Русский аристократ и меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 — 1913), входивший в конце XIX — начале XX века в число двенадцати самых богатых людей России, истратил на меценатство и помощь людям две трети своего огромного состояния.
Он подарил России Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также более десятка прекрасных храмов и благотворительных учреждений.
На строительство Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Юрий Степанович Нечаев-Мальцов выделил 560 тысяч рублей золотом.
Такая большая сумма не случайна - к проектированию, строительству и отделки храма были привлечены одни из самых известных в то время архитекторов и художников.
Архитектором был Леонтий Николаевич Бенуа (почетный председатель Общества архитекторов-художников, представитель художественной династии Бенуа, сын главного архитектора Петергофа).
Спустя 11 лет после начала строительства (в 1903 году) для росписи собора, по рекомендации Бенуа, был приглашен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926).
Он выполнил 5 работ, из которых 2 ("Страшный суд" и "О тебе радуется, Благодатная!") и сегодня находятся внутри музея.
Три других (полотна размерами 3х5 метров): "Евхаристия", "Сошествие во ад", "Распятие" хранятся в С.-Петербурге в Государственном музее истории религии.
А для западной части Георгиевского собора Васнецов написал огромное полотно "Страшный суд" (площадь полотна 49 кв.м.).
В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах.
Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых и будет происходить оценка добра и зла...
Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека...
Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня...
Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д.
На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос...
В ногах у него прародители рода человеческого - Адам и Ева, которые молят о пощаде своих детей.
К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтеча... Они также молят о снисхождении к роду человеческому...
Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно - он будет судить людей по всей строгости...
За Христом сидят его ученики - 12 апостолов...
По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела.
У ворот Рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами.
У ворот ада - архангел Михаил...
В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.
Низ картины - это царство смерти...
Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие...
Вскипает море, отдавая на суд утопленников...
Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла...
В борьбу со змеем и вступает архангел Михаил...
По церковным канонам сюжет "Страшного суда" помещался всегда в западной части православных христианских храмов и соборов.
Это было не случайно, т.к. именно в этой стороне находился выход. После проповеди, когда верующие шли к выходу - они поневоле обращали внимание на "Страшный суд", который еще раз напоминал им о том, какие мучения их ждут за грехи на том свете, призывая тем самым людей к праведному образу жизни...
К сожалению полотно Васнецова было почти забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Но некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в Рай и Ад конкретные исторические личности...
В Раю они находят княжну Ярославну и князя Игоря, княгиню Ольгу, князя Владимира.
На переднем плане в раю мы видим 3-х девушек в светлых одеждах - это Вера, Надежда, Любовь со своей матерью Софьей, которые погибли в Риме мученической смертью отдав свои жизни за веру в Христа...
Рядом с ними - полуобнаженные фигуры отшельников...
В Аду порой находят Петра I, хана Батыя и императора Нейрона...
Над своим полотном Васнецов работал на протяжении 8 лет: с 1896 по 1904 гг. Для работы ему был отведен отдельный зал в Историческом музее в Москве.
В 1923 году собор был закрыт, "Страшный суд" свернули в навал и отправили сначала храниться во Владимир (где полотно некоторое время было выставлено в Георгиевском приделе Успенского собора - в этот период собор был музеем).
В 1944 г. Успенский собор во Владимире был вновь открыт для богослужения и картину отправили в Суздаль, где она до 1979 года хранилась как попало в подвалах местного кремля...
К этому времени в Гусь-Хрустальном в Георгиевском соборе решили организовать Музей хрусталя и картину вернули на место, как неотъемлемую часть интерьера собора.
Однако сохранность полотна оставляла желать лучшего: была утрата красочного слоя (особенно по краям картины). В связи с этим "Страшный суд" Васнецова отправили на реставрацию в С.-Петербург.
На протяжении последующих 4-х лет лучшие художники-реставраторы восстанавливали картину, и в 1988 году она предстала перед посетителями музея во всей своей красе...