«Недопетая песня» Франца Шуберта

19 November 2020

Франц Шуберт обладал красивым голосом. Будучи совсем молодым, он пел в Венской придворной капелле. Наверное, неслучайно именно певучесть стала «визитной карточкой» австрийского композитора.

Франц Шуберт (1797-1828)
Франц Шуберт (1797-1828)

Шуберт был учеником Антонио Сальери, который отличался профессиональным мастерством. Однако композиторская жизнь никак не хотела складываться, пока молодой Франц не познакомился с известным певцом Иоганном Фоглем, обладателем красивого баритона, который стал исполнять его песни, и популярность Шуберта быстро пошла по нарастающей. Первым заслуженным успехом стала баллада «Лесной царь» и песня «Маргарита за прялкой» на стихи И. Гёте. Впервые у Шуберта песня оказалась способной со всей глубиной раскрыть внутренний мир человека, показать его радости и страдания. В них проявилась ярчайшая черта дарования композитора – богатство и красота мелодий, простота и демократичность высказывания, подчёркивающие тесную связь с традициями австрийской народной бытовой культуры.

Лесной царь
Daniel Norman - тенор
Sholto Kynoch - фортепиано
Анимация Oxford Lieder

Жизнь Шуберта оказалась недолгой, в 23 года он заболел и в возрасте 32 лет умер. Парадоксально, но факт! Композитор при жизни не услышал в реальном исполнении ни одной из своих симфоний. Состоялся только один концерт из его камерных сочинений.

Шуберт высоко ценил В.А. Моцарта, воспринимая его как недосягаемый идеал гармонии мироощущения. В дневнике он писал, что считает австрийского гения образцом для подражания, выделял лирическое восприятие действительности и стремление проникнуть во внутренний мир человека. Действительно, именно Шуберт оказался В.А. Моцарту наиболее близким по духу. Можно обнаружить даже совпадение хронологических деталей, общность национальных истоков, трагически короткую жизнь, универсальность творчества.

Лирико-драматическая экспрессия эмоционального переживания, объединяющая двух таких разных художников, отмечалась многими. Именно Шуберт передал предвосхищённые Моцартом приёмы песенного инструментализма Ф. Мендельсону, И. Брамсу, Э. Григу.

Ф. Шуберт писал симфонии и оперы, мессы и церковные хоровые произведения, камерные и фортепианные сочинения. Однако главным достижением стали песни (более 600). Популярностью в среде профессионалов и любителей пользуются такие шубертовские шедевры как «Большая» и «Неоконченная» симфонии, Квинтет «Форель», Фантазия «Скиталец», экспромты, вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» (на стихи В. Мюллера).

Музыкальное наследие Шуберта пропагандировали Франц Лист, Антонин Дворжак, Гектор Берлиоз, Иоганнес Брамс. Многие композиторы делали транскрипции камерных и вокальных сочинений Шуберта. Так современные пианисты с удовольствием играют песни Шуберта в обработке Листа. Среди них: «Утренняя серенада», «Приют», «Странник». Высоко ценил Ф. Шуберта Роберт Шуман, называя его «своим единственным». Отличительные черты он видел в том, что композитор отражает жизнь во всём многообразии оттенков, мгновенно и точно фиксирует разнообразные впечатления. Так, он писал, что Шуберт находит звуки для тончайших чувств и мыслей, даже для происшествий и житейских обстоятельств. Новизна и особое обаяние кроются в его задушевности, внутренней подвижности, остроте реакции. Эти черты, также как и способность к юмору, шутке, делают творца «Прекрасной мельничихи» подлинным гением, ушедшим из жизни слишком рано.

Композитор умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года. Шуберта похоронили в Вене на Верингском кладбище рядом с Людвигом ван Бетховеном, который умер годом раньше. В 1888 году обе могилы были перенесены на Венское центральное кладбище. На Верингском кладбище остался бюст композитора. На памятнике выгравирована надпись: «Здесь похоронено бесценное сокровище. Но ещё более он унёс с собой надежд».

«Недопетая песня» Франца Шуберта

Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ

На Эрудит.Онлайн выложена полная лекция из авторского курса Н.М.Смирновой «Особенности фортепианного стиля ранних романтиков: Ф. Шуберт. Ф. Мендельсон-Бартольди», а также тесты для студентов консерватории и учителей музыкальных школ:

«Жизнь и творчество Ф. Шуберта»

«Ранний романтизм»

«Стилевое своеобразие романтизма»

Кроме этого, есть открытые лекции по творчеству Бетховена, Брамса, Листа, Шумана, много тестов по музыке разного уровня сложности. Перейти на Эрудит.Онлайн.

#музыка #классическая музыка #романтизм