Найти в Дзене
Nikolay Saharov

Виктор Васнецов: «Страшный Суд»

Русский аристократ  и  меценат  Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 — 1913), входивший в конце XIX — начале XX века в число двенадцати самых богатых людей России, истратил на меценатство и помощь людям две трети своего огромного состояния.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, 1885, портрет работы Ивана Крамского.
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, 1885, портрет работы Ивана Крамского.

Он подарил России Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также  более десятка прекрасных храмов и  благотворительных учреждений.

На строительство Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом.

Такая большая сумма не случайна - к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников.

Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном в начале XX века.
Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном в начале XX века.

Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа).

Спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году) для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).

Сергей Лобовиков. Фотопортрет художника Виктора Васнецова. 1914 год
Сергей Лобовиков. Фотопортрет художника Виктора Васнецова. 1914 год

Он выполнил 5 работ, из которых 2 ("Страшный суд" и "О тебе радуется, Благодатная!") и сегодня находятся внутри музея.

Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова. Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова, фрагмент.
Мозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова. Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова, фрагмент.

Три других (полотна размерами 3х5 метров): "Евхаристия", "Сошествие во ад", "Распятие" хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.

В. Васнецов. Евхаристия.
В. Васнецов. Евхаристия.

«Сошествие во Ад. В. М. Васнецов. 1904 гг.
«Сошествие во Ад. В. М. Васнецов. 1904 гг.

«Распятие». В. М. Васнецов.
«Распятие». В. М. Васнецов.

А для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно "Страшный суд" (площадь полотна 49 кв.м.).

Виктор Михайлович Васнецов. «Страшный Суд». Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном.
Виктор Михайлович Васнецов. «Страшный Суд». Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном.

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.

Фрагмент.
Фрагмент.

Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла...

Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека...

Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня...

Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.

На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос...

Фрагмент.
Фрагмент.

В ногах у него прародители рода человеческого - Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей.

К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтеча... Они также молят о снисхождении к роду человеческому...

Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно - он будет судить людей по всей строгости...

За Христом сидят его ученики - 12 апостолов...

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела.

Фрагмент.
Фрагмент.

У ворот Рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.

У ворот ада - архангел Михаил...

Фрагмент.
Фрагмент.

В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.

Низ картины - это царство смерти...

Фрагмент.
Фрагмент.

Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие...

Вскипает море, отдавая на суд утопленников...

Фрагмент.
Фрагмент.

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла...

Фрагмент.
Фрагмент.

В борьбу со змеем и вступает архангел Михаил...

По церковным канонам сюжет "Страшного суда" помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов.

Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу - они поневоле обращали внимание на "Страшный суд", который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни...

К сожалению полотно Васнецова было почти забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Но некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в Рай и Ад конкретные исторические личности...

В Раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира.

Фрагмент.
Фрагмент.

На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах - это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа...

Рядом с ними - полуобнаженные фигуры отшельников...

Фрагмент.
Фрагмент.

В Аду порой находят Петра I, хана Батыя и императора Нейрона...

Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг. Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.

В 1923 году собор был закрыт, "Страшный суд" свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора - в этот период собор был музеем).

В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля...

Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном в начале XXI века.
Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном в начале XXI века.

К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора.

Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим "Страшный суд" Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.

На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе...

Источник

Своё видение революции В.М. Васнецов выразил в картине «Баба-Яга» (1917). Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву — мальчика в белоснежной одежде.
Своё видение революции В.М. Васнецов выразил в картине «Баба-Яга» (1917). Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву — мальчика в белоснежной одежде.
Нарисованная Виктором Васнецовым обложка пятого тома «Книги русской скорби» (1910), куда вошли имена полицейских, городовых, жандармов, губернаторов и других царских слуг, павших в 1905-1906 годах жертвами революционного террора.
Нарисованная Виктором Васнецовым обложка пятого тома «Книги русской скорби» (1910), куда вошли имена полицейских, городовых, жандармов, губернаторов и других царских слуг, павших в 1905-1906 годах жертвами революционного террора.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Скрытый смысл картин Виктора Васнецова, про который далеко не все знают
В 1926 году замечательный русский художник-сказочник Виктор Васнецов написал картину «Спящая царевна». К тому времени Васнецов уже полностью определился с жанром, в котором ему следует работать — сказки и сказочные персонажи, и создал целый цикл картин «Поэма семи сказок». На первый взгляд это обычные хоть и мастерски исполненные иллюстрации к сказкам, но не всё так просто и однозначно, особенно если присмотреться ко времени создания этих картин и мировоззрению самого Васнецова. Сюжет основан не...
Два Васнецова. Братья художники, которые прожили одинаково счастливые, но совершенно разные жизни
Названия работ Аполлинария Михайловича известны только тем, кто увлекается историей всерьез: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Красная площадь во 2-й половине XVII века». «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века». Что же, получается, что старший лучше младшего? Не все так просто. Одна семья – разные судьбы Многие современники воспринимали братьев Васнецовых как некое целое, через запятую. Оба участвовали в знаменитых «профессорских обедах», которые давал юрист и публицист В. И. Танеев в московском ресторане «Эрмитаж»...
Побег... в сказку
- Почему вы спрятались в сказку? - спросил художника Михаил Нестеров, - это же бегство от жизни! Виктор Васнецов не смутился: - После Владимирского собора, после бога... не могу заставить себя рисовать портреты купчих. А ближе всего к надмирным образам - сказка. Самому Виктору Михайловичу казалось, что он так и родился сказочником, по-настоящему его всегда интересовало одно: Русь. Но как это можно было сделать профессией? Судьба предопределила ему один путь - в духовную семинарию, а там и приход...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты