Надо сказать, что у армян очень много общего с французами, несмотря на то, что Армения находится от Франции на порядочном расстоянии. Эта близость отмечается, например, в лингвистической области.
В частности, у армян в общении частенько проскальзывает французское слово «мерси» вместо исконного «шноракалутюн» (арм. – спасибо).
Неизвестно время первых контактов представителей двух народов.
О степени близости армян и французов можно судить лишь по дошедшим до наших дней письменным источникам. Из них, в частности, известно,
что подданный французской короны Бодуэн Буйонский (ок. 1060-1118 гг.), впоследствии ставший королём Иерусалимским Балдуином I, взял в жёны армянскую княжну Ардай.
В конце XIV века в Париже скончался последний король Киликийской Армении Левон VI, происходящий из кипрской ветви французского дворянского рода де Лузиньян (Лусинян). Его беломраморное надгробие доныне находится в базилике Сен-Дени, рядом с гробницами французских монархов.
С другой стороны француз Жан-Батист Вернье, известный как путешественник, в 1630-х годах посетил Ереван, который запечатлел
на двух рисунках, ставших ценными историческими документами.
Большой приток армян во Францию произошёл в 1915 году во время геноцида, устроенного властями Турции. И сегодня на французской земле проживает около полумиллиона этнических представителей закавказского народа, образующих одну из крупнейших в мире армянских диаспор.
В 1923 году во Францию из охваченной восстаниями против Советской власти Грузии переехала семья Азнавурянов. А 22 мая 1924 года у них родился сын – Шахнур Вахинак Азнавурян, которого весь культурный мир впоследствии узнал под именем Шарля Азнавура (1924-2018 гг.).
Проявив себя как яркий шансонье, талантливый композитор, поэт, писатель и актёр, Азнавур, согласно совместному опросу журнала Time
и телеканала CNN, был признан лучшим эстрадным исполнителем XX века и его имя внесено в Зал славы песенных авторов (г. Нью-Йорк).
Ещё при жизни маэстро, в 2001 году, одна из красивейших площадей Еревана, находящихся перед кинотеатром «Москва» и гостиницей «Ереван», была переименована в Площадь Шарля Азнавура.
И присутствие в этот момент мэтра эстрады на своей этнической родине добавляло мероприятию торжественности и трогательности.
Эта же площадь в день смерти Шарля Азнавура утопала в цветах.
По легендарному шансонье без преувеличения скорбела вся Армения.
Ещё одна площадь, расположенная у основания знаменитого комплекса Каскад, именуемого «лестницей в небо», ещё более тесно связала армянскую столицу с «Пятой республикой». Она так и называется Площадь Франции.
Её отличительной особенностью является то, что внутри неё пересекаются несколько важных транспортных артерий города: проспекты Месропа Маштоца, Саят-Новы и маршала Баграмяна. А центр площади украшает отлитый в бронзе памятник французскому художнику Жюлю Бастьен-Лепажу работы Огюста Родена.
Кто-то может задаться вопросом: какое отношение имеет иностранный художник-натуралист к Армении? Ответ: самое прямое. Жюль Бастьен-Лепаж, как, впрочем, и его друг Огюст Роден входили в группу художников и интеллектуалов, стремящихся привлечь внимание общественности
к массовым убийствам армян в Турции, устроенным Портой
в 1894-1896 годах. Поэтому современники так и прозвали художников – армянофилами.
Скульптуру, кстати, подарил Еревану президент Франции Николя Саркози, прибывший с дружественным визитом в армянскую столицу в 2011 году. Памятник считается оригиналом, несмотря на то, что аналогичное бронзовое изваяние установлено на могиле Бастьен-Лепажа в деревне Дамвиль департамента Мез (Франция). Дело в том, что авторские формы скульптуры хранятся в Музее Родена в Париже. И, согласно закону, с их использованием можно отлить до двенадцати памятников, которые будут считаться авторской работой мастера Родена.
Ещё одной точкой соприкосновения Армении и Франции вот уже более столетия является общелюбимый крепкий алкогольный напиток. Речь, конечно же, о коньяке. Известно, что история его производства началась
в XV веке в окрестностях французского города Коньяк. Но несмотря на то, что по составу коньяк – это бренди, далеко не любой бренди считается коньяком. Таковым по французским законам является лишь продукт, произведённый по оговорённой технологии в переделах чётко определённых территориальных границ семи населённых пунктов Франции.
С другой стороны существует история о крупном российском промышленнике Николае Шустове, который в 1899 году купил в Ереване небольшой коньячный завод, укрупнил и модернизировал его.
И уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже российский предприниматель инкогнито представил на суд компетентного жюри продукцию ереванского завода. Тогда-то французские эксперты единогласно присудили этому спиртному напитку первое место. А узнав, что победитель конкурса не француз, в порядке исключения разрешили Шустову писать на своих бутылках не «бренди», а «коньяк».
Впоследствии Николая Шустова современники называли не иначе
как «королём коньяка», а продукция ереванского завода (а позже
и производств в Кишинёве и Одессе) приобрела необычайную популярность во всей Российской империи. Так что не удивительно, что паевое товарищество «Н.Л. Шустовъ съ Сыновьями» с 1912 года удостоилось чести именоваться Поставщиком двора Его Императорского Величества Николая II.
Вас могут заинтересовать статьи: