TRU Sales
16 subscribers

Проактивность или реактивность?

<100 full reads
113 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 44% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Проактивность или реактивность?

Как же мы порой любим себя жалеть и оправдывать, а на других обижаться и делать их виноватыми в наших бедах! Но помогает ли такой подход реальному решению проблемы или просто делает нас белыми и пушистыми котиками в собственных глазах?

Что такое проактивность, очень сильно описал Стивен Р. Кови. Я рекомендую прочитать его книгу «7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности». Для меня это была невероятно сложная в прочтении и понимании книга, я перечитывал её 7 раз и каждый раз осознавал по-новому.

Стивен рассказывает, что для объяснения человеческой природы существуют 3 теории детерминизма:

  1. Генетический детерминизм. Всё заложено нашими предками. Во всём «виноваты» гены. Ну ничего я не могу поделать со своей вспыльчивостью, гены, понимаешь?
  2. Психологический детерминизм. Нас так воспитали родители, общество, школа и т.д. Во всём «виновато» воспитание, нас так научили, и потому мы не можем по-другому.
  3. Детерминизм окружающей среды. Во всём «виноват» кто-то или что-то в окружающей среде: вторая половина, руководство компании, политики, водитель автобуса, — этот список бесконечен. Виноват всегда кто-то, и вокруг сплошные идиоты!
А затем Кови задаёт вопрос: «Что здесь общего?”
И сразу после этого ошарашивает: «Всё это — реактивные модели». Раздражитель —> Реакция.

В этой модели у тебя нет выбора! Тебя толкнули — ты упал. Тебя оскорбили — ты обиделся. Марионетку дёрнули за одну верёвочку — поднялась нога, дёрнули за другую — опустилась рука.

Когда я в первый раз читал это разъяснение, я взбунтовался и мысленно начал спорить с автором: «Я не марионетка! Никогда ею не был и никогда не буду!» — но затем я осознал, что (вот так сюрприз!) прямо сейчас, в этом мысленном споре, веду себя реактивно.

Одним из важнейших откровений для меня стало описанное в книге решение. Стивен предложил представить, что между раздражителем и нашей реакцией существует некий промежуток или пространство. Он подробно рассказал, что, от того, чем мы заполняем это пространство, зависит наше развитие и счастье.

Так реактивная модель меняется на проактивную.
Раздражитель —> Свобода выбора —> Реакция.

Получается, что проактивность – это свобода выбора: действовать или быть объектом воздействия. А для того чтобы развить навык проактивности, нужно включить самосознание, совесть, воображение, силу воли.

Проактивность – это свобода выбора: действовать или быть объектом воздействия
Проактивность – это свобода выбора: действовать или быть объектом воздействия

Как это сделать? Задача сложная, но решаемая. Для начала я предлагаю попробовать выполнить описанное Стивеном упражнение на развитие проактивности. Делается оно в течение 30 дней — только так можно заметить прогресс в такой непростой штуке. Итак, вот его суть:

1. В течение 30 дней делай то, на что можешь влиять. Допустим, есть задача, выполнить которую в ближайшее время в полном объёме ты не можешь. Делай только то, что в твоих силах здесь и сейчас. Не ищи оправданий. Не ругай себя и окружающих за «недостаточность» усилий. Не обращай внимание на проблемы (особенно потенциальные). Не жди идеального момента, когда все звёзды сойдутся. Делай то, что можешь сделать прямо сейчас. С остальным разберёшься позже.

2. Кто-то ошибся (включая тебя самого)? Ничего страшного. Признай ошибку, не критикуй, покажи пример, найди новые пути. Ошибки случаются со всеми, даже с лучшими из нас. Более того, часто лучшие становятся таковыми именно после ошибок (и благодаря им). Тот, кто ругает, становится частью проблемы; тот, кто исправляет, становится частью решения. Ты хочешь быть проблемой или решением?

3. Прислушивайся к своим словам и словам окружающих. Попробуй подсчитать, как часто ты слышишь: «Я не смогу...» (обесценивание), «Если бы только…» (оправдание), «Мне приходится…» (поиск «виноватых»). Попробуй — уверен, ты очень удивишься полученной цифре. Я в своё время не просто удивился, я испугался!

4. Вспомни ситуацию из прошлого, когда случилось вести себя реактивно. Напомни себе о свободе выбора, которая находится между раздражителем и реакцией. Что можно было выбрать в тот момент? Как можно было себя повести, действуй ты проактивно, а не реактивно? Как бы изменилось положение дел от этого?

Проверни тот же фокус с потенциальной неприятной ситуацией в будущем. Может, в ближайшее время тебе предстоит взять новый сложный проект на работе или серьёзно поговорить со второй половиной, или принять тяжёлое решение — ситуаций масса, и каждый из нас постоянно их решает. Подумай, что предстоит тебе в ближайшем будущем. Подумай, как, скорее всего, ты отреагируешь (будешь откладывать, злиться, ругаться, оправдываться, грубить, жертвовать). Подумай, как можно среагировать проактивно (что ты можешь выбрать, на каких положительных моментах сфокусироваться, какие решения предложить).

4. Выбери какую-то проблему, которая гложет тебя прямо сейчас. Подумай, можешь ли ты на неё влиять прямо, косвенно или она совсем вне твоего контроля на данном этапе. В любом из этих 3 вариантов ты можешь сделать что-то для решения. Даже если это крошечный шаг, ты можешь его сделать. Сделай. Всего один. Но сделай.

Повторюсь, я перечитывал книгу «7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности» 7 раз, и этот 30-дневный марафон проактивности дался мне далеко не с первой попытки. Но, пропустив, наконец, заложенные автором идеи через себя, я уже не мог остановиться, и не останавливаюсь до сих пор: теперь проактивность для меня — это не упражнение, это часть жизни.

P.S.: Ну и напоследок посмотри крутое 2-минутное видео о том, как можно проактивно знакомиться с девушками и устраивать незабываемые свидания даже во время карантина ;)

--

Stay proactive! 🤟