки 16 кадров в секунду. 16 кадров по длине киноплёнки занимали 1 фут (30,48 см), речь идёт о профессиональном 35-мм кино. Когда же в конце 20-х гг. ХХ века в кино появился звук, то оказалось, что одного фута недостаточно, чтобы качественно записать звуковую дорожку. Пришлось под одну секунду звука выделить участок плёнки в полтора раза больше, полтора фута. А на такой длине вмещается 24 кадра. Отсюда и возникла частота звукового кино, 24 к/с. Поскольку любительское кино, как правило, было немым, то там так и осталась частота 16к/c в качестве стандарта. Но есть один нюанс.

Для любительского кино на 8 мм были две стандартные частоты съёмок – 16 кадров в секунду для "нормального" кадра (рисунок справа) и 18 к/с для формата «Супер 8» (рисунок слева).

Две киноплёнки шириной 8 мм отличаются размером перфораций и площадью кадра.
Две киноплёнки шириной 8 мм отличаются размером перфораций и площадью кадра.

Кинокамера, которой производилась съёмка, использовала киноплёнку «Супер 8», работала от батареек, и имела электрический привод. Это позволяло снимать длинные планы без остановки. Кинокамера заряжалась 8-мм кинопленкой в кассете (картридже).

Кассета (картридж) с киноплёнкой «Супер 8».
Кассета (картридж) с киноплёнкой «Супер 8».

Длина киноплёнки составляла 50 футов, это 15,2 метра. При стандартной скорости 18 к/с одной кассеты хватало на 3,5 минуты времени.

На кинопроекторе при пересъёмке киноролика, вероятнее всего, выставлялась стандартная частота 18 к/с. Однако, как мы увидим ниже, в реальности она оказалась немного другой. Дело в том, что на большинстве 8-мм кинопроекторов нет установки фиксированной стандартной частоты, зато имеется возможность плавного изменения скорости показа (частоты кадросмен). Для этого двигатель соединён с реостатом, и вручную можно изменить скорость в довольно широких пределах, например, от 2 до 40 к/с.

Регулировка скорости движения ленты осуществляется реостатом.
Регулировка скорости движения ленты осуществляется реостатом.

Около реостата может быть надпись “SPEED” или “SLOW-FAST”.

Регулятор скорости киноленты, “SPEED” на кинопроекторе.
Регулятор скорости киноленты, “SPEED” на кинопроекторе.

Регулятор скорости кадросмен на 8-мм кинопроекторе.
Регулятор скорости кадросмен на 8-мм кинопроекторе.

Изменение напряжения в электросети (например, падение напряжение к вечеру в пиковые часы нагрузки) приводило к тому, что кинопроектор менял свою скорость.  

Для тех кинолюбителей, кто озвучивал свои 8-мм фильмы с помощью стоящего рядом магнитофона, были разработаны способы контроля стабильности скорости проекции.

На валу, соединённом с с двигателем, крепился диск с белыми штрихами, идущими по радиусу. При работе кинопроектора этот диск освещался с очень близкого расстояния маленькой неоновой лампой, которая мигала с частотой переменного тока в сети. При достижении стандартной скорости проекции эти штрихи казались неподвижными. Однако, такая неоновая лампа не входила в комплект кинопроектора.

Устройство контроля за стабильностью скорости движения киноленты – диск с радиальными штрихами.
Устройство контроля за стабильностью скорости движения киноленты – диск с радиальными штрихами.

Несмотря на то, что со времени оцифровки киноролика Фила прошло более 12 лет, не составляет труда определить действительную скорость, на которой работал кинопроектор во время записи видео.

Но вначале следует упомянуть, что если видеоролик загрузить в монтажную программу, то программа выдаёт его скорость как 29,97 к/с. Данная частота кадров является стандартной для видеоформата формата NTSC. Другими словами говоря, при пересъемке 8-мм кинофильма на видеокамеру стандартные 18 кадров в секунду превращаются в 30 кадров видеозаписи.

При переводе 18 киноплёночных кадров в 30 кадров видеозаписи, в видеоролике должны наблюдаться 18 оригинальных и 12 дублирующих кадров. Теоретически к каждым 3 оригинальным кадрам будет прибавляться по 2 дублирующих.  Практически среди дублирующих будут не просто повторы того или иного кинокадра, будут наблюдаться сдвоенные кадры, когда в одном видеокадре будут отчётливо читаться сразу два кинокадра.

Чтобы понять причину появления сдвоенных кадров, рассмотрим, как происходит смена кадров в кинопроекторе на шкале времени и как на той же шкале времени происходит смена видеокадров.

В кинопроекторе смена кадров происходит в тот момент, когда непрозрачная лопасть обтюратора перекрывает свет от лампы. Один оборот диска обтюратора – одна смена кадра. Однако при 16 перекрытиях на экране заметны мигания света, миганий должно быть около 50. Поэтому к дисковому обтюратору прибавили две дополнительные холостые лопасти, и обтюратор получился трёхлопастной.

Трёхлопастной обтюратор в 8-мм кинопроекторе.
Трёхлопастной обтюратор в 8-мм кинопроекторе.

И при 16 кадрах в секунду получилось 48 миганий, при 18 к/с – соответственно 54 мигания. При этом две лопасти давали просто мигание света (кадр стоял на месте в кадровом окне), а во время перекрытия света третьей лопастью происходила быстрая смена кадра.
Вот как этот процесс показан на гиф-ке:

96. Мог ли "Сатурн-5/Аполлон" долететь до Луны, если его скорость была в несколько раз меньше расчётной?

Обычно непрозрачная лопасть обтюратора занимает 40° от круга.

Одна лопасть занимает 40° от круга.
Одна лопасть занимает 40° от круга.

Это означает, что при вращении диска в течение 40° кадр перемещается вниз, а всё остальное время, 320°, кадр в кинопроекторе стоит на месте неподвижно, т.е. смена кадра занимает 1/9 часть оборота диска.

Видео же пишется бегущей строкой, и как только луч добежал до самого низа, он тут же начинает обегать кадр с первой строки. Паузы между кадрами нет. Получается следующее соотношение между кадрами кино и кадрами видео:

Соотношение длительностей во времени кадров кино и видео.
Соотношение длительностей во времени кадров кино и видео.


В 1-м кадре видеозаписи будет виден 1-й кинокадр, во 2-м видеокадре будут одновременно присутствовать как 1-й кинокадр, так и 2-й кинокадр, кадр будет сдвоенным, как при двойной экспозиции. А вот в 3-м видеокадре  зафиксируется только 2-й кинокадр, будет повторена одна и та же фаза движения, что и во втором видеокадре. Изображение как бы остановится, но исчезнет двойная экспозиция. В 4-м видеокадре и в 5-м видеокадре будет фигурировать 3 кадр кинофильма. Возможно, что в 4-м видеокадре  будет заметно слабое присутствие 2-го кинокадра, всё будет зависеть от яркости объекта в кадре и степени сдвига одного кадра относительно другого (например, при панорамировании). При наличии контрастных  объектов двойная экспозиция будет обнаруживаться легче всего.

Три последовательных кадра видеозаписи, среди которых встречается сдвоенный кадр.
Три последовательных кадра видеозаписи, среди которых встречается сдвоенный кадр.


Таким образом, среди 5-ти последовательных видеокадров должен встретиться, как минимум один сдвоенный кадр, но, скорее всего, сдвоенных кадров будет два.

Покадровый показ панорамы. Во время панорамирования легко обнаружить сдвоенные кадры.
Покадровый показ панорамы. Во время панорамирования легко обнаружить сдвоенные кадры.


Взяв разные участки видеозаписи, мы посчитали количество оригинальных (неповторяющихся) кадров на единицу длины. В секунде их оказалось 20. Причем их количество не менялось по длине ролика, что говорило о том, что
кинопроектор всё время работал на одной и той же частоте кадросмен. Таким образом, мы приходим к выводу, что указанный кинофильм во время перезаписи демонстрировался с частотой 20 кадров в секунду.

На этот факт может указывать ещё одно обстоятельство – длительность непрерывного плана взлёта ракеты, 3 мин 11 сек.

Ракета перед самым стартом появляется в двух планах. Первый раз с 3-й минуты, но это кусочек на 18 секунд (с 1:00.17 по 1:00.35 по тайм-коду в правом нижнем углу). Далее следует засвеченный (прозрачный) кусок киноплёнки, несколько секунд темноты, затем опять кусок прозрачной плёнки на 3 секунды. Всё это продолжается 12 секунд. И после этого  появляется план взлёта ракеты, который длится 3 мин 11,5 сек (до 1:03.59 по тайм-коду в углу). Завершается план несколькими кадрами прозрачной пленки - это засветка киноплёнки. Дело в том, что когда отснятую (EXPOSED) кассету вынимают из камеры, засвечивается участок в 5-7 кадров.

Кассета полностью отснята, появляется надпись EXPOSED и удалены две перфорации, чтобы камера больше не могла протягивать плёнку.
Кассета полностью отснята, появляется надпись EXPOSED и удалены две перфорации, чтобы камера больше не могла протягивать плёнку.


И вот после того, как заканчивается последний кадр улетающей ракеты (следующий рисунок, слева), следуют 5 кадриков прозрачной плёнки, и мы видим обрыв киноленты – он проходит диагональю по кадру, занимая верхнюю часть (рисунок справа).

Последние кинокадры записи (слева) и засвеченный кончик плёнки (справа).
Последние кинокадры записи (слева) и засвеченный кончик плёнки (справа).


Таким образом, в смонтированный ролик входит вся отснятая кассета целиком, от начальной засветки, до конечной. Её длительность на экране – 3 мин 12 сек, вместе с финальной засветкой.
Кассета (картридж) содержит 50 футов киноплёнки, это 3800 кадров.

  • При скорости проекции 18 к/с содержимое кассеты будет идти на экране 3 мин 31 сек,
  • при  19 к/с время демонстрации сократится до 3 мин 20 сек,
  • при 20 к/с вся кассета пройдёт за 3 мин 10 сек.

Все эти расчёты позволяют сделать вывод, что проекция шла практически со скоростью от 19 до 20 к/с.

После кадра с улетевшей ракетой появляется чистый экран без киноплёнки. Через 3 секунды проектор выключают, наступает темнота (следующий рисунок, кадр слева). Но автомат экспозиции на видеокамере пытается подстроиться под экспозицию в темноте и превращает «черноту» в серый тон (кадр справа).

Автомат экспозиции видеокамеры пытается высветлить «темноту».
Автомат экспозиции видеокамеры пытается высветлить «темноту».

Через 3 секунды после выключения кинопроектора видеозапись останавливают.

На этом мы заканчиваем обсуждение кинопроекции и переходим к киносъёмке.

Выбор частоты съёмки на многих 8-мм кинокамерах сильно ограничен.  Это либо 18 и 24 к/с.

Рис.18. Варианты выбора частоты съёмки на 8-мм кинокамере.
Рис.18. Варианты выбора частоты съёмки на 8-мм кинокамере.

Либо 12, 18 и 24 к/с.

Варианты выбора частоты съёмки на 8-мм кинокамере.
Варианты выбора частоты съёмки на 8-мм кинокамере.


Есть некоторые, очень редкие, модели кинокамер, на которых есть режим «SLOW MOTION». В этом режиме камера работает на частоте 46 к/с. Это в 2,5 раза выше стандартной частоты.

8-мм кинокамера с режимом съёмки «SLOW MOTION»
8-мм кинокамера с режимом съёмки «SLOW MOTION»

Такую скорость используют, когда нужно зафиксировать быстро протекающий процесс - прыжок в спорте, удар по мячу, падение предмета, разлёт осколков и пр.. Но взлёт ракеты не является быстро протекающим процессом.

Если бы съёмка киноролика Фила производилась на такой скорости, то все движения людей выглядели бы на экране замедленными в 2,5 раза. Эту разницу обнаружил бы любой зритель. Но явного замедления нигде не ощущается, ни в начале ролика, ни в середине, ни в конце.

Кроме того, есть ещё другой фактор. Время экспонирования одного кадра при 18 к/с составляет примерно 1/40 с (при угле открытия обтюратора камеры 165°). При частоте 46 к/с время экспонирования сокращается до 1/100 с. Лёгкие покачивания камеры при съёмке с рук приводят к тому, что два соседних кадрика немного отличаются друг от друга, и в кадре возникает небольшая смазка (экспонирование во время движения камеры), так называемая "шевелёнка". При 1/100 с эта смазка будет не заметна. Если бы съёмка производилась на частоте 46 к/с, а проекция – на стандартной частоте, то все колебания камеры при съёмке с рук приобрели бы плавность, в кадре не было бы смазки, и соседние кадрики почти не отличались бы друг от друга при удержании камеры на объекте. Мы же видим другую картину: как в начале, так и в конце ролика - одинаковая смазка изображения (камера неустойчива), соседние кадрики порой очень заметно отличаются друг от друга.

Соседние кадры из первой (слева) и второй половины ролика (справа).
Соседние кадры из первой (слева) и второй половины ролика (справа).


Во время взлёта ракеты в кадре есть детали, которые свидетельствуют о том, что при проекции нет явного замедления – это, например, быстрый пролёт птицы.

Птица пролетает по кадру.
Птица пролетает по кадру.

Если бы скорость съёмки была 46 к/с, птица летела бы плавно и в 2,5 раза медленнее обычного. Но её полёт проходит быстро и выглядит совершенно естественно.

Таким образом, частота съёмки, которая использовалась в день взлёта ракеты,  ограничена двумя значениями: это или 18 к/с, или 24 к/с. Частота проекции, как мы выяснили, составляет от 19 до 20 к/с. Поскольку значение 19-20 к/с находится между значениями 18 и 24,  то темп движения людей и других объектов в клипе Фила будет либо чуть-чуть быстрее (на 8-10%) темпа реальных движений (при частоте съёмки 18 к/с), либо немного медленнее (на 15%), если при съёмке была выставлена частота 24 к/с.  В целом клип Фила правильно передает темп движений.

Чтобы окончательно определиться с частотой, на которой могла быть произведена съёмка, возьмём фрагмент, где виден проезжающий автобус. Если частота съёмки была 18 к/с, а частота проекции – 20 к/с, то для получения реального движения, мы должны немного замедлить скорость его движения (примерно на 10%). Тогда получится то, что мы видим на следующем рисунке слева. Если же скорость съёмки была 24 к/с, то проецируя с меньшей скоростью (20 к/с), мы получаем на экране небольшое замедление. Следовательно, для получения реальной картины, мы должны ускорить движение примерно на 15% - это кадр  справа. Для удобства сравнения перекройте рукой сначала одну половину, затем другую.

Автобус проезжает по дороге на заднем плане.
Автобус проезжает по дороге на заднем плане.

Вот это же видео в чуть лучшем качестве.



Два кадра отличаются по скорости в 1,33 раза (24:18). Предположим, что ролик Фила показывает всё действие в замедленном виде. При ускорении ролика Фила на 15% (кадр справа) автобус начинает суетливо ездить, как в мультипликационном фильме. При небольшом замедлении (на кадре слева) естественность движения сохраняется. Это соответствует съёмочной частоте 18 к/с. Следовательно, съёмка производилась именно на 18 к/с. Эта частота считается стандартной для кинопленки «Супер-8».

То, что частота съёмки и частота кинопроекции немного не совпадают, означает, что при обсуждении клипа Фила следует воспользоваться некоторой корректировкой.
Так, согласно клипа Фила, ракета после старта достигает слоя перистых облаков через 106 секунд.

Старт «Аполлона-11». а) момент отрыва ракеты от стартового стола, б) прохождение слоя перистых облаков, в) отбрасывание тени на облака.
Старт «Аполлона-11». а) момент отрыва ракеты от стартового стола, б) прохождение слоя перистых облаков, в) отбрасывание тени на облака.


Если съёмка производилась на скорости 18 к/с (это вероятнее всего), а скорость проекции 20 к/с, то тогда время достижения слоя перистых облаков немного увеличится и составит 117 секунд. И получится, что в реальности ракета двигалась даже немного медленнее, чем в ролике Фила.

Вопрос - была ли изменена скорость съёмки в момент, когда ракета покинула опорную башню, по-видимому, возник от того, что в этот момент в записи возникает затемнение на 3 кадра с исчезновением цветности. Эти артефакты возникли из-за видеокамеры (загрязнение пишущей головки). Такие затемнения то и дело встречаются на протяжении всего ролика.
Вот, например, как это выглядит в первой половине ролика:

Выпадение трёх кадров по цвету из-за видеокамеры.
Выпадение трёх кадров по цвету из-за видеокамеры.


Но точно такие же выпадения цвета на три кадра мы видим и в начале взлёта ракеты:

 Выпадение трёх кадров по цвету в момент старта ракеты.
Выпадение трёх кадров по цвету в момент старта ракеты.

И в середине полёта:

Выпадение трёх кадров по цвету во время полёта ракеты.
Выпадение трёх кадров по цвету во время полёта ракеты.


При этом теряется только цветность и яркость, само же движение в кадре не прерывается. Во время подъёма и полёта ракеты такие артефакты встречаются 6 раз.  Причём скорость движения во всех этих 6 случаях не меняется, не замечено какого-либо переключения на другой режим съёмки.

Также не изменилась и скорость проекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О РОЛИКЕ ФИЛА ПОЛЕЙШИ.

1. Перевод 8-мм киноролика в цифровой формат происходил в два этапа. Киноролик был переснят видеокамерой, работающей в формате NTSC, затем видеокассета с записью была оцифрована с помощью видеомагнитофона, подсоединённого к компьютеру (аналоговое изображение переведено в цифровое).
2. Скорость движения ракеты в ролике Фила Полейши практически близка к реальной. Отклонение не превышает 10%.
3. Изменение скорости съёмки в тот момент, когда ракета поднялась на высоту опорной башни и далее, на всём протяжении ролика, не обнаружено в пределах погрешности 10%.

ИТОГ.

Поскольку скорость движения ракеты в ролике Фила близка к реальной, то из этого следует, что лунная ракета "Сатурн-5" с "Аполлоном-11" летела со скоростью, в несколько раз отличающейся от официальных данных НАСА в меньшую сторону. Такая ракета не могла выйти даже на околоземную орбиту.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

P.S. Конечно, я предвижу надуманные, никакими расчетами не обоснованные, утверждения, что оператор резко менял скорость (частоту кадросмен) во время съёмки своего любительского ролика. Это последняя соломинка, за которую цепляются пропагандисты НАСА. Чтобы показать бессмысленность таких утверждений и чтобы прояснить ситуацию до конца, скоро будут опубликованы ещё две статьи с разбором ролика Фила.

Следующая статья:

97. "Аполлон-11" пронзает облака. Сравним старт ракеты с разных камер.

*