дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Конспект под расческу

25 March
Экзамен  в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. Кафедра  марксизма-ленинизма. 1980-е г.г.  Фото из архивов БВВАУЛ.
Экзамен в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков. Кафедра марксизма-ленинизма. 1980-е г.г. Фото из архивов БВВАУЛ.

Как известно, "от сессии до сессии живут студенты весело"! И нам, курсантам Барнаульского ВВАУЛ 1980-х, в те годы тоже жилось и училось весело!

Особенностью высшего и в том числе военного образования в советские годы было тотальное идеологическое воспитание, которому придавали чересчур важное значение. В ходе изучения "политических" предметов мы должны были не только слушать лекции, участвовать в семинарах, но и самостоятельно изучать работы классиков марксизма-ленинизма, наших генсеков, а также материалы партийных съездов и конференций.

Изучение этих работ по рекомендованному списку также заключалось и в их обязательном конспектировании. Этакое самостоятельное письменное изложение с основными тезисами и мыслями. Конспекты представляли собой большие 96-листовые тетради, без которых потом на экзамен можно было даже не приходить - это был обязательный идеологический атрибут.

И если уж за какой-нибудь дисциплинарный проступок курсанту снижали оценку на экзамене на один балл (типа у тебя теория расходится с практикой), то уж отсутствие конспекта с работами классиков можно было вообще приравнять к саботажу коммунистической идеологии.

На такие экзамены мы приходили каждый с зачеткой и с таким конспектом. Тетради сразу складывали в стопку на столе у экзаменатора, и пока мы готовились по своим билетам, экзаменатор внимательно их просматривал.

Но так как мы, как и все студенты в то время, тоже жили и учились весело, то, понятное дело, конспектирование каких-то там классиков марксизма и ленинизма постоянно откладывалось на потом. Впоследствии все это выливалось в обращении к товарищам-отличникам: "Друг, дай переписать!" в последнюю ночь перед экзаменом.

Но эти работы мало было переписать, нужно было это переписывание еще как-то и изложить хоть чуть-чуть по-своему (типа рерайт по-современному!), чтобы не так заметно было. Да и большой проблемой в ночь перед экзаменом становился дефицит уже написанных конспектов, с которых можно было что-то списать - и мы занимали очередь друг за другом!

Курсантская смекалка

Мой однокашник, Игорь Шермазан, решил эту проблему нагло, гениально и просто! Он брал чистую тетрадь, разноцветные ручки и расческу. Да-да, обыкновенную расческу! И по ней как по линейке проводил волнистые отрывистые линии разной длины.

Заголовки выделял красным, кое-где подчеркивал зеленым, а потом проходил "по тексту" расставляя в разных, случайных местах палочки и хвостики, имитируя буквы р, у, д, в и т.п... Главной его целью было заполнение "текстом" всей тетради и составление более-менее читабельного содержания и оглавления работ.

За одну ночь конспект был готов. Получалось примерно такое, типа "Государство и революция" В.И. Ленина (мой пример сейчас не выразителен, но у однокашника-рационализатора это было просто супер, да и расческа у него, видимо, особенная была!):

Попытка "конспектирования" и фото автора.
Попытка "конспектирования" и фото автора.

На экзамене Игорь сдавал свой "конспект" вместе со всеми и готовился по билету. Преподаватель, доходя до его творчества, листал тетрадку, сверяя содержание с оглавлениями работ, морщился и, качая головой, со вздохом произносил: "Ну и почерк же у вас, товарищ курсант!" И в итоге ставил тройку, а иногда даже и четыре. На что Игорь, мне кажется, совершенно не обижался! :-)

Рассказывал уже об этом на своем сайте Zgoba.ru.

Понравилась история?! Подписывайтесь на мой канал!