Известные композиторы: Альфред Шнитке

24 November 2020

24 ноября исполняется 86 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке – крупнейшего российского композитора, открывшего новые горизонты мирового искусства. Многие называют его мультикультурной личностью, выделяют разные национальные истоки его жизни и творчества.

Альфреда Гарриевича Шнитке (1934–1998)
Альфреда Гарриевича Шнитке (1934–1998)
Альфреда Гарриевича Шнитке (1934–1998)

Шнитке родился в Энгельсе, который в то время входил в Республику немцев Поволжья. Отец – журналист и русско-немецкий переводчик, мать – преподаватель немецкого языка. В 1946-1948 году семья переехала в Вену, потом в Подмосковье. Собственно, в Москве Шнитке получает полное профессиональное музыкальное образование, включая аспирантуру Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (по классу композиции Е.К. Голубева).

Одновременно с А. Шнитке в консерватории учились А. Караманов, А. Николаев, А. Пирумов, В. Овчинников, Н. Сидельников и другие талантливые композиторы. Дипломным сочинением стала Оратория «Нагасаки» для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра на тексты А. Софронова, С. Тосон, Г. Фере, Е. Эйсаку, где молодой композитор передал ужасы атомного взрыва и его трагические последствия. Как отмечал сам автор, в Оратории было представлено всё, что олицетворяет безжалостный облик смерти, жестокий и дикий в своей бессмысленности…

В аспирантуре началась и научно-теоретическая деятельность А. Шнитке, первыми были опубликованы статьи о тех, кто учился вместе с ним – В. Агафонникове, С. Губайдулиной, Г. Григорянце...

В 1963 в Москву приезжает итальянский композитор Л. Ноно, встреча с которым для Шнитке стала знаменательной, он погрузился в изучение новейшей музыки Д. Лигети, В. Лютославского, К. Пендерецкого, А. Пуссера, К. Штокхаузена… Сочинения 60-х, написанные в основном в серийной технике, наряду с сочинениями Э. Денисова и С. Губайдулиной, стали знаменем русского авангарда.

В это время Шнитке приходит к центральной идее творчества – полистилистике как возможности «модулировать» разными стилями.

В 1967 композитор впервые выезжает за границу на фестиваль «Варшавская осень». Позже он примет участие в зарубежных гастролях как клавесинист в ФРГ, Австрии и Франции в составе литовского камерного оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса.

В середине 70-х новый период интенсивных духовных поисков, который композитор определил как «богоискательство» и путь к «новой простоте» («Реквием» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля, 1975). «Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для двух скрипок (или одной скрипки и магнитофонной записи) стала мемориальным откликом на смерть одного из наиболее почитаемых Шнитке композиторов. Одновременно появляется ироническая музыкальная шутка «Moz-Art» для разных камерных составов.

В 1977 Шнитке создаёт первый из шести Concerto grosso. В 1979 избран в Правление Союза композиторов СССР. В 1986 ему присуждена Государственная премия РСФСР, год спустя – почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». На Западе начинаются регулярные фестивали музыки Шнитке. В 1990 он оформляет двойное гражданство и переезжает в Гамбург, где преподаёт композицию в Институте музыки и театра, сотрудничает с оперными и балетными труппами. Член Западноберлинской Академии искусств (1981), член-корреспондент Баварской Академии изящных искусств и Берлинской Академии искусств (1986), Шведской Королевской академии.

В поздних сочинениях содержание концентрируется вокруг бесконечности времени и бессмертия духовной жизни («История доктора Иоганна Фауста»). В 1992 Шнитке присвоена японская премия «Империал», в 1993 – Государственная премия России и премия «Триумф». В 1994 происходит первый крупный фестиваль музыки Шнитке в Москве. В 1996 Московскому государственному институту музыки присваивается имя композитора. С 1994 года, после очередного инсульта, его наполовину парализовало. Специально для него было создано устройство, которое помогало записывать музыку левой рукой. 3 августа 1998 Альфред Шнитке скончался в Гамбурге, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Наследие его огромно, включает свыше 200 произведений разных жанров. Три оперы, три балета, оригинальная сценическая композиция «Желтый звук». Среди хоровых произведений: «Голоса природы» для женского хора и вибрафона, «Реквием», «Солнечное песнопение Франциска Ассизского», «Стихи покаянные»…

Симфонический перечень начинается с раннего консерваторского опуса – Симфонии №0, далее 9 симфоний, «Pianissimo…», «Ритуал», «(Не) сон в летнюю ночь (Не) по Шекспиру» (1985)…

Необозрима сфера музыки, созданной для солирующих инструментов с оркестром и с инструментальными составами: концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели; для гобоя, арфы и струнных; Konzert zi Dritt / Концерт на троих…

Помимо этого, Концерт для электромузыкальных инструментов, Cantus perpetuus для клавишных и ударных инструментов, продолжительность по желанию исполнителя, Lebenslauh / «Жизнеописание» для четырёх метрономов, ударных и фортепиано, Schall und Hall / «Звук и отзвук» для тромбона и органа, 3 × 7 для кларнета, валторны, тромбона, клавесина, скрипки, виолончели и контрабаса и т.д.

Как видно, композитора многое привлекало, интенсивность творчества «зашкаливает», профессиональная планка на высочайшем уровне, в каждом жанре новации, которые ещё предстоит разгадывать будущим исследователям.

Музыку Шнитке наполняет глубиной философской проблематики, проводит идею единства разных пластов культуры, связанных с христианством, пропитывает оригинальный текст интонациями католических, протестантских, православных, синагогальных песнопений, использует архаические формы музицирования.

Столь же самобытны средства выразительности: алеаторика всех видов, цитаты-коллажи, пространственные эффекты, наложение «живого» звучания на запись, театрализация исполнения...

Полистилистика часто символизирует образ разрушенной цивилизации. Темы из разных исторических времён представляют разные системы ценностей; манера письма объединяет сонорно-кластерный и пуантилистический, сериальный и фольклорный типы.

Шнитке результативно работал в кино, общаясь с талантливыми режиссерами, среди которых Э. Климов («Похождения зубного врача»; «Агония»), А. Аскольдов («Комиссар»), С. Колосов («Вызываем огонь на себя»), А. Смирнов («Белорусский вокзал»), Л. Шепитько («Восхождение»), А. Хржановский («Стеклянная гармоника»)...

Работая в Московском Театре на Таганке, композитор создал музыкальное оформление к спектаклям «Ревизская сказка», «Пир во время чумы», «Живаго» (режиссёр Ю. Любимов). Писал музыку для постановок Театра «Эрмитаж» и МХАТа. Одним из шедевров является «Гоголь-сюита», основанная на произведениях: «Мёртвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Авторская исповедь». Произведения Альфреда Шнитке исполняли и исполняют выдающиеся музыканты современности: Мстислав Ростропович, Олег Каган, Владимир Крайнев, Геннадий Рождественский, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Наталья Гутман и другие.

Саратовская областная филармония им. А. Шнитке
Саратовская областная филармония им. А. Шнитке
Саратовская областная филармония им. А. Шнитке

Помнят Шнитке и на его родине. В 2001 году Саратовской областной филармонии было присвоено имя Альфреда Шнитке. С 2003 года Музыкально-эстетический лицей города Энгельса стал Музыкально-эстетическим лицеем имени Альфреда Гарриевича Шнитке. В Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова был создан Научно-исследовательский Шнитке-центр, проводится конкурс имени А.Г.Шнитке.

Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ

Другие статьи про композиторов на нашем канале: