Обязательный ЕГЭ по математике – пережиток прошлого и издевательство над детьми

Картинка из интернет-пространства
Картинка из интернет-пространства

Помню, как, будучи школьницей, изнывала на уроках алгебры и геометрии. Изнывала от бессмысленности происходящего. Все эти уравнения с неизвестным, синусы, косинусы, тангенсы, прямые, кривые и прочие составляющие алгебры/геометрии никоим образом не имели отношения к моей личности, моим интересам, планам на будущее. Математика для меня была бессмыслицей, абсурдом, пустой тратой времени. Еще в средней школе я точно знала, что свяжу свою жизнь с иностранными языками или журналистикой. «Зачем? За что?» - мысленно сокрушалась я на очередном уроке математики, считая минуты до спасительного звонка. И вот это - этот набор бесполезных знаков и начертаний – мне предстояло сдавать и после 9-го класса, и после 11-го. Без права выбора. Без учета моих способностей, интересов и жизненных целей. И то, как я сдам вот это, могло повлиять на мое дальнейшее обучение и мою дальнейшую жизнь – не лучшим образом.

Математику я не любила и не понимала. Как нынче принято выражаться, от слова совсем. И если бы не списала на экзамене, как большинство моих одноклассников, то выше двойки вряд ли бы получила. Здесь позвольте мне несколько реабилитироваться. Незнание математики не помешало мне окончить факультет иностранных языков с красным дипломом без единой четверки. И не посчитайте это за хвастовство. Я всего лишь хочу сказать, что в университете я обучалась тому, к чему у меня изначально были способности. И еще важнее – глубокий интерес.

Школу я окончила в начале 2000-х. Но мысль о том, что обязательный экзамен по математике – пережиток прошлого, прочно сидит в моей голове до сих пор. И не только из-за моих личных предпочтений. И не только потому, что у меня двое детей, старший из которых – школьник. Сразу оговорюсь, что сын с математикой неплохо справляется.

Все гораздо шире. Моя школьная драма, увы, не уникальна. Таких, как я, ярко выраженных гуманитариев, страдающих из-за последствий принудительного (именно это слово мне хочется употребить) экзамена по математике, было много. Ты можешь писать глубокие сочинения, изъясняться на английском языке, красиво рисовать, ориентироваться в истории и т.д. и т.п., но… Не знаешь математики – ай-ай-ай! – идиот, конечно. К чему все твои прочие умения и навыки, если тебе не совладать с выпускным экзаменом по главнейшему предмету в школе – МАТЕМАТИКЕ! Вот так это выглядело в мое школьное время и, утверждаю, выглядит до сих пор (совсем недавно мне «посчастливилось» поработать в общеобразовательной школе).

Картинка из интернет-пространства
Картинка из интернет-пространства

А ведь математика в жизни мне ни разу не пригодилась! Не считая обучения в университете. На 1-ом курсе ин.яза – о, ужас! – я столкнулась с математикой высшей. И смех, и грех. Намучились же тогда мы, лингвисты. Вот оно, наше «прекрасное» российское образование. Обо всем понемногу. И не очень по сути. На 3-ем курсе была еще и физика. Да-да! Видимо, будущим переводчикам и преподавателям иностранных языков без нее никуда. На этом мои мытарства с точными науками благополучно завершились.

Поймите правильно, я не против математики как таковой. Математика, как любая другая наука, крайне важна и нужна. Понятно, что математика лежит в основе многих профессий технической направленности и имеет свое предназначение.

Я против однобокости российской школьной системы образования, которая всех без разбору – и жутких гуманитариев, и заядлых математиков – подгоняет под один стандарт, однозначно устаревший и утративший всякую актуальность.

Кстати, обязательный экзамен по русскому языку также считаю не лучшим вариантом для школы. Возможно, он более оправдан, чем экзамен по математике. Мое мнение - как носители русского языка, независимо от нашей профессии, мы должны грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно. Филолог тянет одеяло на себя, усмехнетесь вы. Может быть. Помню, как моего одноклассника (отличника по математике) во время какой-то важной письменной работы по русскому языку усадили за одну парту со мной, чтобы он смог улучшить свой результат. Попросту списать. И что вы думаете? Мой результат – 5/5. Его – 3/3. Видимо, каждому свое.

Картинка из интернет-пространства
Картинка из интернет-пространства

В мои школьные годы было еще и обязательное выпускное сочинение по литературе. Должна признаться, этого я также не понимаю. Я, жуткий гуманитарий, справлюсь (не без усилий, конечно), а тот же мой одноклассник, заядлый математик, экзамен не завалит только при одном условии – если спишет. Согласитесь, редкий математик (если он, конечно, не Ломоносов) способен на обширные философские рассуждения о смысле того или иного произведения.

Что касается моего опыта работы в школе, он недолгий – я проработала там около года. На большее меня просто не хватило (эта тема для отдельной статьи). Однако этого времени оказалось достаточно, чтобы понять суть российской школьной системы образования – все заточено под сдачу ЕГЭ по математике и русскому языку. Все силы и учителей, и учеников брошены на получение не знаний, а долгожданных баллов по этим двум предметам. Индивидуальные способности детей, их интересы и жизненные цели как не учитывались, так и не учитываются. Как пример - никого не волнует, что конкретный ребенок планирует стать учителем русского языка или художником. В школе он будет сдавать математику и точка.

Такое ощущение, что российская школа замерла, закостенела во времени, застыла. И нет никому дела до бедолаги-образования. И уже очень-очень давно. Будто топчется оно в своем болоте. Да и ладно. Нашей стране индивиды не нужны, долгие годы в почете – стандарт, который в реальности и не стандарт вовсе. Отсталость.

#образование 

#школа

#экзамены

#егэ

#егэ по математике

#математика

#дети

#обучение

#психология