SOVbus
778 subscribers

Аэродромные пожарные автомобили СССР. Часть 2. АА-40

936 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
936 read the story to the endThat's 79% of the total page views
2 minutes — average reading time

АА-40. Фото из интернета.
АА-40. Фото из интернета.
АА-40. Фото из интернета.

АА-40

Многие из вас видели такой пожарный автомобиль, но вероятнее всего - это был обычный АЦ-40 на базе ЗиЛ-131. В этой статье я расскажу о аэродромном пожарном автомобиле АА-40 на шасси ЗиЛ-131. С появлением автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 возникла необходимость в создании пожарного автомобиля на его базе. Во второй половине 60-х годов ОКБ-8 в Прилуках приступило к разработке сразу трёх унифицированных между собой автомобилей: обычной автоцистерны ПМЗ-137, автоцистерны для северных районов ПМЗ-138 и аэродромного автомобиля ПМЗ-139. Для упрощения производства конструкцию было решено сделать аналогичной пожарной автоцистерне ПМЗ-63 на шасси ЗиЛ-130. От ПМЗ-63 были заимствованы двойная кабина, насос, рукавные пеналы. Кузов был доработан с учётом наличия у базового шасси двух задних мостов вместо одного.

АА-40. Фото из интернета
АА-40. Фото из интернета
АА-40. Фото из интернета

Опытные образцы успешно прошли испытания и были рекомендованы в производство. Освоить одновременно все три машины Прилукскому заводу "Пожмашина" оказалось не под силу. Первым в производство в 1969 году был запущен аэродромный автомобиль, так как такой техники остро не хватало для развивающейся сети аэродромов. Его разработка осуществлялась коллективом конструкторов под руководством Г.С.Бурдмана. В соотвествии с новой системой обозначений автомобиль стал именоваться АА-40(131)-139. Производство автоцистерны АЦ-40(131)-137 было освоено в 1970 году, а северной автоцистерны АЦС-40(131)-42Б - в 1971 году. Стартовый пожарный автомобиль АА-40(131)-139 применяется при несении службы на стартовой полосе аэродрома для тушения пожара воздушных судов и эвакуации пассажиров и экипажа из аварийной зоны. Может использоваться в различных климатических зонах с температурой воздуха от -35 до +35°C.

АА-40. Фото из интернета
АА-40. Фото из интернета
АА-40. Фото из интернета

Кузов АА-40(131)-139 представлял собой две тумбы вдоль цистерны для воды (2100 л). В задней части устанавливался насос ПН-40 (с 1973 года ПН-40У) и бак для пенообразователя на 150 л. Привод насоса осуществлялся от коробки отбора мощности, которая позволяет включать насос как на стоянке, так и при движении на I или II передаче. Для обеспечения теплового режима двигателя при длительной работе насоса имеется дополнительная система охлаждения. В целях предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерна покрыта войлоком и оборудована электрической системой обогрева. Кроме того, цистерна и насосное отделение могут дополнительно обогреваться выхлопными газами двигателя. После опорожнения цистерны вода может подаваться насосом из водопроводной сети или водоёма. Сзади стандартной кабины ЗиЛ-131 приваривалась четырёхместная кабина боевого расчёта. На крыше кабины монтировался стационарный лафетный ствол ПЛС-П20, управление которым осуществлялось из кабины через люк. Для удобства работы оператора-ствольщика спинка сиденья в задней кабине откидывалась и образовывала площадку. На крыше также монтировался пульт управления насосной установкой. Для подачи пены имелся ещё один ствол, который мог устанавливаться вместо водяного.

АА-40. Фото из интернета
АА-40. Фото из интернета
АА-40. Фото из интернета

Аэродромные пожарные авто-цистерны очень часто путают с АЦ-40(131)-137, но есть одна особенность-у АА-40(131)-139 под передним бампером можно разглядеть трубопровод под три ГПС- генераторы пены, для тушения разлитого топлива методом наезда.

АЦ-40. Фото из интернета.
АЦ-40. Фото из интернета.
АЦ-40. Фото из интернета.

От АЦ-40(131)-137 аэродромный автомобиль отличает уменьшенный на 300 л объём цистерны для воды, наличие установок тушения бромэтиловыми составами (стационарная СЖБ-150 и переносная СЖБ-50), дисковой бензопилы ПДС-400 для вырезания проёма в фюзеляже самолёта и 3 пеногенераторов ГПС-200 под передним бампером для создания пенополосы.

Немного ТТХ:

  • Запас огнегасящей жидкости - 2,1 м3
  • Производительность насоса - 40 л/с
  • Боевой расчёт - 7 чел.
  • Средний расход топлива на привод насоса - 23 л/ч

Серийное производство АА-40(131)-139 продолжалось до 1987 года, когда на смену ему пришёл пожарный автомобиль АА-40(43101)-189 на шасси КамАЗ-43101.

АА-40(43101) Фото из интернета.
АА-40(43101) Фото из интернета.
АА-40(43101) Фото из интернета.

АА-40(43101)

Аэродромный пожарный автомобиль АА-40(43101) (модель 189) разработан на Прилукском заводе "Пожмашина" на шасси КамАЗ-43101 в середине 80-х годов. Он предназначался для замены пожарного автомобиля АА-40(131). В кузове автомобиля установлены цистерны для воды (на 3450 л) и пенообразователя (250 л).

АА-40 (43101) Фото из интернета.
АА-40 (43101) Фото из интернета.
АА-40 (43101) Фото из интернета.

В задней части установлен насос с приводом от коробки отбора мощности. Для борьбы с огнём имеется лафетный ствол с расходом 40 л/с, установленный за кабиной. В комплект также входят 2 рукава длиной по 20 м.

АА-40(43105). Фото из интернета
АА-40(43105). Фото из интернета
АА-40(43105). Фото из интернета

АА-40(43105)

Пожарный аэродромный автомобиль АА-40(43105), мод. 189, предназначен для тушения пожаров на ВС, проведения аварийно-спасательных работ на месте авиационных происшествий, для тушения пожаров на объектах предприятий ГА. По эффективности он существенно превосходит пожарные автомобили АА-40(131)-139 и ЛД-40(375)-Ц1А, эксплуатируемые на аэродромах гражданской авиации.

АА-40(43105) Фото из интернета.
АА-40(43105) Фото из интернета.
АА-40(43105) Фото из интернета.

Пожарно-техническое оборудование автомобиля смонтировано на шасси КамАЗ-43105 и включает: теплоизолированную цистерну для воды и бак для пенообразователя; насосный отсек с приводом насоса от двигателя шасси через коробку отбора мощности; стационарный водопенный лафетный ствол; установку для тушения пожаров на самолетах, смонтированную на бампере шасси; кузов с пожарно-техническим вооружением; систему электрообогрева цистерны и насосного отсека; специальную площадку оператора для управления лафетным стволом вручную.

АА-40(43105). Фото из интернета.
АА-40(43105). Фото из интернета.
АА-40(43105). Фото из интернета.

Источник: Пожарная техника / Под ред. М.Д.Безбородько. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ВПИТШ, 1989. - С. 138-145.

Аэродромные пожарные автомобили СССР. Часть 2. АА-40

Всем добра и мира. Продолжение следует!