Если ребенок ползает – будет умным? Как появляется пространственное мышление?

15 April 2020

Здравствуйте, мои дорогие читатели и подписчики.

На первом родительском собрании все родители первоклассников заполняют анкеты, отвечают на типовые вопросы, сообщают сведения о себе, о детях. А для родителей моих первоклассников в конце анкеты есть неожиданные для них вопросы, которые вызывают удивление, и для ответа им необходимо вспомнить раннее детство своего ребёнка.

Вопросы такие:

В каком возрасте ваш ребёнок начал ползать? В каком возрасте начал ходить?

В каком возрасте у него (у неё) появились первые зубки?

В каком возрасте произнёс первые слова? Когда начал говорить простыми предложениями?

Зачем мне нужны сведения о начале говорения и первых зубках у моих учеников – разговор позже, это имеет отношение к другим темам. А сейчас объясню, зачем мне надо знать о ребёнке, сколько времени он провёл в состоянии ползающего на четвереньках.

Если ребенок ползает – будет умным? Как появляется пространственное мышление?

Причины проблем у детей разные, а родители чаще всего говорят о лени детей. Я знаю, что освоение нового - это необходимейшее для развития детей условие, это движение вперёд, и дети всегда готовы принять новые знания, они им всегда интересны, а отказывается ребёнок от этого «движения» при одном условии: непонятно, поэтому и трудно. Вывод: в основе неудач ребёнка в обучении могут быть физиологические проблемы.

Наша тема – пространственное мышление. Небольшая справка: пространственное мышление отвечает за ориентацию на местности, способность к решению задач по геометрии, за умение правильно читать и выполнять работы в чертежах, за возможность представления объектов в трехмерном измерении, за умение анализировать (разделять на части), синтезировать (соединять в единое целое), абстрагировать (определять этапы задания), обобщать (определять и выделять значимые части предмета), конкретизировать (выделять этапы заданий).

Если ребенок ползает – будет умным? Как появляется пространственное мышление?

Специально остановилась на терминах в надежде на понимание важности пространственного мышления у детей и взрослых. А теперь представьте, в каком положении оказывается ребёнок, у которого недостаточная база для усвоения учебного материала, т.к. весь процесс усвоения и познания основан именно на перечисленных умениях. Развитие пространственного мышления начинается до года. Ребёнок последовательно изучает три пространственных измерения: сначала малыш лежит на плоскости, никуда не двигаясь, потом учится перемещаться в горизонтальной плоскости (ползает, переворачивается), и лишь затем он осваивает третье измерение — вертикаль. Благодаря всему этому у ребенка формируется пространственное мышление и чувство собственного тела.

не торопите своего малыша!
не торопите своего малыша!

Как ошибаются те родители, которые торопят своего ребёнка и пропускают период ползания. Они даже гордятся тем, что их ребёнок сразу пошел, не зная, какие проблемы заложены на жизненном пути их чада. Природа включает различные центры головного мозга для компенсации недостаточно развитых функций, а это значит, что необязательно трудности будут непреодолимыми, возможно специальные тренировочные упражнения, игры помогут ученику быть успешным, главное, чтобы родители понимали, в чём проблема и как её нужно решать.

По ответам родительских анкет я выделяю тех детей, у которых могут быть трудности в усвоении определённого учебного материала. Наблюдаю за их работой, как они выполняют задания, как объясняют выбор решения, что у них получается сразу, что после повторения, а что не поддаётся никак. Эти наблюдения позволяют мне оказывать детям помощь, давать родителям конкретные рекомендации и предлагать способы помощи ребёнку. Иногда родители воспринимают слова о проблемах с пространственным мышлением, как диагноз ребёнку. А на мои предложения могут ответить, что у ребёнка нет никаких проблем, просто он (она) ленится. Не впадайте в такое заблуждение.

Всё можно исправить и помочь ребенку правильными упражнениями!
Всё можно исправить и помочь ребенку правильными упражнениями!

В следующей статье я предложу Вам способы проверки уровня развития пространственного мышления у ребёнка, и каким образом ему можно и нужно помочь.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал, что бы всегда быть в курсе новых статей.

С теплом, Ольга Горшкова