Со скольки лет учить детей читать?
Сейчас большинство специалистов (логопеды-дефектологи, нейропсихологи, детские психологи, дошкольные педагоги) сошлись во мнении, что начало обучения чтения должно приходиться на возраст 5+.
Значит ли это, что до 5 лет не нужно предпринимать никаких действий? Конечно нет. К обучению чтению нужно готовить малыша и первое, что нужно сделать – это создать атмосферу, которая позволит ребенку легко, со здоровым любопытством и интересом приступить к изучению букв и звуков.
Такая обстановка любви к чтению складывается из нескольких блоков:
- пример родителей
- культ книги
- игровое обучение.
Разберем каждый блок подробнее.
1. Пример родителей, бабушек, дедушек, няни. Что тут главное? Главное – это единый подход и единое поведение. Это важно во всех сферах воспитания и для чтения особенно актуально. Когда папа считает, что учиться читать нужно в 3 года, бабушка купила интерактивный «поющий» алфавит с буквами (а нам для чтения нужны звуки), а бедная мама устала с ними бороться и махнула рукой. Важно, чтобы понимание всех этапов обучения и подготовки к обучению чтения знали все взрослые, контактирующие с ребенком, и «действовали сообща».
На бесплатном вебинаре для родителей вы узнаете еще несколько секретов обучения чтению малышей)
Нужно ли родителям подавать личный пример – читать каждый день книги? А если они электронные? А если нет времени, но читать люблю? Выдыхаем. Если не получается предстать перед чадом с умной книжкой в руках – не расстраивайтесь.
Лучше подумайте откуда в вашей голове появляется новая информация? Наверняка вы ее прочитали. В газете, в метро, в новостном паблике, в слайдах в вебинаре, в документации на работе. Ключевое слово «прочитали».
Поделитесь в разговоре с ребенком интересными новостями, которые вы «прочитали» и да, только новостями, интересными для малыша на данном этапе. Не «я прочитала, что дети, которые не чистят зубы, попадают к бабе Яге», а «недавно прочитала, что у самого большого динозавра Диплодока (твоего любимого) мозг размером с куриное яйцо».
Разворачивайте мир книг волшебной стороной к ребенку, читайте сказки на ночь, обсуждайте их за завтраком.
2. Культ книги. Любое действие с книгой должно приносить радость. Начиная от того, что ребенок сам может выбирать себе книги (по понятным причинам лучше это делать в библиотеке), без взрослого «посмотри какие тут неинтересные картинки» или «это книга для маленьких – нам она не подходит» и заканчивая проявлением любого неуважения к книге (разжигать страничками костер, рисовать в книгах, рвать, кидать, не беречь учебники у старшеньких и пр.)
Кроме того можно и нужно обращаться к книге, как к источнику знаний. Не спешите отвечать на вопрос своего маленького почемучки, загляните сначала в волшебную книгу (например, огромную энциклопедию) и только потом ответьте на вопрос. Таким образом сформировать для ребенка связь книга=знания=ответы на все вопросы.
3. В процессе изучения цветов, фигур, форм, размеров — играйте с ребенком, дайте ощущение, что обучение может (и всегда будет) интересным и волшебным, тогда и обучение чтению, буквы и цифры не вызовут дискомфорта и подозрений)
На бесплатном вебинаре для педагогов вы узнаете, как учить ребенка чтению быстро и с удовольствием.
Легкого вам чтения!