Мы заслужили пандемию?

15 April
Преамбула: Приветствую всех! С вами снова священник Алексей Таах, редактор группы «Православные шутят!». Как многие знают, помимо служения я веду храмовую работу в интернете: принимаю имена на поминовения, делюсь новостями прихода, отвечаю на вопросы людей, если таковые появляются.

Сейчас хочу поговорить с Вами на очень серьезную тему.
Как так получилось, что Господь допустил пандемию и изоляцию в праздник Пасхи? Ведь Пасха - это кульминация в году для верующего человека! Как же Бог допустил, чтобы храмы в этот великий день были пустыми?

Не претендую на абсолютную истину, но... Может, мы это заслужили всем миром? Быть может, Господь не пускает нас в храмы намеренно? С помощью вируса, руками правительства.

Вера в людях обмельчала. Церковь для большинства представляется некой "шаманской лавкой", где покрестят, повенчают, отпоют, пошаманят на молебне, чтоб дорога хорошо прошла, а Бога в этих действиях почти никто и не замечает. Эдакое бюро по предоставлению религиозных услуг.
Сколько людей покрестили за прошедший год своих детишек? Всем же объясняли, что Крещение - это только начало, вход в Церковь. В Крещении мы даем клятву, что крещаемый будет воспитан христианином. Каждый, кто крестится (или крестные за него), дает клятву, что он будет жить по-христиански. Началась еженедельная воскресная служба: дававшие клятву, где вы?
Почему-то, сколько ни объясняй, люди продолжают крестить малышей "чтобы не болели", хотя это просто суеверный бред. От Крещения иммунитет не повышается. Иначе не было бы сейчас пандемии.

Все знают, что на Рождество ставят елку, дарят подарки, санта гуляет по крышам... А само событие, День рождения Христа, как-то уходит на второй план во всем мире. Все готовят праздничный стол, поют песни, гуляют, веселятся, но Христос при этом вроде бы и ни чем.

Так же и Пасха. Храм переполнен, но большинство пришедших празднуют не Воскресение Христа из мертвых, а день поедания кексов и крашенок. Суть Праздника, опять же, ушла на второй план. Во главу встала внешняя формальность.
Я однажды провел эксперимент. Начиналась пасхальная полуночница, примерно через 40 минут начинается крестный ход. После крестного хода я сказал проповедь, сразу освятил продукты и продолжил службу. Храм опустел вдвое. Казалось, плевать было этим людям на Христа и Его воскресение, им важно было, чтобы "еду волшебной водичкой зарядили".

Такие люди и сейчас поставили храмы в один ряд с магазинами и кафе. Если раньше в моменты бедствий люди бежали к Богу, как к Тому, кто управляет всем миром, чтобы Он защитил и помог, то сейчас всем рекомендуется воздержаться от посещений кафе, магазинов, храмов, парков и театров. Храм многими стал восприниматься, как место проведения досуга, а не жизненно необходимое для человеческой души пристанище.

Такой пласт людей в Церкви называют "захожане". То ли дело мы, воцерковленные! Вот мы-то... Наверное, еще больше нагрешили...

Ох, сколько раз мне доводилось сталкиваться с формальной обрядовостью в Церкви! Придет впервые в жизни человек в храм - и на него набрасываются: "Не так стоишь, не так крестишься, не так одет, не той рукой свечку ставишь" - и так далее.

Поистине, православие для многих превратилось в субкультуру.
Принятая, традиционная форма одежды (платок и юбка в пол, никаких джинсов и коротких рукавов); определенные словечки (благодарность - "Спаси Господи", вместо "приятного аппетита - "Ангела за трапезой" итд); определенная музыка, внешний вид и многое другое. И плевать на искренность сердца. Внешние признаки важнее.

Так же и с языком. Славянский используют традиционно. И даже если "Понеже яко усерязь вешахом, да на нырище сидехом" для слушателя, как и для читающего - просто набор непонятных звуков, то ни в коем случае нельзя переводить на русский! А как, спрашивается, Бог будет внимать молитве, которой Вы сами не внимаете? Но нет. Молитвы читаются, как заклинания: столько-то раз такую-то молитву для такого-то эффекта. И все это, увы, тоже от пустоты сердца.

Я уже писал статью про пост. И там в комментариях меня чуть не распяли наши, православные, когда я обругал формальное отношение к посту.
Если поискать в сети информацию о посте, то нам обязательно выскочит "постный календарь", где каждый день расписан: "сыроядение, еда с растительным маслом, еда без масла, сухоядение, можно рыбу, еда с маслом...". Также выйдет немало информации о том, какой майонез можно в пост, какие можно готовить постные блюда, что относится к постным продуктам, а что нет.
Жрачка, жрачка, жрачка...

При этом все как бы забыли, что нужно в эти дни усиленно молиться, усиленно творить добро (милость к людям во всех проявлениях), усиленно прощать, усиленно каяться, не осуждать, не злиться. Но на практике так: соседка купила колбасу - "Да как она смеет?! Я колбасу в пост сама не ем, детям не даю, а она купила!"
И началось осуждение. Вот скажите по совести: пост ли это?

Христос обвинял фарисеев в том, что они вот точно так же, формально относятся к вере. Приносят жертвы, когда положено, произносят слова, которые положено, соблюдают безделье в субботу, как положено... Хотя еще в 50-м псалме Царь Давид писал (перевожу на русский): "если бы Ты, Господи, захотел жертвы, я бы ее дал. Но Ты не благоволишь ко всесожжению (один из видов иудейского жертвоприношения). Жертва Богу - дух сокрушенный. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не унизит".
И вот сегодня мы видим такое же формальное отношение как у людей светских, так и у многих воцерковленных.

Многие забыли о том, что Бог есть Любовь.
Мы почти не помогаем окружающим (то есть нашим ближним), осуждаем тех, кто живет не по нашим устоям, грешит не так, как мы.
Молимся с пустым сердцем, точнее -
вычитываем молитвенное правило.
Пост нам в тягость, так как относимся к нему не как к добровольному покаянному подвигу, а как к церковному запрету на еду.
Стоим в храме на службе, желая поскорее "отстреляться" и пойти домой отдыхать.
И сама Пасха Христова, будем честны, для многих из нас праздник только потому, что снова можно будет вкусно покушать: наконец-то закончится время запрета. Воскресение Христово - это так, нас особо не касается...

Действительно. Будто и не касается. Это Христос воскрес, а не мы. Это ЕГО праздник, Его торжество над адом и смертью.
Наш день - Страстная Пятница, когда Господь отдал Себя в жертву человечеству за наши грехи. День, исполненный скорби, ужаса и осознания того, что и современные фарисеи точно так же распяли бы Христа, если бы Он пришел в наше время. Ведь Его обвинения были бы теми же: "вы забыли, что такое милость и любовь: ваша вера - лишь формальность". Нам всем есть, над чем задуматься.

Воскресенье Христово - Его праздник. И в этот раз, похоже, Он решил его праздновать без большинства из нас.
Для нас сегодняшняя ситуация - обличение в наших грехах. Давайте, дорогие, молиться и каяться, пока есть время...

Конечно, сейчас в комментариях набегут многочисленные тролли, чтобы позлословить, покидать оскорбления. Прошу, дорогие, не отвечайте им, не мечите бисер. Пусть пишут: чем больше комментариев - тем популярнее статья будет в сети.
Ну и, как обычно, прошу нажать "лайк", чтобы статья была показана большему количеству читателей. Также буду благодарен, если Вы поделитесь ей в социальных сетях.

Да спасет, простит и благословит всех нас Господь!