Герои Великой Отечественной войны: лётчик Иван Никитович Кожедуб

8 июня 1920 года родился Иван Никитович Кожедуб, самый результативный среди лётчиков антигитлеровской коалиции.

Герои Великой Отечественной войны: лётчик Иван Никитович Кожедуб

С авиацией будущий трижды Герой Советского Союза познакомился ещё до войны – он посещал аэроклуб, где летал на самолёте У-2. Поэтому после призыва в ряды Красной Армии в 1940 году его определили в военную авиационную школу, которую он блестяще закончил. Из-за высоких показателей Ивану Никитовичу предложили остаться в школе в качестве инструктора, на что он не раздумывая согласился. За строгость и требовательность к курсантам его даже прозвали «Триждыдубом».

И.Н. Кожедуб с женой Вероникой Николаевной, которую всегда называл своей четвёртой золотой звездой
И.Н. Кожедуб с женой Вероникой Николаевной, которую всегда называл своей четвёртой золотой звездой
И.Н. Кожедуб с женой Вероникой Николаевной, которую всегда называл своей четвёртой золотой звездой

После начала войны Иван Никитович постоянно направлял начальству рапорты с просьбами отправить его на фронт, но ему всё время повторяли, что такие опытные лётчики нужны в тылу для быстрой и качественной подготовки новых кадров. Спустя год после бесконечных писем, просьбу Ивана Никитовича удовлетворили: в 1942 году он был зачислен в 302-ую авиационную дивизию.

И.Н. Кожедуб и Ш.Н. Кирия
И.Н. Кожедуб и Ш.Н. Кирия
И.Н. Кожедуб и Ш.Н. Кирия

Первый воздушный бой будущего аса чуть не стал последним. Вражеский Мессершмитт сильно повредил его самолёт, при возвращении досталось и от советских зенитчиков, в итоге Иван Никитович чудом посадил свой Ла-5, который был настолько изрешечён, что восстановлению не подлежал. Разочарованные таким исходом старшие офицеры полка перестали давать Кожедубу боевые задания и уже хотели совсем перевести в наземные части, но командир заступился за него, сказав, что не дело разбрасываться опытными лётчиками, имеющими 500 часов налёта, и отправлять в бой имеющих 30-50, и Ивану Никитовичу дали второй шанс.

И.Н. Кожедуб на фоне своего знаменитого самолёта, полученного от В.В. Конева
И.Н. Кожедуб на фоне своего знаменитого самолёта, полученного от В.В. Конева
И.Н. Кожедуб на фоне своего знаменитого самолёта, полученного от В.В. Конева

Руководство не прогадало. За время войны Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбил 64 самолёта противника. Однако многие его сослуживцы вспоминали, что Иван Никитович не записывал на свой счёт самолёты, сбитые в составе группы, отдавая их своим ведомым или новичкам. Исследователи подсчитали, что если присовокупить к официальным данным и эти, то получится, что Кожедуб в общей сложности сбил больше сотни самолётов.

Ла-7 И.Н. Кожедуба в Центральном музее авиации
Ла-7 И.Н. Кожедуба в Центральном музее авиации
Ла-7 И.Н. Кожедуба в Центральном музее авиации

В начале 1945 года Ивану Никитичу довелось вступить в бой с необычным самолётом. В феврале он вместе с напарником наткнулся на первый в мире реактивный истребитель Мессершмитт Me-262. Несмотря на превосходство в скорости, тому не удалось уйти от советского аса.

Мессершмитт Me-262
Мессершмитт Me-262
Мессершмитт Me-262

Уже в самом конце войны в апреле 1945-го Иван Никитович, совершая очередной боевой вылет, заметил, что за бомбардировщиком союзников «Летающей крепостью» увязалось несколько Мессершмиттов. Недолго думая, Кожедуб отогнал немцев, но за ним погнались 2 американских истребителя «Мустанг». Иван Никитович сделал не одну попытку убедить союзников, что он с ними на одной стороне, однако те продолжали преследование. Тогда он вступил с ними в бой и сбил обе машины. Командир полка, получив известие об этом, сказал, что сейчас вносить американцев в список побед не стоит, но как только случится война с Америкой – а она, считал он, не за горами – тогда и нарисуют новые звёздочки задним числом. Сам Иван Никитович, вспоминая этот случай в своей автобиографии, писал, что американские лётчики просто ошиблись, но сейчас историки в этом сомневаются. В конце войны подобных эпизодов было немало: союзники целенаправленно преследовали советские самолёты, пытаясь их сбить, что иногда им удавалось.

В центре И.Н. Кожедуб и конструктор С.А. Лавочкин
В центре И.Н. Кожедуб и конструктор С.А. Лавочкин
В центре И.Н. Кожедуб и конструктор С.А. Лавочкин

За боевые заслуги Иван Никитович был награждён многими советскими и иностранными орденами и медалями. Он стал последним трижды Героем Советского Союза, получившим это звание до конца Второй мировой войны.

Трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб
Трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб
Трижды Герои Советского Союза А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб

Но с её окончанием боевой путь Кожедуба не закончился. В 1951 году его отправили на Корейскую войну в качестве командира авиационной дивизии, где он действовал под псевдонимом Крылов. Летать начальство ему строго запретило, поэтому он занимался разработкой планов воздушных операций и обучением советских, корейских и китайский лётчиков. Однако есть сведения, что он несколько раз всё-таки взлетал и даже сбивал.

И.Н. Кожедуб делится опытом
И.Н. Кожедуб делится опытом
И.Н. Кожедуб делится опытом

После Корейской войны Иван Никитович продолжил службу в советских ВВС и в 1985 году получил звание маршала авиации.

Приглашаем принять участие в конкурсах «Герои Великой Отечественной войны» и «Лётчики Второй мировой войны» для школьников, студентов и учителей на портале Эрудит.Онлайн!

Конкурс «Герои Великой Отечественной войны»

Другие статьи по истории на нашем канале: