Культура смеха: мокьюментари как жанр и лекарство для мира

22 July

Юмор окружал людей всегда, а комедия как жанр оформила тягу посмеяться во что-то систематическое. Однако даже сейчас представление о комедийном остается размытой категорией, «огромной чашей», где каждый черпает своё в меру вкусовых предпочтений и восприятия (или не делает этого). Меняются лишь способы и акценты.

XX век добавил в копилку этих способов еще один:
мокьюментари (или псевдодокументальное кино). Что есть комедийное в мокьюментари? Давайте разбираться!

Мокьюментари — жанр игрового кино.
Игровое кино — разновидность художественного кино.
Это значит, что мокьюментари априори предполагает что-то выдуманное.
Впрочем, не будем забегать вперед.

При этом важно понимать, что все три пункта могут быть окрашены как в шутливые тона, так и иметь мрачную коннотацию. Мы, конечно, будем делать упор на комическое, но для полноты картины рассмотрим различные настроенческие обрамления.

Мистификация — всегда игра автора с аудиторией, где он специально вводит зрителя в заблуждение с целью розыгрыша (опусы остроязычного Эдгара По, например, «История с воздушным шаром», которая была опубликована в газете Sun в 1844 году — все, конечно же, поверили, что за три дня некий Монк Мейсон совершил перелёт через Атлантику… угадайте, кто смеялся громче всех?), создания интриги (реклама) и даже проверки качества письма (Роберт Гэлбрейт как альтер-эго Джоан Роулинг, которая тестирует тексты без привязки к личному бренду). Но это никогда не обман с целью наживы.

Читать далее.