15 March 2020

В конце августа 2018 года я с двумя моими товарищами из ПКТ совершил восхождение на вершину Казбек. Решение пойти в горы было весьма спонтанным - предложение поступило буквально за месяц до похода. Изначально какие-либо продолжительные путешествия летом я не планировал... Причина всему была плохая физическая подготовка связанная с затянувшимся восстановлением после операции на колено. Но с Митей (руководитель нашего похода) сходить в горы я хотел давно, компания подбиралась замечательная, да и оставались не израсходованные дни отпуска.

Формирование группы было быстрым в виду ограниченных сроков на оформление пропуска в пограничную зону. Вся бумажная волокита выполнялась удалённо, что накладывало свой отпечаток на сроки получения необходимого разрешения. В итоге быстро среагировали только 6 человек из которых по личным причинам отсеялось трое. Остался сам руководитель Митя Карпов (более 20 лет в горах, руководитель горных походов 5 и 6 к.с.), Серёжа Иванов (ветеран ПКТ, чемпион СССР по спортивному туризму 1979 г., 1948 г.р.(!), как оказалось мой коллега – проектировщик вентиляции и кондиционирования воздуха) и я. Как показала в дальнейшем практика это во многом сыграло нам на руку.

Хотелось бы отдельно рассказать о получении пропуска для прохода в пограничную зону.

Гора Казбек расположена чуть в стороне от Главного Кавказского хребта. Именно по её вершине проходит граница между Россией и Грузией. Поэтому, если вы хотите подняться на гору с севера со стороны Северной Осетии, то прежде всего вы должны оформить пропуск для прохода в пограничную зону.

Оформлял пропуск я через сайт ГосУслуги. Делал сразу групповой пропуск на всех возможных участников нашего путешествия. Несмотря на то, что на сайте есть такая услуга, воспользоваться в полной мере ей на тот момент было нельзя. Дело в том, что согласно приказу ФСБ №455 от 07 августа 2017 г. изменился бланк заявки (точно для группового пропуска, про индивидуальный ничего не могу сказать), а в ГосуУслугах ещё старая форма. Короче, заполнил я всё как на сайте, отправил. Через день мне позвонили из Владикавказа и объяснили, что заявку принять не могут и нужно её переделать согласно того самого приказа. Нашёл в интернете новый бланк, распечатал, заполнил, отсканировал, прикрепил скан к заявке через ГосУслуги, отправил. При этом указал в комментариях «Пропуск прошу отправить по почте по адресу…». Ровно через 15 дней статус моей «услуги» изменился на «на подписи». Бюрократический момент: отправка писем идёт по пятницам, «на подписи» - это не значит, что он на руках у человека который эти самые письма отправляет. Именно из-за этих «правил» у меня возникла небольшая проблема: «на подписи» пропуск был в пятницу, а фактически готов только в понедельник, поэтому до отправки в Санкт-Петербург он должен был пролежать ещё неделю в ФСБ. Так как времени у нас было в обрез, то ждать я никак не мог. Я рассказал по телефону всю ситуацию сотруднику ФСБ, на что она (это была девушка) предложила передать разрешение сразу на погранзаставу в Кармадон. Это был выход из ситуации! Мне оставалось только на кануне выезда из Питера позвонить на заставу и уточнить дошли ли до них бумаги (с заставы в Владикавказ за документами тоже ездят по определённым дням), что я и сделал.

На поезд мы сели вечером субботы (18 августа). У меня было купе верхняя полка, у Мити с Серёжей – плацкарт. Интересный момент – моё место было дешевле их. В итоге всю дорогу я ехал в полупустом купе и вагоне в целом.

Приключения начались на вокзале. Поднимая рюкзак с транспортёра рентгена-досмотра багажа на входе в вокзал, я услышал металлический звон от падения некого предмета. Обернувшись я обомлел – это была головка моего ледоруба. Быстр схватив её в свободную руку (помимо рюкзака в 32 кг в руке у меня находился лёгкий штурмовой рюкзачок с едой в дорогу) я побежал на поезд. На мою нехорошую новость ребята в два голоса затвердили: «И без ледоруба можно!», «Да он нафиг там не нужен!», «Да я тебе свой отдам!», «Ща скотчем примотаем – лучше нового будет!» и так далее… Причём они утверждали это с полной уверенностью в своих словах.

По итогу я созвонился с своим другом Игорем проживающем в Москве. Он купил мне новый ледоруб в Декатлоне и привёз его в 3 часа ночи на вокзал (СПАСИБО ТЕБЕ, ИГОРЬ, ЕЩЁ РАЗ!!! – ОЧЕНЬ ВЫРУЧИЛ!). Кстати, всё что не делается – всё к лучшему. Мой старый ледоруб был куплен на Авито. Это представитель кооперативных «поделок» начала 90-х из титана, с ним я прошёл поход 2 к.с. по Киргизии. Я подумывал сменить его на что-то более «официальное», но вставала главная дилемма: Что выбрать? Дешёвое и не обязательно плохое или брендованное и дорогое? В итоге всё разрешилось само-собой – теперь у меня есть замечательный ледоруб Simond всего за 1999 руб. А ледоруб за свою стоимость просто отличный!

Помимо решения внезапно возникшей проблемы с ледорубом в поезде мы решали ещё одну не мало важную задачу – пришивание ветрозащитной юбки к палатке. Возвращаясь к тому что нам было на руку наш тройственный союз (в противовес большой группе), нужно упомянуть что мы долго решали с какой палаткой пойдём. Настоящей «экстремальной» горной ни у кого не оказалось, а брать на прокат у друзей не хотелось, поэтому пошли с моим Challenger 3 от RedFox. Если я ещё не говорил, то упомяну, что считаю эту палатку лучшей в своём классе на Российском рынке. Цена, вес, жилое пространство, качество – всё в этой модели является оптимальным. Так вот в этой «идеальной» палатке Митю не устраивало одно – отсутствие юбки. Пришивали мы её практически весь период дороги в поезде.

20.08 Приехали во Владикавказ уже вечером в начале седьмого часа. На стоянке нас ждал заранее заказанный автомобиль – большой и вместительный внедорожник. Приятный и общительный водитель довёз нас вначале до пограничного поста в Кардамонском ущелье, а потом и до так называемой Верхней погран-заставы – шлагбаума дальше которого начиналась погран-зона.

Машину я заказывал по телефону у некого Руслана из Цейя. Его контактный телефон 8-(918)821-36-80 и e-mail: ski@tseyski.ru

Пограничный пост - последнее место устойчивой сотовой связи, поэтому все официальные звонки следует сделать не выше этой точки. У поста мы позвонили в местном отделении МЧС и подтвердили реальность выхода группы на маршрут. Регистрацию группы сделали заранее выслав по электронной почте все данные: Ф.И.О. участников, дата рождения, контакты ответственного лица (руководителя например), нитка маршрута, дата выхода на маршрут и дата завершения похода. Телефон 8-8672-405-447, e-mail: sopso112@yandex.ru

Ночевали мы прям на импровизированной стоянке у этого самого шлагбаума, возле оставленных путешественниками машин. Воды там не было, поэтому мы по подсказке пограничников заранее набрали её в пластиковые бутылки (выданные этими же пограничниками) в посёлке Тменикау что расположен по пути.

21.08 Встали в часов восемь утра. Неспешно позавтракали и собрались. Пообщались с местными коровами. По данной нам рекомендации вышли в десять часов - что бы не будить пограничников. На заставе у нас проверили все документы, переписали и пожелали доброго пути.

Дорога до «Верхних ванн» идёт вдоль реки Геналдон, в метрах 200-300 выше русла. Тропа хорошо пробитая – ходят по ней часто и много. Местами встречались осыпные склоны с табличками «Опасная зона» и даже провешенными тросами. Но это скорее меры для периода межсезонья и зимы. По дороге часты ручьи, много зарослей малины, растут грибы. Огорчает картину крапива и БОРЩЕВИК (тот самый оставляющий химические ожоги)! Причём, порою тропа проходит по зарослям последнего, и пройти не коснувшись растения практически невозможно. Так что будьте аккуратны.

Геналдонское (Кармадонское / Санибанское) ущелье от «Верхней заставы». Снежная вершина это пик Майлихох (4597 м). Казбек из России не виден, по крайней мере из этого ущелья.

То что мы подходим к месту назначения мы догадались по наличию множество «туалетных» тропинок отходящих от дороги и общая замусоренность места.

«Верхние ванны» - это термальный минеральный источник практически у подножия ледника Майли (высота 2280 м). Местные соорудили несколько затонов в форме ванн, где можно комфортно посидеть и насладиться чудом природы. В шаговой доступности от источника несколько площадок для палаток.

В целом место волшебное – сидишь прохладным вечером в тёплой ванне (+40…+45 °С) и любуешься на заснеженные пики гор. Всё омрачняет человеческий фактор – место жутко засрано, и в прямом и в переносном смысле. Много мелкого мусора – кто-то шлёпки порванный оставил, кто-то окурок бросил… Но помимо этого много целенаправленно выброшенного мусора (что бы не нести на себе) – в основном конечна упаковка от еды и пустые газовые баллоны. Вокруг стоянок заросли борщевика, что тоже портит настроение.

Ещё выше по долине есть холодный минеральный источник – очень вкусный.

Помимо нас на стоянке стояло около 5-6 палаток. В основном любители этого места, а не восходители на Казбек – греются в ваннах, пьют минералочку, ходят гулять на ледник Майли.

22.08 Утром довольно в расслабленном режиме собравшись, мы выдвинулись в сторону ледника. «Местные жители ванн» рассказывали, что они ходят акклиматизироваться на ледник. Но по-моему это пустая трата времени, т.к. та часть ледника где можно «гулять» без верёвок находится на высоте 2800 – 2850 м, так что толку от этого мало учитывая что штурмовой лагерь на Казбек находится на 4200.

«Ванны» от ледника отделяет бурный горный ручей впадающий в реку Геналдон через который сделан мост. Периодически его смывает весенний поток, но местные альпинисты его восстанавливают.

Казбек с севера.

Большую проблему на леднике доставляет жёлоб с бегущим по нему ручью. Поток разделяет ледовое плато его на 2 части. Все как-то перепрыгивают его в определённом месте, но мы этого места не нашли. Да и прыгать в кошках через расселину ни 70-летнему Серёже, ни мне с неокрепшей связкой в колене не хотелось. Поэтому мы по верхам обошли самую глубокою и широкую часть «ледниковой реки».

Ледник Майли

Дальше нас ждал самый трудный и напряжённый участок пути – практически отвесные скалы с пробитой по ним тропой.

Ещё дома я сильно косячнул – не записал трек какой-либо группы недавно ходившей нашей дорогой. Посмотрев на OSM карты я увидел тропинку нанесённой до самой вершины, поэтому посчитал, что трек не нужен. Как оказалось, тропинка на карте нанесена старая и давно не ходимая. А участок с ледника до отметки 3000 м настолько не тривиален, что снизу его очень трудно угадать. Но нам повезло – мы встретили группу идущую вниз и про всё расспросили.

Участок пути от ледника до 3000 пробит тросами и верёвка местными альпинистами, что на много облегчает и делает безопаснее путь. Без наличия стационарных перил, пришлось бы вешать верёвки.

Ночевали мы на высоте 2800 в моренном кармане на оборудованной стоянке. Несмотря на близость ледника дул лёгкий тёплый ветерок и стоять было комфортно. Несмотря на то что «в горы ходят только хорошие люди» на стоянке и леднике было много мусора – обвёртки от конфет и шоколадок, пакетики чая, «бычки» сигарет… Но это были ещё цветочки…

Казбек с севера.

23.08 С 2800 до 3000 м, как я писал выше путь, пролегает по стационарным перилам. Внешне они не очень внушают доверия… Но в любом случае спасибо тем кто их провесил!

На 3000 м нас ждала стоянка, на которой проблематично с водой, но зато не проблем с мусором – огромные кучи образуют мини свалки. И это всего лишь 3000 м! Забрать фантики от шоколадок, да пустые бутылки не составляет труда – не та высота!

Далее мы двигались по тропе до «стоянки 3500». Тропа петляла между камнями, то идя по мелкой осыпи, то по крупным валунам. Местами путь делится на «спусковую»; и «подъёмную» тропу.

«Стоянка 3500» (по навигатору оказалось 3400) это довольно обширное место под десяток палаток. На скале стоит крест поставленный на деньги какого-то предпринимателем в память о своём погибшем сыне. Есть удобный и относительно безопасный подход к воде.

Встретили группу местных альпинистов-новобранцев. Пообщались с их лидером – Олегом Рыжановым – главой альпинистского клуба Каскад.

На стоянке живёт очень жирный для такой высоты воробей.

В первый раз за наш поход испортилась после обеда погода – всё окутал туман и пошёл дождь. И мы решили дальше не идти.

У меня появились признаки горной болезни – болела голова.

Вечером дежурил Митя. Не хотелось вылезать под дождь ужинать, и он принёс еду в палатку.

Казбек с севера.

24.08 В часов 8 утра вышли дальше. Тропа становилась всё круче. К обеду дошли до 4200 - северного штурмового лагеря Казбека. Это довольно обширное скальное плато пика ОЖД (4271 м) с юга подпираемое ледником Майли.

На стоянке нас ждала женщина Ольга (возраст не поддаётся идентификации, но точно пенсионерка). Которая в одиночку намеревалась сходить на Казбек.

Мне стало совсем хреново и двигаться я особо не мог. Легли мы как всегда рано – в часов 7 вечера, как только начало смеркаться.

К вечеру Мите поплохело, а ночью (в часов 10) стало совсем плохо и он спустился на площадку на 3700.

Настроение на нуле, самочувствие тоже не ахти… Митя сказал идти без него, Сергей был не против… мне не очень хотелось разбивать команду, тем более время у нас ещё было предостаточно.

25.08 Ночью в 3:00 проснулись. Сергей поинтересовался моим самочувствие и не особо придавая значение моему ответу сказал что пойдём на гору. Толком не позавтракав мы собираемся и выходим. На часах 4:00. Идём по следу Ольги которая вышла на час раньше.

Казбек с севера.

Взойти на Казбек с севера это не самое сложное, самое сложное до него дойти. Между нашим лагерем и горой около 4 км пути по леднику.

Выйдя за темно в мороз у горы мы оказываемся, когда солнце уже освещает ледник. Пока мы шли, то видели огоньки ранних групп которые поднимались на Казбек с юга. К моменту когда мы оказались у подножия самой горы, путь на вершину напоминал проходной двор – одна за другой шли группы с юга. Многие уже спускались вниз… Много иностранцев.

До вершины мы добрались в 12:40. К этому времени всё заволокло плотными облаками принесёнными с Грузии. Фотографии получились «не убедительные»: ты просто стоишь на снегу среди облаков. Спуск с вершины начали около 13:00. Погода из ясной превратилась в пасмурную, повалил снег. Нудный путь в лагерь продолжался до 16:00.

Мы допустили несколько ошибок:
- нужно было ещё сутки посидеть в лагере для акклиматизации;
- мы слишком тепло оделись (я ещё взял жилетку-утепляшку в рюкзак на всякий случай);
- мы обвязались и связались верёвкой – путь по плато к вершине безопасный;
- Сергей не взял воду, а понадеялся на меня – у каждого должно быть минимум 1 л жидкости для питья;
- вышли поздно – с севера что бы взойти в ясную погоду и не толпиться с «южанами» нужно выходить в 2-3 часа ночи (в зависимости от вашего темпа).

По приходу в лагерь нас ждал Митя. На следующий день у него День Рождения. Размышляя о том что делать дальше Митя решает на следующий день идти с Сергеем на вершину Майли-Хох.

Уже подходя к лагерю у меня заболело левое колено, которое беспокоило меня уже весь остаток нашего похода.

26.08 Я дежурный. Проснулся в 3 ночи. Позавтракали и решили идти вниз.

Мы с Сергеем поздравили Митю, пригласили на чай соседку Ольгу.

Весь день мы спускались вниз. Спускаться довольно не безопасно – много мест где неверный шаг может привести вас к полёту по склону до неопределённой высоты.

Погода была ясная, но ниже 2800 стоял плотный туман.

По дороге встретили несколько групп идущих вверх. Среди них был дед-альпинист которому 80 лет. Сергей в свои 70 просто мальчишка на его фоне…

27.08 Решаем устроить днёвку на «Верхних ваннах». Отдыхаем, лечимся водой. После обеда всё заволакивает сильный туман, морось.

Казбек с севера.

В период безделья в палатке философствовали с Сергеем на профессиональные темы, такие как «влияние величины числа Рейнольдса на платёжоспособность заказчика-застройщика» или «построение луча процесса в Id диаграмме влажного воздуха при ухаживании за женским полом».

Познакомились с местным - Асланом. Хороший и отзывчивый мужик. До сих пор периодически скидывает мне в WhatsApp фото своей малой Родины.

Видели пришедшую коммерческую группу в человек 20. Все молодые и модные, вещи им поднимали ослы.

28.08 Решили сходить к хижине о которой рассказал альпинист из Каскада. Снами пошёл прогуляться Аслан.

Настроения у меня нет, болит колено, эмоционально я выгорел… скучаю по жене.

Днём находим ту самую хижину и остаёмся там жить.

Казбек с севера.

29.08 Рано утром Митя и Сергей пошли на пик Геодезистов. У меня болит колено – отдыхаю в хижине. Погода хорошая. Много живности: ящерица, жаба, какой-то грызун, бараны…

30.08 Спуск на «Верхние ванны». Аслан любезно предложил нам свои услуги трансфера.

31.08 Спускаемся до «Нижних ванн».

Казбек с севера.

«Нижние ванны» в прямом смысле ванны – в ряд выставлены 4 чугунные старые ванны и подведена труба от источника. К ним есть автомобильная дорога по которой можно доехать на машине (желательно 4х4).

После обеда приехал Аслан на «99»-ой. Привёз арбуз и воды. Поев мы едем на вокзал. В городе нас застаёт сильный дождь.

Обратная дорога у нас лежит через Москву. Оттуда на Сапсане едем в Питер.

Итоги и выводы путешествия.

- На Кавказе я был впервые, и я не впечатлён.

- Восхождения, тем более такие не технические (просто идти) мне не интересны – очень нудно.

- В горах я не люблю горную болезнь.

- Мне было полезно почерпнуть опыта у таких бывалых как Сергей и Митя: в горах главное ровный ритм движений.

- Горы омолаживают: Митя которому мы справили 43 года уже в середине путешествия помолодел лет до 25, Сергей то же скинул как минимум 2 десятка.

Северная Осетия под облаками.

Данная статья является переизданием моей публикации на Livejournal.

Если вам понравился мой рассказ, читайте о других моих путешествиях :

«Марш-бросок «Дом Кати - Шалаш Ленина»»

«Толмачёво - Мшинская (2016.10.15-16)»

«Турция. Кемер. Ликийская тропа. Май 2018 года»

Советую также ознакомиться с моими статьями на туристическую тематику:

«Туристические магазины Санкт-Петербурга. Список-рейтинг»

«Маркированные туристические маршруты (тропы)»

Не забывайте подписываться и ставить «Палец вверх», если вас оставила неравнодушной моя публикация.