91 subscriber

Эксперимент с «эффектом ореола»

237 full reads
Эксперимент с «эффектом ореола»

Задумывались ли вы когда-нибудь, об эффекте первого впечатления, и как это впечатление влияет на вас?

   Сегодня мы хотим рассказать об одном из легендарных экспериментов – «Эффекте ореола», в котором раскрывается  суть о том, как первое впечатление влияет на все последующие отношения с человеком, относительно которого и было сформировано первое впечатление.

   Интересный эксперимент был  проведен Ричардом Нисбеттом и Тимоти Уилсоном среди студентов Мичиганского университета, которым  была поставлена задача оценить преподавателя просмотрев видео интервью с ним. Разделив студентов на две группы, одним показали видео, где преподаватель излучал доброжелательность и такт по отношению к студентам в интервью, а другим, где тот же преподаватель ведёт себя очень отстранённо и строго.  После просмотра интервью студентов попросили дать оценку преподавателю по нескольким критериям: внешний вид, манеры и акцент, где манеры и акцент (он был бельгийцем) были оценены одинаково студентами. Примечательно, что студенты оценивали преподавателя опираясь только на свою симпатию к нему, а то как и что он говорил, не имело никакого отношения к итоговой оценке.

   В следствии ряда экспериментов, было выявлено, что более симпатичные люди воспринимаются  как более умные, целеустремленные и с хорошим чувством юмора. И наоборот, люди менее симпатичные воспринимается как грубые и недружелюбные.

   А в психологии появился термин «Эффект ореола» (другое название гало-эффект) — понятие, которое характеризует когнитивное искажение, когда общая оценка человека опирается на отдельные признаки, личностные характеристики или индивидуальные особенности.

  Первое впечатление о человеке определяет, какой «ярлык» на него навесить: отрицательный или положительный, и задает тон последующему субъективному восприятию этой личности. Отрицательный же «Эффект ореола» может сыграть злую шутку, где людям с непривлекательной внешностью приходится прикладывать немало сил, чтобы завоевать расположение окружающих. Так, нередко интересные личности оказываются лишенными общения из-за неправильно сложившегося мнения.

   Причины, способствующие «Эффекту ореола» могут быть следующие:

- Нехватка времени, для более глубокого знакомства с человеком;

- Стереотипность мышления, когда уже готовый «ярлык» мы вешаем на внешность или неоднозначный поступок;

- Неосознанный тест на «полезность» или «не полезность» личности для нас;

- Неординарный признак, который заслоняет собою массу недостатков личности, например талант в определенной области.

   А теперь ваша очередь! Попробуйте проанализировать последнее знакомство и первое впечатление, которое вы сложили о человеке, а возможно, и сами производили на кого-то… 

Следите за нашими публикациями здесь или подписывайтесь на наш Instagram аккаунт .

Ссылки на другие эксперименты, которые мы обсуждали на нашем канале:

«Нога в дверях».

Эксперимент с автокатастрофой.

«Природа любви» — эксперимент американского психолога Гарри Харлоу.

Школьный эксперимент Джейн Эллиотт про «Разделенный класс»

Психологический эксперимент Альберта Бандуры — «кукла Бобо»

Тайный эксперимент Facebook

Эксперимент с каменным лицом.

Дым в комнате: вы бы вышли из нее?