Найти в Дзене

Как не отдать свои кровные мошенникам

Оглавление

«Стал жертвой мошенников» – этой фразой уже никого не удивишь. Каждый день в новостной ленте можно увидеть сообщения о том, что люди поверили в обман телефонных мошенников и лишились своих денег, а еще хуже – и вовсе оформили кредит, чтобы якобы уберечь свои кровные.

Абсурдность предложений налицо, люди знают, что такой обман существует и что попасться на удочку аферистов, которые представляются сотрудниками банков, полиции, пенсионного фонда и прочих структур, очень просто. Но все же воз, как говорится, и ныне там. А посему предлагаем нашу новую рубрику с простым и очень актуальным названием – «Финансовая грамотность». Итак, как же происходит обман и что делать?

Действие первое: обычная схема

Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на ответившего на звонок абонента или на его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит.

Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Лжеспециалист подтверждает, что на имя гражданина или его близких неизвестные лица действительно оформляют кредит и, чтобы предотвратить его незаконное оформление, необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неизвестные лица по его паспортным данным.

Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секретная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Они убеждают жертву, что ее действия позволят раскрыть преступника, а кредитная история останется чистой.

Во время разговора звонящие узнают, услугами каких банков пользуется жертва, и, чтобы войти в доверие, интересуются, не терял ли человек документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли кому-либо свои паспортные данные.

Ваши действия:

• При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор.

Помните:

• Ни сотрудники банков, ни бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону.

• Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники.

Действие второе: «безопасный» счет

Еще одна распространенная схема обмана – это когда человеку звонят и говорят о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для их сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счет в Центробанке. На самом деле этот якобы безопасный счет, реквизиты которого называют мошенники, принадлежит им. А преступники целенаправленно используют в схеме упоминание Банка России, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы. Кстати, чтобы войти в доверие к человеку, звонящие могут напоминать о правилах безопасности, – например, рекомендовать никогда не раскрывать финансовые данные.

Важно, знать, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и уж тем более – не совершает звонков гражданам.

Ваши действия:

• При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор.

Невыдуманные истории

Жительница Казани перевела мошенникам 1 миллион 300 тысяч рублей. В полицию обратилась 45-летняя женщина, которая рассказала, что ей позвонили якобы сотрудники банка и сообщили, что на нее пытаются оформить кредит через онлайн-кабинет. Далее разговор продолжился в мессенджере, сотрудники предупредили, что личный кабинет клиента могут взломать, в связи с чем предложили оформить кредит в отделении банка и перевести деньги в «безопасную банковскую ячейку». Потерпевшая взяла заем на сумму 838 тысяч рублей, а также сняла собственные средства, более четырехсот тысяч, после чего перевела деньги на продиктованный номер онлайн-кошелька. На следующий день жительница Казани увидела, что аккаунт мошенников в мессенджере удален.

А в Абакане в дежурную часть обратилась пенсионерка 1945 года рождения. Потерпевшая рассказала, что в конце мая ей позвонил неизвестный и, представившись сотрудником отдела компенсации по вкладам «МММ», сообщил, что гражданке полагается выплата денежных средств. Как и многие граждане нашей большой страны, бабуля оказалась в числе вкладчиков ранее печально известной пирамиды и безоговорочно поверила позвонившему ей мошеннику. Менеджеры убедительно рассказывали о честности компании, и даже попросили пенсионерку уплатить налог. В отделении Почты России с помощью услуги мгновенных денежных переводов она отправила по указанным реквизитам 45 тысяч рублей. После этого ей сообщили, что для вывода денежных средств необходимо, чтобы на счете лежало 180 тысяч. Бабушке пришлось взять кредит, и снова она осуществила перевод. А вот обещанная компенсация как вкладчику пирамиды ей так и не поступила.

На этом преступники не остановились, через некоторое время вновь позвонили пенсионерке, сославшись на то, что возникли некоторые затруднения с переводом денег через банк и теперь необходимо заплатить 100 000 рублей для приобретения ценных бумаг у некоего брокера. Впоследствии ценные бумаги было обещано продать по более высокой цене и перечислить прибыль женщине. Поверив и в эту историю, потерпевшая оформила еще один кредит. Но и на этот раз никаких выплат она не получила. И только после четвертого звонка пенсионерка заподозрила обман и обратилась с заявлением в полицию. Ущерб потерпевшей составил более трехсот тысяч рублей.

Подготовила Дарья КАЗАК

Фото из открытых источников

Рекомендуем почитать