Блеск и нищета российских "олигархов" (часть 3)

10 September

Глава вторая. Шесть типовых стратегий.

Я так подозреваю, что «стратегия» столь же объективно присуща каждому банку, как судьба каждому человеку. Она словно бы на роду его написана. И стремления собственника, и усилия нанятых им сочинителей наукообразных текстов никак эту судьбу переломить не могут. Характер, как говорил Шопенгауэр, есть ноумен человеческой натуры: он присущ нам от рождения, и противостоять его злой власти - не в наших ничтожных силах. Суждено человеку стать дураком, - станет дураком. Суждено стать подлецом, - будет подлецом. Суждено этому подлецу (или дураку) создать банк, - создаст. И будет этот банк существовать по тем законам, которые в Книге судеб против имени этого подлеца (или дурака) записаны.

Так что в принципе не важно, - что за «стратегию» официально декларирует тот или иной банк (как не важно, какую религию для всеобщего обозрения исповедует субъект конфессиональных отношений, если в душе своей он безбожная скотина). Ибо - хочет собственник или не хочет, - но истинная Стратегия, согласно которой его банк будет жить и умирать, всегда есть одна из тех типовых стратегий, каковых в российской банковской системе существует (как доказательств бытия Божия) всего шесть. А далее мы всех их поочередно перечислим и постараемся каждую кратко охарактеризовать. Итак, - начнем, благословясь.

Типовая стратегия номер 1. «Классическая».

Упоминается здесь, скорее, для полноты картины. Хотя, говорят, и этот тип банковской стратегии иногда в нашей глуши встречается. Но, конечно, явление такое для российского бизнеса крайне не характерно. Суть ее, собственно, в том, что банк рассматривается собственниками и всеми, кто в нем работает, как учреждение, предназначенное для извлечения прибыли. Именно так, как привыкли думать о банках граждане всех цивилизованных (и даже - не очень цивилизованных) стран.

Спроси любого американца: чем занимаются ваши американские банкиры? Он, не помедлив ни секунды, ответит: делают деньги. Не раздуваются от собственной значимости. Не создают «политический капитал». Не продираются во власть через чащу головоломных интриг, как партизаны. Не втираются в Президентское окружение. Не делят министерские портфели. Они просто делают деньги. И знаете, почему они делают именно это, а не всё прочее - вышеперечисленное? А потому, что в любой цивилизованной (сиречь - капиталистической) стране всё прочее является производным из основного: кто делает деньги, тому не надо надувать щеки и создавать «имидж». Имидж к нему и так придет. Именно такой, какой надо. И власть придет, и влияние. И даже общенародная любовь. Все это покупается на деньги и создается деньгами. Поэтому главная цель каждого - делать деньги. Ну, а банкиру - это уж сам Бог велел.

Но поскольку такая ихняя «норма» для нашей замученной идеологическими бреднями страны - исключение (все мы в подсознании своем коммунисты и демократы, и потому хотим всего достичь даром, не тратя лишних усилий на первоначальные накопления), то и останавливаться я на этой стратегии не стану. Да, кроме всего прочего, я и примера хоть одного, хоть завалящего какого-нибудь банка, по такой стратегии развивающегося, в многолетней своей практике не встречал.

А посему пойдем далее, итак:

Типовая стратегия номер 2. «Пирамида обыкновенная».

Сразу скажем, стратегия - не типичная (что бы по этому поводу ни вещали ораторы левого толка), но изредка, тем не менее, практикуемая. Главная её отличительная особенность: наличие у учредителей ясного представления, ради чего они данное предприятие учредили. Это проявление адекватного самосознания - вещь, как я уже отметил выше, сама по себе в российском банковском деле редкая. Еще раз повторю: откровенный вор - фигура не самая характерная и не самая опасная в банковском паноптикуме. Но поскольку вообще обойтись без такой (достаточно пошлой) стратегии наш банковский бомонд все-таки не может, скажем два слова и о ней.

Итак, механизм «пирамиды», я думаю, всем более или менее ясен, - благо, строили на наших заснеженных просторах сии египетские сооружения отнюдь не только под вывеской «банк», но и под множеством иных. Правительство наше (от греха подальше оговоримся: не нынешнее, а одно из уже насосавшихся и отвалившихся) тоже, бывало, баловалось этой игрой: ГКО называлась. Суть, повторяю, простая: некое «финансовое» образование берет деньги взаймы у всех, у кого они есть, обещая при том неимоверные проценты. Ну, у россиян (как, впрочем, и у всех прочих великих наций) губа, как известно, не дура, так что на высокий профит (тем более - без трудовых затрат) клюют у нас всегда. Сколько бы раз ни обжигались, но является новый «благодетель», - и вот уж тащит к нему народ трудовую копейку, начисто позабыв и про «МММ», и про «Доку-Хлеб», и про «Хопер-Инвест», и про «Властелину»... да что я, в самом деле? Ежели их всех перечислять, никаких гонораров у издательства не хватит мне авторские листы оплачивать. Наш народ-богоносец относится к «пирамидам» столь же трепетно, как адвентисты к Страшному Суду: сколько раз им этот аттракцион обещали, столько же и отменяли. И вот гляди ж ты: вера народная от сих разочарований нисколько не слабеет. И стоит какому-нибудь новому «пророку» объявить о новой дате, как уже толпы давятся за входными билетами.

Итак, некое «пирамидальное» учреждение берет у всех, у кого не лень, деньги взаймы (благо желающих стать кредиторами всегда - хоть пруд пруди). Собранные таким образом «оборотные средства», разумеется, тут же пропиваются (или расходуются каким-либо иным способом, но с не меньшей пользой). Тут главное - брать взаймы непрерывно, ни на один день не прерывая этого богоугодного занятия (Господь ведь, как известно, запрещал давать деньги под проценты, но отнюдь не брать, так что гнев Божий падет в случае чего как раз на вкладчиков, а не на благочестивых строителей «пирамиды»). Когда приходит срок возвращать долги тем, кто сподобился дать вам взаймы первым, можно расплатиться с ними деньгами тех, кто дал их вам только что. А с этими - расплатиться за счет будущих заимодавцев. И если бы такая идиллия длилась вечно, то все были бы довольны: кредиторы получали бы невиданные проценты по своим вкладам, а новоявленный Хеопс черпал бы и черпал полной чашей из не иссякающего источника. Беда в том, что всё хорошее на свете кончается. В том числе - и деньги. Закон «финансовой пирамиды», который никому еще не удавалось преступить, гласит: всякая «пирамида» рано или поздно рушится. Логически, кстати, этот Закон доказывается очень просто: количество денег в обращении всегда ограничено, а, следовательно, «пирамида» рано или поздно должна всосать их все, на чем ее рост поневоле прекратится. А мы уже сказали: главное в строительстве «пирамиды» - это непрерывность процесса. Стоит хозяевам «пирамиды» хоть какому-то одному вкладчику не вернуть долг (по причине отсутствия новых поступлений), как все насмерть перепуганные сим прецедентом заимодавцы, словно скорпионами покусанные, нагрянут к вам шумною толпой и потребуют «денег или жизни»!

Ну, профессиональные строители «пирамид» знают, на что идут. И заранее к такому «форс-мажору» готовы. На этот случай они успевают заранее натаскать в свои заграничные (что характерно, - отнюдь не египетские) норки запасов на всю оставшуюся жизнь (свою и отдаленных потомков). После чего почитают за благо раствориться в бескрайних просторах Вселенной, оставив последних кредиторов (именно тех, за чей счет платились проценты их предшественникам) в нищете и в обиде.

Что по юридическому статусу за «контора» создается с такими «пирамидальными» целями - «банк» ли, «финансовая» ли «компания», «фонд» или вовсе что-то экзотическое - не суть важно. И цель во всех случаях одна, и средства одинаково банальные.

И всё бы это было очень противно и грустно, но одно, тем не менее, радует. А именно: чёткость поставленной задачи. Хоть строители «пирамид» и воры, но хотя бы ясно понимают - что и как. Встречаются, значит, в России трезво мыслящие люди!

К сожалению, из всех шести типовых стратегий только первые две - стратегии для не тупых и профессионально грамотных людей. Причем - первая практически в России не встречается, а вторая, мягко говоря, не вполне этична. Хотелось бы, конечно, чтобы ум проявлял себя не в столь цинической форме.

Типовая стратегия номер 3. «Насос или Пирамида усеченная».

Продолжение следует