В Мишкинском районе Башкирии упразднили участковую больницу, заменив ее на амбулаторию. В коллективном письме, подписанном более чем 150 жителями деревень Чураево, Баймурзино, Тынбаево, Лепёшкино, говорится, что без профессиональной медпомощи оказались 8,5 тысячи человек из 23 деревень. Всех их оправляют в райцентр за 50-70 км от дома.
Да-да, они продолжают оптимизацию даже сейчас. Сейчас, когда стало совершенно очевидно, что идея укрупнения и передачи управления больницами на региональный уровень оказалась абсолютно провальной.
И если раньше жители села Тынбаево, расположенного в башкирской глубинке, имели все возможности изолироваться от угрозы заражения, то теперь у заразы есть прямые каналы распространения в любую российскую глушь. И способствует этому та самая «оптимизация».
Однако «оптимизация» возникла не сама по себе. За ней стояло принципиальное решение, которое приняли российские федеральные власти в 2013 году. Именно тогда был изменен ряд законов, и прежде всего, закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно нововведениям, местное самоуправление лишилось самостоятельности в вопросах содержания поликлиник и больниц. Теперь все эти учреждения передавались на уровень региона.
Что начали делать региональные власти? Естественно, укрупнять. Больницы, которые были так нужны местным жителям, или закрывались, или приходили в упадок. И все потому, что финансировались и оснащались они по остаточному принципу. Ведь начальнику, который сидит в своем кабинете в региональной столице, не увидеть больницу даже в дальнем райцентре, не говоря уж о селе. И проверяющие тоже ограничиваются осмотром больниц в региональных центрах. А сами жители села до такого чиновника тоже никак достучаться не смогут. Именно это решение о лишении МСУ возможности управлять больницами сегодня и дает свои смертельные плоды.
Жители деревень и небольших городов не имеют доступа вообще ни к какому профессиональному медицинскому обслуживанию в шаговой доступности. Максимум — фельдшерский пункт. И то, если повезет. В итоге: людям приходится ездить за десятки километров, что не только составляет неудобство, но и несет в себе риск для здоровья и реальную угрозу распространения коронавируса по всей стране, в самые отдаленные ее уголки. И это уже происходит — давайте посмотрим на события в Якутии. И дальше будет больше. И лечить людей в этих отдаленных районах будет просто некому — все профессиональные кадры стремятся уехать из захолустных больниц — ведь там нет ни денег, ни оборудования, ни возможностей карьерного роста.
Еще одно последствие убийственных реформ — в России невозможно организовать масштабное тестирование людей на COVID-19, потому что людей просто некому обследовать. И более того, мы вряд ли узнаем реальное число жертв вируса — потому что информация о том, что в таком селе, как Танбееево, есть люди, которые умерли от коронавируса, может до тех, кто занимается статистикой, вообще никогда не дойти. Потому что некому в этом селе сделать анализ и сообщить, что умер человек не от старости или неожиданной пневмонии, а именно от страшной заразы.
Какие же уроки стоит извлечь? Какие выводы сделать? Чего надо добиваться не только оппозиции, но обществу в целом в вопросах управления здравоохранением, кризис которого сегодня очевиден даже федеральным властям, в том числе Владимиру Путину.
Во-первых, надо признать, что начатая Путиным реформа здравоохранения — авантюра, уже испортившая здоровье и убившая много людей (сколько — в этом еще предстоит досконально разбираться). Во-вторых, надо признать, что решить проблемы здравоохранения в рамках существующей системы, исключающей местное самоуправление из управления здравоохранением, — невозможно. Передача региональных полномочий на места в рамках субсидий и субвенций может ослабить напряженность проблемы, но не позволит масштабно развиваться и процветать доступному здравоохранению. Ну и в-третьих, чтобы наконец-то дать россиянам доступную и качественную медицину, нужно вернуть в систему оказания помощи местное самоуправление. Управление поликлиниками и больницами первичного звена надо предоставить тем людям, которые пользуются теми же больницами: местным депутатам, местным администрациям. Они сами заинтересованы в том, чтобы в их селе, в их маленьком городке была качественная медицина. Их можно встретить на улице и предъявить претензии, если они не будут справляться. Их можно прокатить на выборах в конце концов, если качество медицинского обслуживания будет недостаточным.
Но для того чтобы местное управление справлялось с этой задачей, надо полностью менять систему финансирования МСУ. На муниципальном уровне должно оставаться намного больше налогов и у него должны быть финансовые стимулы развивать малый и средний бизнес, вкладываться в развитие территории, конкурировать друг с другом за инвестиционную или, например, туристическую привлекательность. То есть жить, а не умирать!