9 советов при рестарте спортивной отрасли

10 July


На этой неделе Минспорта разрешило проводить соревнования. Возвращение к нормальному ритму после затяжного простоя – настолько же новый опыт, как и переживание карантина. Никто не знает, как правильно. Чтобы понять, что будет дальше, платформа «Спорт как бизнес» собрала экспертов спортивной отрасли России. На двухдневном онлайн-практикуме они подводили итоги коронакризиса и рассуждали, какие подводные камни могут встретить предприниматели, управленцы и руководители проектов спортивной сферы на пути к обычной жизни. По итогам практикума мы свели основные мысли спикеров в один материал. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но думаем, что этот свод будет полезен многим.

Совет 1: Надейтесь на лучшее, но не ждите хорошего.

Снимайте розовые очки, если ещё не распрощались с ними. Международный опыт говорит, что лучше станет только после появления вакцины от коронавируса (если не придут новые напасти).

Копите деньги: придётся откладывать на непредвиденные расходы. Это от 2 % до 5 % от бюджета на выполнение требований контролирующих органов – покупку масок, санитайзеров и так далее.

Учитывайте поведение аудитории: до 70 % зрителей, согласно результатам исследований, не пойдут на массовые мероприятия, пока не получат возможность поставить прививку.

Готовьтесь к худшему: это вторая и даже третья волна эпидемии коронавируса осенью и весной следующего года. Оптимально планировать на лето-2021, когда, скорее всего, уже будет вакцина. Надеемся.

Совет 2: Планируйте мероприятия, даже если невозможно планировать.

В нашей сфере без мероприятий нельзя обойтись: турниры, ивенты, акции проводить нужно, но когда и как?

Константин Бортничек, управляющий партнёр и сооснователь агентства Event Wheel, советует: в планировании мероприятий нужно выбрать одну из трёх стратегий:

1) отказ от конкуренции – например, переносите события по месту и дате, чтобы ни с кем не пересекаться;

2) конкуренция (в сложившихся условиях очень рискованная стратегия, сейчас не самое удачное время делить поляны);

3) сотрудничество, когда все объединяются, и каждый забирает кусок целевой аудитории, отвечая за свою часть события.

Затем рассматриваем несколько сценариев развития событий, если снова будет карантин:

  • Перенос. Спросите себя: сохранится ли актуальность мероприятия и можно ли монетизировать его? Нет? Смотрите другой сценарий.
  • Трансформация: например, перевод в онлайн или в киберпространство. Задайте себе вопрос: достигните ли вы целей, которые ставили при планировании события? Нет? Переносите или отменяйте.
  • Отмена события. Если невозможно трансформировать, а из-за переноса теряется смысл в проведении (например, зимние игры не устроишь летом), организуйте всё так, чтобы у участников не оставалось вопросов и тем более – глубокого недовольства. Общайтесь с ними, объясняйте, почему так произошло и рассказывайте о планах.

Совет 3: Помните о потребностях клиента

Люди устали от онлайна за время карантина. Согласно исследованиям Wanta Group, сразу после введения ограничений (март) количество людей, заявлявших, что хотят заниматься спортом и фитнесом, резко возросло. Они занимались дома, участвовали в зум-тренировках, загружали тематические приложения. Однако интерес стал быстро падать ближе к маю, а к июню и вовсе – опустился ниже докризисных показателей. Люди вышли на улицы. Но это не повод посыпать голову пеплом. Нужно придумать, как стать интересными для них в новых условиях.

Придётся покреативить и организаторам соревнований. Как говорят социологи, количество «живых» болельщиков в этом году сократится на 8%, притом что к болению как к таковому аудитория не охладела. Возвращаться на стадионы люди будут постепенно. Причём в самую последнюю очередь камбэк следует ждать от платёжеспособных сегментов. Народ опасается массовых скоплений в одном месте, но и это наверняка можно обернуть в свою пользу.

Совет 4: Экономьте, используя бесплатные инструменты

Александра Герасимова, основатель и CEO Fitmost, знает десятки сравнительно простых способов сохранения денег.

  • Пользуйтесь бесплатными диджитал-инструментами. Таких сервисов множество на просторах интернета. Александра дает список, который можно посмотреть здесь.
  • Денег нет, но вы держитесь за счет бартера. В посткризис незазорно откатиться к натуральному обмену: на рынке много таких же, как вы. А коллаборация помогает расти бизнесу и расширять аудиторию.
  • Аутсорс позволит реально экономить на исполнителях и получать услуги, не нанимая людей. Главное, знать, где искать.
Александра Герасимова, основатель и CEO Fitmost
Александра Герасимова, основатель и CEO Fitmost

Совет 5. Обращаясь к спонсору, будьте гибкими и полезными.

Более 40 % компаний-спонсоров, по данным на июнь, заморозили бюджет, 70 % перешли в онлайн.

Но те, кто готов к партнерству, есть всегда. Просто нужно быть более гибкими. Умение садиться за стол переговоров, обсуждать, что вы можете дать друг другу, а не требовать космических бюджетов – ключевой фактор успеха в новой реальности. Запомните, они ничего не должны вам только потому, что вы делаете благое дело. Даже если речь идет о детском/ветеранском/благотворительном спорте. Поэтому потенциальному спонсору необходимо показать, что вы принесете ему пользу.

Выиграет тот, кто способен предложить качественный онлайн-контент. Востребованы стримы, мобильные игры, киберспорт. Остальным скоро станет нечем торговать.

А еще - гарантируйте партнёрам эмоциональную вовлечённость аудитории. Современный человек устал. Ему необходимы понимание и забота от бренда. Поэтому к спонсорам нужно выходить с манифестом о прямом влиянии проекта на улучшение жизни аудитории. В приоритете – образование, благотворительность, решение социальных задач и попутное продвижение брендов.

Совет 6. Ищите партнера там, где остались деньги

Очевидно, что не стоит искать спонсоров в секторах, которые пострадали от карантина. Основатель агентства Sponsor Consulting Евгения Мальцева советует: смотрите в сторону тех, кто остался “наплаву”. Например, фармацевтические компании могут похвастать хорошими доходами во время пандемии. То же самое – с алкоголем (не люксовых марок) и ритейлом. Гиганты угольной и нефтегазовой отрасли также прекрасно себя чувствуют. В ближайшее время забываем о малом и среднем бизнесе, крафтовых производствах и рестораторах – им нужно восстановиться.

Евгения Мальцева, Основатель агентства Sponsor Consulting
Евгения Мальцева, Основатель агентства Sponsor Consulting

Совет 7. Зарабатывайте на контенте и медиаправах

Правообладатели (клубы, лиги, федерации) должны стремиться зарабатывать на продаже media rights. Топовые лиги мира более 50% своей прибыли получают с реализации медиаправ в разных форматах (продажа атрибутики, билетов, маркетинговые активности и т.д.).

Учитесь продавать Betting Rights. Цена на них напрямую зависит от объема ставок на событие: в топовых лигах — до 50 000$ за матч. Второй и третьей лигам выгоднее продать Betting Rights через BetConstruct.

Делайте хайлайты — они собирают больше охватов, чем трансляции. Пользуйтесь софтом WSC Sport или Grabyo для их создания. Как это работает - рассказано здесь.

Удобная платформа для правообладателей второго и третьего уровня — Sportrecs. Она предоставляет бесплатные инструменты по созданию хайлайтов. Если вы сделаете и опубликуете около сотни видео за матч, это значительно увеличит ваш охват.

Совет 8. Ищите и обрящете: работа в спорте есть!

Кризис подкосил рынок вакансий примерно в два раза – рассказал Алексей Богачев, основатель проекта SportHunter. Но это не значит, что сейчас нельзя найти работу. В мае-июне спортхантеры выдохнули: рынок начал восстанавливаться. Кто же сейчас требуется? Smm-менеджеры! Говорят, сейчас их хантят как топ-менеджеров, т.к. сммщиков много, но хороших – очень мало. Так же востребованы маркетологи и специалисты по работе с партнерами.

Из сфер спорта наибольшее количество вакансий сейчас в киберспорте. Тут все предельно ясно: из-за карантина даже классические виды спорта обратили внимание на баталии в виртуальных полях. А специалистов, работающих в этой сфере крайне мало. Обучиться на менеджера в киберспорте можно тут.

Совет 9. Не зацикливайтесь на собственной специфике

Нет, это не про «выходить из зоны комфорта». Вы в этой зоне не были как минимум с марта. Речь идет о том, что иногда нужно забывать, что вы – только про бег, фитнес или спортивную экипировку. Сейчас выигрывают те, кто не боится экспериментировать, вступать в коллаборации, пробовать что-то, на первый взгляд, не связанное с брендом.

Например, многие проводят кибертурниры. Но представители классических видов спорта ограничиваются симуляторами своих дисциплин (футбол – FIFA20, хоккей – NHL20 и т.д.). Директор медианаправления ESforce Holding Николай Петросян советует: не стоит заменять свой вид спорта компьютерным аналогом. Смотрите шире. Узнайте, какая игра или киберспортивная команда популярна в вашем регионе, и проведите турнир по этой дисциплине. Таким образом вы лишь увеличите охваты и интерес к собственному проекту.

Николай Петросян, Директор медианаправления ESforce Holding
Николай Петросян, Директор медианаправления ESforce Holding

Записи выступлений каждого спикера доступны на арене «Спорт как бизнес» на платформе Sportrecs.