Каких именно женщин носят на руках. Настоящая любовь на пронзительной картине советского художника Ливия Щипачева

18k full reads
23k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 77% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Ливий Щипачев - личность уникальная. Сын знаменитого советского поэта Степана Петровича Щипачёва, и сам прославился на весь СССР в возрасте 14 лет, когда сыграл главную роль в фильме 1940 года "Тимур и его команда".

В 1942 году Ливий исполнил роль Тимура и во второй части ленты - "Клятве Тимура". После шумного успеха - как отрезало. Так часто бывает, особенно с актерами-детьми. Знаковая, яркая роль - а затем полная тишина, забвение. Многие ребята ломались. Но не Ливий Щипачев.

Юноша, решив, что в кино он больше сниматься не хочет, поступает в Московский художественный институт им. Сурикова (мастерская В. Ефанова). Еще во время учебы проявился яркий талант Щипачева-художника. Ливий начал участвовать во всесоюзных выставках, ездить по стране.

Ливий Щипачев в роли Тимура. Фото: общественное достояние.
Ливий Щипачев в роли Тимура. Фото: общественное достояние.
Ливий Щипачев в роли Тимура. Фото: общественное достояние.

Окончив институт, Ливий становится членом Союза художников СССР. Его картины "Сын", "О мечтах отцов наших", "Русская березка на Луне" становятся культурным событием, о них пишут в лучших советских журналах, их обсуждают.

Однако, наиболее известной картиной художника стало пронзительное полотно "Жена приехала", которую Ливий Щипачев написал в 1958 году.

Сюжет картины, казалось бы, незамысловат, но вместе с тем, за ним скрывается серьезный смысловой пласт, который легко считывался в конце 50-х-начале 60-х годов.

Жена приехала к мужу и тот, подняв ее на руки, бережно держит на руках над черной, жирной, свежевспаханной землей.

Советскому зрителю было понятно: перед ними, по сути дела, жена декабриста. Эта женщина приехала к мужу не в соседний колхоз, а на целину. В Казахстан, в Сибирь, в Поволжье. Туда, где ковалось будущее страны, туда, где побеждалась послевоенная разруха и сам Его Величество Голод. Стране был необходим хлеб - необходим, как кровь в жилах, необходим, как воздух. И молодые добровольцы по комсомольскому призыву уезжали в спартанские условия: вначале это были палатки в чистом поле, затем на целине постепенно начали появляться поселки и города.

Посмотрите, какие глаза у мужчины, обнимающего женщину. Ведь они просто светятся теплотой и любовью! Мастерство художника поразительное! А шофер, подающий чемодан и авоськи - он словно бы застыл, окаменел на секунду, пораженный открывшейся перед ним картиной чистой, как просветы в небе, любовью.

Мужчина на картине похож на атланта - и ведь они и были атлантами, наши мамы и папы, наши дедушки и бабушки, строившие, восстанавливающие страну в условиях тотального неприятия, ненависти.

А на ногах девушки, лица которой мы не видим, но заранее догадываемся, что она невероятно милая - на ногах девушки легкие летние туфельки. Ох, как же жалко запачкать их в темной, жирной, плодородной целинной почве! Как думаете, донесет белокурую супругу до дома ее муж-атлант?

Для Щипачева и зрителей ответ был очевиден - конечно, донесёт!

Но вот она, эта великолепная картина:

Ливий Щипачев. "Жена приехала" (1958 г.). Национальное культурное достояние.
Ливий Щипачев. "Жена приехала" (1958 г.). Национальное культурное достояние.
Ливий Щипачев. "Жена приехала" (1958 г.). Национальное культурное достояние.

Еще больше статей про живопись, про историю России, про гениев и их темные стороны, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Мои книги

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.