Лётчики Первой мировой

26 May

Во время Первой мировой стали применяться новые виды вооружений: танки, подводные лодки и самолёты. О самых интересных фактах из жизни лётчиков и авиационных подразделений и расскажет сегодняшняя статья.

Эскадрилья «Лафайет»

В Первую мировую была своя «Нормандия-Неман», но если во Вторую мировую французские добровольцы отправились оказывать помощь Советскому Союзу, то в 1916 году аналогичным образом поступили американцы, поступив на службу во Францию. Желающих оказалось так много, что пришлось сформировать ещё одно подразделение, получившее название лётного корпуса «Лафайет». Название обоих формирований было выбрано в честь героя Великой французской революции и американской войны за независимость маркиза Жильбера де Лафайета.

Члены эскадрильи «Лафайет» в 1917 году вместе со львятами-талисманами, которых позднее передали в парижский зоопарк
Члены эскадрильи «Лафайет» в 1917 году вместе со львятами-талисманами, которых позднее передали в парижский зоопарк
Члены эскадрильи «Лафайет» в 1917 году вместе со львятами-талисманами, которых позднее передали в парижский зоопарк

Уже после Первой мировой в 1932 году почётным членом эскадрильи «Лафайет» стала знаменитая лётчица Амелия Эрхарт, первая женщина, совершившая трансатлантический перелёт.

Воздушный цирк

Самым известным авиационным подразделением, участвовавшим в Первой мировой, является эскадрилья Jasta 11 германских ВВС, прозванная Воздушным цирком. Одно время ею командовал Манфред фон Рихтгофен, летавший на красных самолётах. Чтобы быстрее узнавать друг друга, лётчики стали использовать красный при покраске всех своих машин. Помимо Манфреда в этом подразделении служил его брат Лотар, использовавший в расцветке самолёта жёлтый цвет, и дальний родственник Вольфрам, позднее ставший генерал-фельдмаршалом авиации. За время Первой мировой Jasta 11 стала самой результативной эскадрильей германских ВВС.

Jasta 11
Jasta 11
Jasta 11

Приметы

До создания авиации самыми суеверными среди всех военных были моряки, но лётчики буквально сразу же после создания отдельных подразделений приобрели ничуть не меньше примет. Одна из них, не потерявшая актуальности и сегодня, связана с одеждой. Считается, что на вылет нельзя надевать новую одежду, нужно обязательно взять старую и проверенную, иными словами облётанную. Самый известный лётчик Первой мировой Красный барон Манфред фон Рихтгофен неизменно следовал этому правилу и на выполнение очередного задания всегда отправлялся в одной и той же старой куртке, хотя из дома ему регулярно присылали новые.

Слева направо: Курт Вюстхоф, Вильгельм Рейнхард (он командовал 1-ой истребительной эскадрой после гибели Рихтгофена, последним командиром этой эскадры был Герман Геринг), Манфред фон Рихтгофен, Эрих Левенхардт и Лотар фон Рихтгофен
Слева направо: Курт Вюстхоф, Вильгельм Рейнхард (он командовал 1-ой истребительной эскадрой после гибели Рихтгофена, последним командиром этой эскадры был Герман Геринг), Манфред фон Рихтгофен, Эрих Левенхардт и Лотар фон Рихтгофен
Слева направо: Курт Вюстхоф, Вильгельм Рейнхард (он командовал 1-ой истребительной эскадрой после гибели Рихтгофена, последним командиром этой эскадры был Герман Геринг), Манфред фон Рихтгофен, Эрих Левенхардт и Лотар фон Рихтгофен

Другая примета касается фотографий: перед полётом нельзя фотографироваться, после вылета – сколько угодно, а вот до – лучше не рисковать. Именно это правило нарушил Вернер Фосс, главный соперник Рихтгофена за звание самого результативного пилота в германской авиации – за 10 месяцев на фронте он сбил 48 самолётов противника. Фосс собирался в отпуск и сфотографировался с братьями, однако почему-то передумал и решил совершить ещё один полёт, из которого и не вернулся.

Вернер Фосс и Манфред фон Рихтгофен
Вернер Фосс и Манфред фон Рихтгофен
Вернер Фосс и Манфред фон Рихтгофен

Соблюдением личных примет тоже старались не пренебрегать. Курт Вольф, ставший после повышения Рихтгофена командующим его знаменитой эскадрильей Воздушный цирк, всегда перед вылетом надевал ночной колпак и не снимал его до приземления. Однажды он забыл это сделать, и полёт стал для него последним.

Константин Креффт, Курт Вольф в своём колпаке и Карл Альменродер
Константин Креффт, Курт Вольф в своём колпаке и Карл Альменродер
Константин Креффт, Курт Вольф в своём колпаке и Карл Альменродер

Fokker Dr.I

Триплан Fokker Dr.I стал настоящим символом Первой мировой, хотя был введён в эксплуатацию только в 1917 году и поначалу энтузиазма у лётчиков не вызвал. Тройное крыло повышало манёвренность, но делало управление сложнее, к тому же после гибели на этих машинах таких профессионалов как Курт Вольф и Вернер Фосс доверие к самолёту упало. А уж после того, как выяснилось, что верхнее крыло имеет свойство отрываться в самый неподходящий момент, триплан отправили на доработку.

Реплика Fokker Dr.I
Реплика Fokker Dr.I
Реплика Fokker Dr.I

Через некоторое время самолёт вернулся уже обновлённым и стал лучшим германским истребителем, однако использовать его решались не все. Поскольку он был трипланом, то нередко германские лётчики сбивали своих же, перепутав машину с британским Sopwith. Сейчас Fokker Dr.I прочно ассоциируется с Манфредом фон Рихтгофеном, который на нём сбил свои последние самолёты, хотя дольше всего на этой машине летал Йозеф Якобс, командир эскадрильи Jasta7, выбравший Fokker как раз из-за повышенной манёвренности. Его чёрный триплан с головой дьявола распугивал союзников ничем не хуже красного самолёта Рихтгофена. Проблему с обстрелом со стороны своих же Якобс решил достаточно просто, продублировав опознавательные знаки и на нижнем крыле. Благополучно пережив Первую мировую Якобс, не разделявший идеи нацизма, на настойчивые предложения Германа Геринга вернуться в авиацию неизменно отвечал отказом и в конце концов переехал в Нидерланды. До своей смерти в 1978 году Якобс был последним лётчиком – кавалером высшего прусского ордена Pour le Mérite, так же известного как «Голубой Макс».

Jasta 7, Йозеф Якобс в центре
Jasta 7, Йозеф Якобс в центре
Jasta 7, Йозеф Якобс в центре

Самый необычный лётчик

Лётчики, не вылетающие без ночных колпаков или любимых собачек, кажутся совершенно обычными по сравнению с Марселем Пля. Темнокожий уроженец Французской Полинезии доблестно сражался в рядах русской армии в качестве стрелка-моториста на бомбардировщике «Илья Муромец». В 1916 году во время выполнения очередного боевого задания самолёт был серьёзно повреждён и Пля всю дорогу до аэродрома провёл на крыле, ремонтируя двигатель.

Марсель Пля
Марсель Пля
Марсель Пля

Благодаря его усилиям машина долетела, но из-за большого количества повреждений – всего насчитали порядка 70 пробоин – дальнейшей эксплуатации не подлежала. За этот подвиг отважный полинезиец был награждён Георгиевским крестом. Второй крест он также заслужил на «Илье Муромце», когда в одном бою сбил два самолёта противника. К тому же Пля сделал несколько ценных предложений по поводу улучшения конструкции «Ильи Муромца», которые в дальнейшем были полностью учтены его создателем И.И. Сикорским.

Самолёт «Илья Муромец»
Самолёт «Илья Муромец»
Самолёт «Илья Муромец»

Приглашаем проверить свои знания на портале Эрудит.Онлайн в тесте «Лётчики Первой мировой войны». Подготовлены задания для старшеклассников, студентов и педагогов.

Конкурс «Лётчики Первой мировой войны»
Конкурс «Лётчики Первой мировой войны»
Конкурс «Лётчики Первой мировой войны»

Другие статьи по истории на нашем канале: