«Сюжеты своих детективов я выдумываю, когда мою посуду, ведь это настолько раздражающее занятие, что поневоле приходят мысли об убийстве»
Агата Кристи
Признанная королева детектива Агата Кристи создавала произведения, обреченные устраивать революцию в умах современников, открывая перед ними туманный мир загадок и тайн, злодейства и тонкого расчета. Но в своем творчестве истинная леди придерживалась весьма строгих принципов. Так в романах Агаты Кристи никогда не было преступлений сексуального характера и, в отличие от множества современных детективов, практически отсутствуют сцены непосредственного насилия с жестокостями и потоками крови. В первую очередь, Агата Кристи писала историю с моралью, где преступник обязательно обличался и порицался.
Примечательно, что последние 19 лет жизни Агата Кристи председательствовала в Детективном клубе – союзе писателей детективного жанра.
Члены этого клуба обязывались соблюдать в своем творчестве «10 заповедей детективного романа», некоторые из которых весьма красноречивы и однозначны. Вот эти правила:
- Преступник должен быть упомянут с самого начала романа. Читатель должен наблюдать за ходом его мыслей.
- В разгадке не могут фигурировать сверхъестественные силы.
- Потайной ход может быть только один.
- Новые технические сооружения, а также неизученные яды не могут использоваться в повествовании.
- Детектив не может быть преступником!
- Удача или счастливое стечение обстоятельств не должны помогать детективу.
- В повествовании не должно быть китайцев!
- Любая версия преступления должна быть озвучена читателю.
- Допускается, чтобы у детектива был глуповатый друг, который по своему умственному развитию должен уступать среднестатистическому читателю!
- В произведении не должно быть близнецов, если это не оговаривается в самом начале.
Стоит отметить, что сама Агата Кристи однажды нарушила одно из этих правил, когда написала «Убийство Роджера Экройда». Не удивительно, что произведение повергло в шок и критиков, и читателей, и коллег-членов Детективного клуба. Писательницу обвиняли в «нечестной игре», т.е. в использовании приемов, не свойственных этому жанру. Настоящего убийцу в романе было крайне сложно разгадать, поскольку Кристи дала ему возможность многое недоговаривать, оставаясь «белым и пушистым» в глазах читателя.
Правда на момент написания произведения (1926 г.) эти правила существовали лишь в виде негласного писательского этикета, эдаких «правил по-умолчанию». И именно издание «Убийства Роджера Экройда» способствовало письменному закреплению этих «законов».
P.S. Сегодня «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи высоко ценится поклонниками жанра и заслуженно считается одним из лучших детективов всех времен. Новаторские идеи произведения в дальнейшем использовались многими известными писателями. Взять хотя бы Бориса Акунина и его «Турецкий гамбит». А помните профессора Квиррелла из первой части «Гарри Поттера» – ведь ни у кого не могло возникнуть и мысли, что этот «местный дурачок» и есть главный злодей.
А рецепт этого трюка всецело принадлежит Агате Кристи.
Еще интересное об Агате Кристи: