46 subscribers

Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.

Крейсер "Алмаз" на ходу. Изображение взято на сайте http://keu-ocr.narod.ru/Almaz/
Крейсер "Алмаз" на ходу. Изображение взято на сайте http://keu-ocr.narod.ru/Almaz/
Начало истории здесь:
Крейсер "Алмаз". История и создание бумажной модели. Часть 1
Крейсер "Алмаз". Бумажная модель. Часть 2. Цусимское сражение и прорыв во Владивосток.

В 1906 году, после прибытия на Балтику с Дальнего Востока, крейсер "Алмаз" был включен в состав отряда судов Кронштадского порта. Корабль по-прежнему числился крейсером II ранга, хотя даже увеличившееся количество пушек (6 75-мм и 6 47-мм орудий) вряд ли позволяли претендовать на этот ранг. Однако, корабль пользовался успехом у начальствующего состава флота, благодаря роскошным интерьерам кормовой надстройки.

Корабль часто выходил в море под флагом великого князя Александра Михайловича, командующего Практической эскадрой Балтийского флота.

В 1907 году крейсер принял участие в экспедиции адмирала Дубасова на Мурман. Там планировалось определить возможность базирования на русском Севере морских сил и возможности использовать северный путь между Атлантическим и Тихим океаном.

"Алмаз" в Севастопольской бухте. Изображение взято на сайте http://keu-ocr.narod.ru/Almaz/
"Алмаз" в Севастопольской бухте. Изображение взято на сайте http://keu-ocr.narod.ru/Almaz/

В 1911 году корабль в очередной раз прошел капитальный ремонт и 23 июля того же года навсегда покинул Балтику. Спустя месяц "Алмаз" бросил якорь в Севастопольской бухте, став посыльным судном Черноморского флота. В этом звании крейсер неоднократно посещал Средиземноморские порты.

А дальше в судьбу крейсера-яхты и всего Черноморского флота вмешалась Первая мировая война и линейный крейсер "Гёбен".

Линейны крейсер "Гёбен". Изображение взято в открытом доступе в сети Интернет.
Линейны крейсер "Гёбен". Изображение взято в открытом доступе в сети Интернет.

Оставим в стороне политические причины, приведшие к вступлению Османской империи в войну на стороне Тройственного союза. Важно, что "Гёбен" вместе с легким крейсером "Бреслау", застигнутный объявлением войны на ремонте в Средиземном море, смог уйти от преследования англичан и прорваться в Стамбул. Там крейсера были фиктивно проданы туркам, сменили названия, но экипажи сохранили немецкие. Германские крейсера стали боевым ядром турецкого флота и главными "партнерами" российского Черноморского флота.

Кстати, на турецкой службе "Гёбен" получил имя "Явуз Султан Селим". Поклонники сериала "Великолепный век" точно слышали о нем в фильме, когда упоминался мятежный и суровый папенька Сулеймана Великолепного, султан Селим I Грозный.
Броненосец типа "Евстафий". Изображение взято на https://war-book.ru/
Броненосец типа "Евстафий". Изображение взято на https://war-book.ru/

Германский линейный крейсер стал настоящей проблемой для нашего флота. Ядро его составляли броненосцы, заложенные в ходе Русско-японской войны. Ныне они именовались линкорами, подобно дредноутам, но сути это не меняло. По количеству крупнокалиберных артиллерийских стволов, а главное по скорости германский крейсер превосходил любой из них, а значит мог навязывать русской эскадре бой на своих условиях. И такое положение дел сохранялось вплоть до 1915 года, когда в строй вступили дредноуты российской постройки.

Перед русским командованием возникла проблема воздушной разведки, позволявшая иметь запас времени для противодействия противнику. В таких условиях было принято решение переоборудования "Алмаз" в гидрокрейсер.

На Морском заводе корабль в очередной раз перевооружили: на нем установили 7 орудий калибром 120 мм. На кормовой настройке была устроена площадка для размещения 2 гидросамолетов (спустя год их количество увеличили до 4). Взлет и посадка производились с воды. От обычного авиатранспорта "Алмаз" отличался наличием собственной артиллерии.

Гидрокрейсер "Алмаз" с самолетами на борту. Изображение взято на http://navsource.narod.ru/
Гидрокрейсер "Алмаз" с самолетами на борту. Изображение взято на http://navsource.narod.ru/

Так наш герой стал одним из первых авианесущих кораблей в истории. Предлагаю оставить его в начале Первой мировой войны и вернуться к строительству модели.

Внимательно присмотримся к палубе на юте. Здесь, сразу за грот-мачтой, мы обнаруживаем обширное пространство, на которое и будет установлена легендарная кормовая надстройка.

Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.
Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.

Сейчас мы подходим к самому интересному аспекту моделирования. Воспроизводить только явно видимые детали или воплотить то, что скрыто внутри. То, что скорее всего никто не увидит, а может быть даже и не заподозрит о наличии таких деталей.

"-Ты суслика видишь?
-Нет
-И я не вижу. А он есть."
х/ф "ДМБ"
Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.
Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.

Кормовая надстройка крейсера "Алмаз" не просто функциональная часть корабля. Эта надстройка и есть, по сути, главная деталь этого своеобразного крейсера, который строился с прицелом на использование в качестве яхты наместника Дальнего Востока. Да и в дальнейшем пользовался успехом у начальствующего состава тех флотов, в состав которых входил.

В общем, обнаружив в развертках деталировку внутреннего убранства надстройки, я, после некоторых сомнений, решил все-таки её сделать, несмотря на то, что рассмотреть эти детали не получится даже в имеющиеся окошки.

Листаем галерею.

По большому счету, обширная палуба над всем этим великолепием, на которой было невозможно разместить вооружение (а для артиллерийских орудий, напомню, нужна не просто палуба, а палуба укрепленная, с фундаментами для пушек) и сделала "Алмаз", возможно, единственным вариантом для размещения авиации. Тут все оказалось к месту: и свободное место и мачты для грузовой стрелы.

Вот в этой статье, на канале "Верфь на столе" можно увидеть модель "Алмаза" в варианте авиатранспорта.

Мы оставляем крейсер "Алмаз" в начале Первой мировой войны.

Продолжение следует...

Читайте также:

Крейсер "Алмаз". История и создание бумажной модели. Часть 1

Крейсер "Алмаз". Бумажная модель. Часть 2. Цусимское сражение и прорыв во Владивосток.

Благодарю всех, кто дочитал статью до конца. Оставляйте комментарии и выражайте свое мнение.

Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.
Крейсер "Алмаз". Бумажная модель, часть 3. Первый авианесущий крейсер России.