Найти в Дзене
По Приуралью

Как мы спаслись на плоту без еды и без топора

В Уральских горах, прямо над нашими головами, разразилась гроза.

Об этом я писал в статье

Утро нас встретило мелким дождём. Река неслась мимо избы могучим потоком. О том, чтобы преодолеть её, не могло идти и речи. Что делать? Ждать спада воды? Но небо затянуто тучами, и неизвестно, когда дожди прекратятся. Продуктов у нас осталось мало, река нас не накормит, потому что рыба не ловится. Лодку перед выходом на маршрут мы загнали в устье Ляги, якорь вытащили высоко, но мы не представляем, насколько высоко поднимется уровень воды там. В таких ситуациях прежде нас выручало строительство плота, но тогда был топор, а сейчас его нет. Есть топор в избе, но сухих деревьев вокруг нет, их за много лет перевели на дрова для избы. Взять его с собой? Но тогда мы поставим в трудное положение других людей, что придут после нас.

Подумали, подумали и решили, что сможем обойтись без топора. Вдоль берега мы прошли вниз по реке. Нашли густой лес, в котором обнаружили довольно много сухих нетолстых деревьев. Решили плот делать здесь. Уронили пару нетолстых еловых деревьев, укоротили до нужного нам размера. А делали это так: вставляли между двух близко расположенных деревьев жердь, вдвоём нажимали на неё, а благодаря тому, что рычаг был большой, переламывали её. Сухие деревья, подгнившие у корня, раскачивали и ломали. Если сушина не поддавалась, упирались в неё высоко над землёй нашими шестами. Некоторые их них не выдерживали такого напора. Находили и упавшие деревья. Все деревья вынесли на берег, отмерили ширину будущего плота, и выломали нужной длины поперечины.

Для того, чтобы связать плот, уже не в первый раз использовали верёвки-растяжки от полога. Закрепили верёвки на конце поперечин, от них вниз - под бревно, потом наверх - через поперечину. Так подвязали все брёвна. Река в пределах видимости не делала резких поворотов, поэтому решили, что верхушки деревьев укорачивать не будем. Накидали на плот веток, лапника, оттолкнулись от берега и поплыли вниз по течению.

Наша скорость была много больше, чем если бы мы шли по берегу. Мы даже стали подсчитывать, когда прибудем на устье. А по приметам, такого нельзя делать. Река сделала крутой поворот, впереди посередине реки увидели бурун, и нас выбросило на камень. Плот стало разворачивать. Если бы мы его каким-либо образом укоротили, то плот провернулся бы на камне, мы перешли на его корму, освободив нос, и сплыли бы с камня. Длина плота оказалась такой, что при развороте мы зацепились за берег и встали почти поперёк реки. Столкнуть плот шестами мы не могли из-за глубины и скорости воды, да и сил бы не хватило. Командую напарнику: «Втыкаем шесты тонким концом между брёвен, это нам опора, осторожно переходим на край плота выше по течению и притапливаем брёвна». Крайние брёвна исчезли под водой, ноги по щиколотку в воде. Плот пару раз вздрогнул, т.е. пара стволов перевалила через камень. Потом мы так же притопили плот с другой стороны, уже вниз по течению. Он несколько раз вздрогнул и выровнялся, мы соскользнули с камня. Нас так бы и понесло боком, но вершинки на берегу нас попридержали, развернули и мы поплыли вниз по реке. Больше никаких сюрпризов нас не поджидало. На устье мы подплыли близко к берегу, одновременно воткнули в землю тонкие концы шестов и подтянули плот. Лодка наша стояла на месте. Отвязали верёвки и распустили плот. Поставили мотор на лодку, который мы на всякий случай снимали, и поехали на кордон.

Хорошо, что все закончилось благополучно!

-2