«На протяжении всей своей карьеры я стремился что-то отдавать этой отрасли, поскольку она дала мне очень многое»

20 October 2020

Главный организатор одного из самых успешных киберспортивных турниров EPICENTER Марк Авербух, преподаватель курса "Менеджмент и предпринимательство в киберспорте" онлайн-академии «Спортология» в интервью "Спорт как бизнес" поделился опытом реализации своих проектов, рассказал, почему индустрия настолько быстро развивается и что нужно для построения карьеры в киберспорте.

"Самым сложным в организации первого турнира было выбрать название для соревнования и компании"

- Марк, сейчас в киберспорт приходят специалисты совершенно из разных отраслей. Расскажите, пожалуйста, как это было у вас?

- Сейчас, когда зарплаты в киберспорте стали конкурентоспособными, к нам в отрасль приходит все больше специалистов в таких областях, как маркетинг, юриспруденция, финансы и других. Как сотрудник крупнейшего киберспортивного холдинга в мире, я наблюдаю эти позитивные изменения и очень воодушевлен тем, что индустрия способна привлекать профессионалов. У меня все было гораздо проще. Я всю свою жизнь связан с геймингом и киберспортом. С 96-го года прошел путь от простого игрока и администратора компьютерного клуба до главного организатора одного из крупнейших киберспортивных событий мира - EPICENTER.

- Расскажите подробнее про EPICENTER . Как он создавался?

- В конце 2015 года Антон Черепенников, получивший инвестиции от USM, пригласил меня к себе в команду и поставил амбициозную цель - создать лучший турнир в мире. На тот момент у меня уже был обширный опыт организации соревнований в интернете - я несколько лет работал CEO в компании Dreamz Media, принадлежавшей Антону и Александру Кохановским (основатель команды NAVI). Вся команда Dreamz Media перешла вместе со мной. Пожалуй, самым сложным в организации первого турнира было выбрать название для соревнования и компании. К счастью, за каких-то два месяца мы справились с этими задачами. Чтобы полноценно рассказать о том, как создавался бренд EPICENTER, требуется несколько часов. Могу отметить, что он стал таким только благодаря команде, которая вложила в него куда больше, чем просто силы и время.

- Помимо EPICENTER, какие проекты Вам наиболее запомнились и почему?

- Viewsonic NCPL CHALLENGE 2005. У нас была небольшая команда из трех человек. Тем не менее, мы смогли привезти в Москву лучшую на тот момент зарубежную команду SK Gaming и устроить в Кодак Киномир потрясающее шоу, которое и в этом году смотрелось бы достойно. Запоминающимся для меня это событие стало потому, что в последний момент не пришел комментатор и мне пришлось работать вместо него для более чем 500 зрителей в зале. Это был волнительный опыт.

«На протяжении всей своей карьеры я стремился что-то отдавать этой отрасли, поскольку она дала мне очень многое»

- Киберспорт - одна из самых быстрорастущих отраслей за последние несколько лет. Чем обусловлен такой успех?

- Полагаю, тем, что киберспорт предлагает игрокам низкий, в сравнении с классическими видами спорта, порог входа. Для зрителей - это доступный и бесплатный контент. Для рекламодателей - это удобная digital-площадка и, что немаловажно, одна из немногих ниш, позволяющая коммуницировать с молодой аудиторией.

- Как российский рынок развивается по отношению к мировому?

- Как и во всем остальном, с поправкой на экономическую ситуацию в регионе. Безусловно, у нас есть сильные проекты мирового уровня, такие, как EPICENTER или команда Virtus.pro. Но в среднем видно, что мы сильно отстаем от того, что происходит в Европе, Америке или Азии.

- В 2020-м году многим отраслям по известным причинам пришлось очень тяжело. Как киберспорт переживает пандемию?

- Намного легче. Несмотря на то, что нам пришлось отменить EPICENTER, мы успешно перешли к проведению онлайн-турниров. Конечно, при текущем уровне развития интернета, у нас нет возможности провести чемпионат мира и выяснить, какой из регионов сейчас самый сильный. Но то, что у нас есть возможность организовывать соревнования для различных регионов, показывает лишь небольшую часть потенциала киберспорта.

«На протяжении всей своей карьеры я стремился что-то отдавать этой отрасли, поскольку она дала мне очень многое»

"Иметь возможность делиться своим опытом и, тем самым, повысить шансы появления новых профессионалов. Это многое значит не только для меня, но и для индустрии"

- Киберспорт  относительно новая отрасль. Как обстоят дела с кадрами?

- Как я уже сказал выше - специалисты своих областей приходят в киберспорт регулярно. Мои коллеги в области пиара, финансов, юриспруденции и маркетинга - настоящие профессионалы в своем деле. Что касается непосредственно киберспорта, включающего в себя работу с командами, составление спортивных проектов, расписаний, регламентов и прочего, тут специалистов существенно меньше. Мне повезло, что большая часть из них, работает в одной компании со мной.

- Что, на Ваш взгляд, необходимо человеку, который хочет построить карьеру в киберспорте?

- Разумеется, хорошо разбираться в своей области. Уверен, что сильный юрист или маркетолог сможет построить карьеру где угодно. Если мы говорим о начинающем специалисте, то, конечно, это желание учиться, расти и огонь в глазах.

- Вы являетесь преподавателем курса "Менеджмент и предпринимательство в киберспорте". Расскажите, что это за курс и чему на нем учат?

- Уверен, что курс необходим тем, кто хочет построить карьеру в киберспорте. Несмотря на то, что со стороны это может показаться легкой задачей, тут есть свои нюансы. Их практически невозможно учитывать без опыта работы. Я, как преподаватель курса, в первую очередь, обращаю внимание слушателей на них, рассказываю о механике работы киберспортивных мероприятий и делюсь накопленным с 2001 года опытом.

- Первый поток курса завершился пару дней назад. Уже можно сделать выводы о том, как новый продукт приняли в индустрии?

- Безусловно, со стороны аудитории есть огромный запрос на подобные курсы. Но я полагаю, что выводы следует делать только после нескольких потоков. Хорошим показателем будет количество слушателей, нашедших работу в киберспорте.

- Второй поток стартует уже скоро. Вы вновь присоединились к составу экспертов. Что это значит лично для Вас?

- На протяжении всей своей карьеры в киберспорте я стремился что-то отдавать этой отрасли, поскольку она дала мне очень многое. Иметь возможность делиться своим опытом и, тем самым, повысить шансы появления новых профессионалов. Это многое значит не только для меня, но и для индустрии. Уверен, что новые таланты и энтузиасты - это то, чему будет рада любая отрасль.