Каким будет рынок автозапчастей после коронавируса? Что изменится для покупателя и продавца?

The material mentions COVID-19. Trust verified information from expert sources - check out answers to questions about coronavirus and vaccinations from doctors, scientists and scientific correspondents.
3 June 2020

Каким будет рынок автозапчастей после коронавируса? Что изменится для покупателя и продавца?

Еще в начале года, когда все стали постепенно понимать угрозу COVID-19, вряд ли кто-то мог спрогнозировать, насколько печальны будут последствия для мировой экономики. Для некоторых отраслей это обернулось многомесячным закрытием, а для других – многократным падением оборотов продаж или производства.

Конечно, есть и выигравшие – производство / продажа медикаментов и сопутствующих товаров, а также продуктовый розничный ритейл. Однако, нам бы хотелось сфокусироваться на запчастях коммерческих машин, как части российской автомобильной отрасли.

Давайте попытаемся проанализировать имеющиеся у нас данные и существующие тенденции в производстве автомобилей и их компонентов, на основе чего сделаем ряд прогнозов.

Уже сам факт, что пытаемся понять состояние рынка автомобильных запчастей – положительный момент. Еще несколько дней назад официальные дилеры не могли ремонтировать автомобили, что негативно сказывалось на объемах сбыта автодеталей. А с постепенным открытием технического обслуживания, оживает и торговля запасными частями.

Очень схематично и применительно к данной статье отрасль выглядит следующим образом:

  1. Сторонние производители автодеталей;
  2. Автозаводы;
  3. Дилеры и дистрибьюторы;
  4. Магазины запчастей;
  5. Станции технического обслуживания;
  6. Потребители.

Все перечисленные субъекты товаропроводящей цепочки начали работать. Конечный покупатель может приобрести новую машину, нужную ему запчасть, произвести замену или ремонт на СТО. То есть по факту работа первых 5-ти субъектов из приведенного выше перечня восстановлена. Конечно, ее функционирование изменилось из-за новых норм и требований в условиях пандемии, но работа начата.

Что касается спроса, то тут все не однозначно. Коммерческую технику покупают в основном юридические лица, включая госструктуры, ИП и самозанятых.

Государственные органы и госкорпорации производят закупку грузовиков и автобусов в опережающем режиме, обновляя свой автопарк. Ожидать от них спроса на основные автокомпоненты не приходится.

Отечественные коммерческие автомобили собираются из качественных комплектующих и, например, оригинальное сцепление Sachs на технике с механической коробкой передач может работать год и более. Поэтому до лета 2021 года ждать спрос на основные компоненты от этого сегмента покупателей не стоит.

Крупные бизнес-структуры оказались относительно хорошо готовыми к кризису. Они пострадали и вынуждены оптимизировать бюджет, но все же в этом сегменте все относительно стабильно и они могут позволить закупку новых автомобилей, а также поддерживать имеющиеся в надлежащем состоянии. Таким образом, потребность в замене автодеталей организаций снизивших уровень эксплуатации автотранспортных средств, будет компенсировано за счет спроса от структур, которые увеличили объемы использования грузовиков и автобусов. К последним относятся: транспортные компании, службы доставки, автопарки строительных организаций.

Особо выделим малый и средний бизнес.

Во-первых, именно эти фирмы являются основными покупателями легких коммерческих автомобилей.

Во-вторых, по ним сильнее ударил кризис, да и ограничительные меры по борьбе с вирусом тоже. Очевидно, что достаточно большое количество представителей этой части потребителей не смогут пережить кризис, а остальные выйдут с минимальными финансовыми возможностями.

Им необходимо сначала восстановить свои продажи, а уже потом задумываться о покупке нового автомобиля. Все умеют считать деньги – возможно, это спорное утверждение, но применительно к бизнесу, а тем более в условиях самого тяжелого экономического кризиса в последнее столетие – оно верно. Будет выбираться наименее затратный вариант решения проблемы с автотранспортным средством. При выборе из 2-х вариантов, как покупка нового авто или ремонта имеющегося, очевидно, что последний - дешевле.

Например, для эксплуатации любого коммерческого автомобиля с МКПП необходимо сцепление. Это тот автокомпонет, без которого машина не сможет просто начать движение. Неужели кто-то пойдет покупать новый грузовик, когда можно заменить комплект сцепления или какую-то его составляющую: ведомый диск, корзину или выжимной подшипник?

Если говорить о сцеплении на LCV, к которым относится продукция Горьковского автомобильного завода ГАЗель, то спрос будет расти на оригинальное сцепление Сакс, т.к. его реже нужно менять и платить за ремонт, а также на качественные аналоги европейского производства. Последнее можно купить дешевле, но практически не потерять во времени работы комплекта. Такие же тенденции ожидаем от владельцев тягачей КАМАЗ, грузовиков МАЗ и автобусов ПАЗ.

Дать точный ответ - каким именно будет рынок автозапчастей после пандемии, сейчас никто не сможет. Просто потому, что мы не знаем, когда эта эпидемия закончится.

Кто-то говорит о ближайшем времени, кто-то о 2021 годе. Но это проблема, на которую автомобильная отрасль повлиять не может. Вернее может внести только свою «лепту» в виде соблюдения всех правил при производстве и продаже коммерческих автомобилей, а также их запчастей.

Бизнес привык жить в условиях кризиса. Само его становление в России происходило в 90-х XX века, потом сразу 2008 и 2014 года. Все мы это прекрасно помним. Текущая ситуация сложнее, но есть уверенность, что постепенно будем преодолевать эти явления. И, по большому счету, если брать дистрибьюторов производителей автокомпонентов и магазины запчастей с одной стороны, и покупателей, с другой, глобальных изменений не ожидается.

Послепродажное обслуживание машин станет только еще более конкурентным рынком. Торгующие организации и так балансирующие на «нулевой прибыльности» будут вынуждены снижать цены, дополнительно оптимизируя затраты. Выиграют те, кто сможет оставить условия не хуже, чем в 2019 году или улучшив их. Как это сделать – решает каждый самостоятельно. А победителя – выберет покупатель, «проголосовав рублем».

Для конечного потребителя также не ожидается каких-то кардинальных изменений. Единственное, что будет уделяться больше времени на подбор запчастей сцепления: анализироваться ценовое предложение по конкретной торговой марке от разных поставщиков, изучаться отзывы и рекомендации.

С другой стороны, общее снижение покупательной способности отразится и на потребителях коммерческой автомобильной техники. Чтобы иметь средства купить нужные запчасти, необходимо выиграть конкуренцию в своем направлении деятельности.

Вместе с тем, есть фирмы, где купить качественные оригинальные сцепления Sachs можно выгодно с гарантией производителя. Это дистрибьюторы ZF, к которым относится ООО «ГАС Кватро».

Именно в сегодняшних условиях мы готовы стать надежным поставщиком сцеплений по низким ценам и с доставкой для Ваших грузовых автомобилей и автобусов. С нашими сцеплениями Вы выиграете борьбу у своих конкурентов!

Понравилась статья? Жмите кнопку «Нравится»!

Подписывайтесь на наш канал, если хотите знать все о сцеплении автомобиля!

Если остались вопросы, пишите их в комментариях!