«РУССКИЕ» ГЛАВКОМЫ ИНОСТРАННЫХ ФЛОТОВ.

18 May 2020
3,1k full reads
4 min.
4,1k story viewsUnique page visitors
3,1k read the story to the endThat's 75% of the total page views
4 minutes — average reading time

В период, между двумя мировыми войнами ХХ века, моряки-эмигранты из России служили в ВМФ Великобритании, Франции, Германии, Испании, Китая, Румынии, Югославии, Бельгии, США, Чехословакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии, Парагвая.

Белоэмигранты из России – в массовом сознании до сих пор - либо печальные парижские таксисты, либо циники-официанты в ресторанах Харбина. Во всяком случае, это изгнанники, чей пожизненный удел тяжелый физический труд и низкий социальный статус. Якобы это все рабы роковой судьбы, балансирующие у черты суицида в тоске ностальгии. Все это было не совсем так, особенно в среде белоэмигрантов-моряков военного флота России.

Командование Русской эскадры в Бизерте. 1921г.
Командование Русской эскадры в Бизерте. 1921г.
Командование Русской эскадры в Бизерте. 1921г.

В Морском кадетском корпусе на Васильевском острове подготовили до 1917 года, не подозревая об этом, Главкомом флотов 8 стран мира. Неожиданная страница в летописи Морского корпуса им. Петра Великого и в истории российского флота. И еще более неожиданный факт для современных идеологических недругов русского государства.

«ДЕДУШКА»… ИЗРАИЛЬСКОГО ФЛОТА.

В современном Израиле есть общественный военно-морской музей, созданный энтузиастами, когда-то служившими в военно-морском флоте СССР. Неизвестно, правда, имеется ли среди его экспозиций фотопортрет 1 главкома военно-транспортного флота еврейского государства, принявшего свой адмиральский пост в 1947 году? Потомственного русского дворянина Александра Александровича ТЮФЯЕВА, занесенного ветром судьбы на берега Палестины.

В среде офицеров российского флота первые евреи появились вскоре после краха Российской Империи. Но карьеры под Андреевским флагом сделать, просто не успели. И так сложилось, что к 1947 году, когда стали вооружать морские транспорты, идущие с грузами в порты Палестины, кадровых флотских офицеров «под рукой» не оказалось. Кроме бывшего лейтенанта Черноморского флота, бывшего морского летчика 1 мировой войны, выпускника Морского корпуса 1910 года – Александра Тюфяева. Ас военно-морской авиации в войне с Турцией, кавалер боевых орденов, в том числе Святой Анны с надписью «за храбрость». Между мировыми войнами – капитан океанского сухогруза румынского торгового флота, не раз пересекавшего Атлантику. Выбор был достойный!

ПОЛЬСКИЕ ПАНЫ ИЗ… САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

К ноябрю 1917 года под Андреевским флагом служили и не тужили: один генерал-майор флота, четыре контр-адмирала, 26 офицеров (один из них награжденный орденом Святого Георгия 4-й степени и золотым оружием «за храбрость») – чистокровные поляки. После признания Европой суверенитета польского государства, именно выпускники Морского кадетского корпуса и Морского инженерного училища создавали «с нуля» ВМС Польши. На своей родине 11 из них стали адмиралами, 40 офицерами флота.

Польский ВМФ в течении ХХ века возрождался дважды. В 1919-м и в 1947 годах. И так уж случалось, что каждый раз Главкомами «возрожденного» флота становились выпускники Морского кадетского корпуса.

Первым в ХХ веке адмиралом польского флота стал бывший капитан 2 ранга русского Императорского флота, выпускник Морского корпуса 1902 года – Георгий Владимирович СВИРСКИЙ.
Первым в ХХ веке адмиралом польского флота стал бывший капитан 2 ранга русского Императорского флота, выпускник Морского корпуса 1902 года – Георгий Владимирович СВИРСКИЙ.
Первым в ХХ веке адмиралом польского флота стал бывший капитан 2 ранга русского Императорского флота, выпускник Морского корпуса 1902 года – Георгий Владимирович СВИРСКИЙ.

Военный флот социалистической Польши в 1947-м возглавил старший лейтенант русского флота, выпускник Морского корпуса 1913 года – Владимир Владимирович ШТАЕР. В 1-ю мировую он сражался с кайзеровским флотом в составе средиземноморской эскадры союзников-англичан. Заслужил два боевых ордена, исполняя присягу, данную им царю Николаю II. В сентябре 1939-го капитан 1 ранга польского флота Штаер – герой обороны побережья от гитлеровских ВМС. В 1946-м – выпускник Морского корпуса – контр-адмирал Польской Народной Республики.

АДМИРАЛЫ ФЛОТОВ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК.

От России после 1917-го и 1991-года республики Прибалтики получили даром имущества, в том числе морского, на миллионы золотых рублей. Один Таллинский морской порт, сколько стоил, построенный в свое время усилиями всего Советского Союза, в первую очередь за счет РСФСР…

ЭСТОНИЯ.

После Финляндии, Эстония стала второй республикой по объему ценностей, которые она получила от исчезнувшего царского Балтийского флота. Правда, эстонцы могли упрекнуть Российскую Империю в том, что в отличии от литовцев и латышей, к 1917 году эстонцев было не густо в среде военных моряков Николая II-го.. Поэтому, начиная с 1918 года высшие командные посты в ВМФ Эстонии, с согласия адмиралов кайзеровского флота, занимали немцы – бывшие офицеры царского флота. А после краха Германской империи «русским немцам» и вовсе некуда было податься – они остались служить новой родине. Кто же был первым в истории эстонского флота Главкомом – об этом источники разнятся. Более всего можно утверждать, что это был Зальц Гюнтер – выпускник Морского корпуса 1910 года. Он привлек под морской флаг Эстонии большую группу бывших офицеров царского флота. И таллиннские политики приняли их, поскольку военно-морские базы и корабли, доставшиеся им от России, могли управляться только русскими.

ЛИТВА.

Литовская республика была столь мала, что разделения ее вооруженных сил на рода войск не требовалось. Тем более, что боевых кораблей и военно-морских баз от Российской Империи ей не перепало. Военным и морским министром Литвы долгое время был капитан 2 ранга русского флота Федор Юльевич ДОВКОНТ. Кадровый военно-морской разведчик, выпускник Морского корпуса 1907 года. В годы 1 мировой войны Довконт служил в разведотделе на штабном корабле Балтфлота «Россия», затем был прикомандирован к русскому экспедиционному корпусу во Франции. Международные связи, приобретенные им в годы Великой войны, помогли быстро подняться в верха военно-политических кругов Литвы и занять пост военного министра. В 1940 году он лишился своего поста, но до занятия территории Литвы частями РККА, успел стать послом Литвы… в Аргентине.

Инженер-полковник литовской армии Федор фон Рейнгард. Выпускник Морского корпуса 1904 года, порт-артурца, капитан 1 ранга и преподаватель кораблестроительного факультета Николаевкой военно-морской академии.
Инженер-полковник литовской армии Федор фон Рейнгард. Выпускник Морского корпуса 1904 года, порт-артурца, капитан 1 ранга и преподаватель кораблестроительного факультета Николаевкой военно-морской академии.
Инженер-полковник литовской армии Федор фон Рейнгард. Выпускник Морского корпуса 1904 года, порт-артурца, капитан 1 ранга и преподаватель кораблестроительного факультета Николаевкой военно-морской академии.

ЛАТВИЯ.

ВМФ Латвии был самым сильным среди всех флотов прибалтийских республик. И в его списках удалось найти 8 бывших офицеров царского флота и еще двое стали в Риге адмиралами. Должности, которые они занимали, говорят сами за себя. Начальник службы связи латышского ВМФ, начальник школы инструкторов, инженер-механик дивизии траления, инженер-механик штаба эскадры… - все получили образования и опыт службы под Андреевским флагом. Один из них, бывший мичман Иван Зарин, ставший каперангом в Риге, уже во второй эмиграции – в Копенгагене написал интересные воспоминания - «15 лет в Латвийском флоте» (изданные в эмигрантском «Морском Сборнике» за 1958-1960 гг.). Нач.штаба латышского и контр-адмиралом флота был герой обороны Порт-Артура, капитан 1 ранга русского флота граф Арчибальд Кайзерлинг – выпускник Морского корпуса 1901 года.

Естественно, что и первым в истории латышского флота Главкомом стал мичман Черноморского флота, выпускник Морского корпуса 1915 года – Федор Юльевич СПАДЕ, К моменту столь высокого назначения новоиспеченному адмиралу исполнилось всего… 28 лет. Для мичмана возраст солидный, но грудь его украшал орден Святой Анны с надписью «за храбрость». Сию награду мичман Спаде, получил из рук вице-адмирала Колчака в Севастополе. А герой-адмирал боевыми орденами не разбрасывался.

* * *

Эти строки важно осмыслить тем читателям, кто прочел статью до конца. Сейчас, когда офицеры современного Балтийского флота по делам службы соприкасаются со своими коллегами из Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Финляндии, слышат упреки в адрес нашей родины – они могут контрударом информационно-идеологической войны спросить: «Господа, а вы знаете, кому вы обязаны созданием вашего флота?» И если у них возникнет интерес – расскажите о прочитанном.

Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.

Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.