Мария Василенко: «Основа успешного бизнеса – это вера и компетенции»

18 January

Мария Василенко – человек не только многоопытный, но и многогранный. Семейный экзистенциальный психолог, бизнес-тренер, блогер, член Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга, член Союза православных предпринимателей, специалист по коммуникациям и управлению персоналом – кажется, Мария объединила все самые востребованные навыки для того, чтобы не просто разрешать запросы своих клиентов, но и привносить в их жизнь и деятельность частичку своей веры, своего мировоззрения, своей души. И зачастую для клиента это становится не менее, а то и более важным, чем основной запрос.

Мы поговорили о том, как не ошибиться со смыслами, и могут ли они быть однозначными.

Духовных основ нет - и человек начинает плакать…

18 лет я работала бизнес-тренером в сфере недвижимости, в индустрии красоты и здоровья, и позиционировала себя как экзистенциальный психолог. Экзистенциальная психология - это одно из направлений современной психологии, близкое к духовно-ориентированному направлению христианской психологии. Разрешение внутренних конфликтов с экзистенциальным психологом происходит через переосмысление жизненных ценностей, поиск новых путей в жизни, через душевный и духовный рост и развитие человека. Психологическая помощь сориентирована на то, чтобы человек не просто решал насущные проблемы, а пересматривал свои смыслы.

Христианская духовно-ориентированная психология – это молодое направление, и в качестве ее предмета выступает человек, созданный по образу и подобию Божьему. Это не черный ящик, из подсознания которого может выскочить всё, что угодно, как в классическом психоанализе. Не объект научения новым профессиональным навыкам, как в бизнес-тренерстве. Христианская, или православная психология - это целостная психология человека, как творения Божьего, обладающего по Образу и подобию телом, душой и духом. Можно сказать, что это междисциплинарное направление, в котором происходит соединение существующего теоретического базиса научной психологии и практического многовекового опыта психологии святотеческой.

Запросы ко мне как к специалисту такие же, как к обычному психологу: как наладить отношения с детьми, как выйти замуж, сохранить семью. Но, ориентируясь на христианскую антропологию и святотеческую традицию, я говорю со своими пациентами о смыслах. «Вот ты хочешь выйти замуж. Зачем?». Как говорил Ницше, если у человека есть ответ на вопрос «Зачем?», то он выдержит почти любое «Как?». Ответа на этот главный вопрос ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, к развитию человеческой личности.

Сессии я часто начинаю с очень показательной диагностики - предлагаю пациенту изобразить в виде солнечной системы свою жизнь. В середину поставить что-то самое ценное, дальше менее ценное, и так далее в порядке убывания. В центр часто ставят кошек, собак, мужей, детей, работу – что угодно. И даже у воцерковленных людей ни в центре, ни на втором, ни на третьем круге орбиты, ни даже за околицей Бога нет. То есть, по сути, никаких основ духовных нет. И это не какой-то отдельный случай из практики – нас таких 99%. Может, от этого многим так сложно жить?

Или еще вариант – в центре мама, дети, есть работа, друзья и путешествия, и даже может быть где-то есть церковь, через запятую со спортзалом – а местоимения Я нигде нет. А мы ведь договорились, - говорю я пациенту, - что это ВАША жизнь. И человек начинает плакать. Он понимает, что не только Бога в его жизни нет – есть лишь присутственное место, называемое церковь. Но и его самого там нет. И мы начинаем проводить экзистенциальный анализ – на каком месте я, в каком взаимоотношении это Я с Творцом, как мы коммуницируем, нравится ли нам вообще быть с людьми. Есть замечательная книга игумена Нектария (Морозова) «Одиночество. Пути преодоления: в церкви, семье и обществе». Одиночество ведь может быть самого разного толка. И неважно, есть ли у вас семья или нет, есть дети или нет, даже в полном храме при совместной молитве многие люди признаются в том, что они чувствуют себя очень одиноко. То есть, ты себя чувствуешь одиноким рядом с Богом. Ты пришел к Нему – и все равно ты один, ты не можешь выйти в вертикаль общения. Вот это одиночество мы и учимся преодолевать.

Доллар или ценности.

Нужны ли компании нравственные ценности, миссия, корпоративная культура? Духовные ориентиры редко волнуют руководителей, им гораздо интереснее понять, как поставить бизнес-процессы. Но обычно на сессиях топ-менеджмент задает мне на 30-40% больше вопросов, чем определено изначально. Для персонала говорить о возвышенных вещах, выходящих за рамки бизнес-запроса собственника – это отдушина, и такая беседа всегда чуть-чуть больше, чем просто коуч-сессия.

На коуч-сессиях с собственниками бизнесов я часто сталкиваюсь с вопросом, что важнее - всегда следовать своей нравственной позиции или сделки с совестью допустимы во имя выгоды? Такая ситуация говорит о наличии внешнего и внутреннего конфликта. А это ведь классическое определение невроза - когда внешние обстоятельства вынуждают поступить определенным образом, а внутренние ценности и эмоции не дают этого сделать. В этой ситуации помогает все тот же простой вопрос: «Зачем?». Может быть, я не хочу сотрудничать с человеком, чьи принципы не отвечают моим собственным – но благодаря этому сотрудничеству я открою новые рабочие места, сделаю новый шаг в продвижении, и в своей деятельности лично я буду честен. А его нравственные вопросы мне не принадлежат. В бизнесе каждый отвечает сам за себя. Поэтому не пытайтесь контролировать другого человека и его нравственные устои – если вы нашли ответ на вопрос «зачем», переходите к «как».

На сессиях я могу предложить персоналу компании решить интересный кейс. Поразмышляйте над ним и вы. Представьте два завода по изготовлению тары для бытовой техники. На одном заводе за изготовление одной коробки сотруднику платят один доллар. На этом заводе есть ценности, корпоративная культура, доска почета. Коробки покупают известные производители бытовой техники, и сотрудники, приходя в магазин за холодильником, с гордостью говорят – эти коробки мы делаем со своими ребятами!

И другой завод. За каждую коробку при точно таких же условиях сотруднику платят 2 доллара. На предприятии нет ни ценностей, ни корпоративной культуры, а коробки вывозят на свалку и сжигают. На каком заводе вы хотите работать?

На тренинге многие, услышав этот кейс, говорят: «Я работаю за два доллара! Но как только отдам ипотеку/оплачу обучение/обеспечу детей, я буду искать предприятие номер один». Мы не обсуждаем, чей выбор лучше – это безоценочный кейс. Мы говорим или о здоровой мотивации, или о стимуле. Помните первоначальное определение стимула? В Древнем Риме так называли остроконечную палку, которой погоняли животных. Поэтому, когда мы руководим - мы можем или стимулировать, «подгонять» сотрудника, или вырабатывать у него внутреннюю мотивацию, когда человек начинает задумываться о своих смыслах, из которых рождается очень много внутренних ресурсов и энергии. Когда члены группы «За 2 доллара» начинают отстаивать свою позицию, они очень подробно описывают, что их привлекает на таком предприятии, и что они там могут для себя найти – например, отсутствие ответственности, возможность относиться к допущенному браку спустя рукава. Человек вроде бы работает – но его работа лишена смысла.

Сейчас, в период пандемии коронавируса, перед лицом реальной угрозы смерти, огромное количество клиентов обращаются за консультацией с единственным вопросом: «В чем смысл моей жизни? Я не понимаю, для чего я живу». Если у человека или компании есть миссия, ценности – им намного проще выживать в критической, кризисной ситуации. Так что сама жизнь ответила на этот вопрос.

Вера и компетенции – два столпа успешного бизнеса.

Я не делю мир на белое и черное, хотя мне конечно хочется сказать – православные ценности обязательно должны быть основой бизнеса. Но мне также хочется отметить ведущую роль в становлении православного предпринимателя его профессиональных компетенций, навыков эффективного управления и коммуникации.

Молодому предпринимателю, на мой взгляд, необходимо уметь быстро ориентироваться, переключаться между задачами в зависимости от приоритетов важности и срочности, самостоятельно определять эти приоритеты и выдерживать высокий темп работы. А главное — ему надо быть готовым к тому, что это нормальная ситуация для данной должности, а не временное явление. В бизнесе нельзя просто сказать – я православный, значит, у меня получится. Должно быть все вместе – ценности, знания и способности все это воплотить с Божьей помощью.

Развивать свои профессиональные компетенции можно, посещая семинары и тренинги, через получение обратной связи от наставника или коуча или путём самообразования, например, с помощью чтения. В книгах можно найти ответы на любые вопросы – как организовать других людей и грамотно управлять персоналом, грамотно подобранные книги помогут развить навыки коммуникаций и сохранить православную закваску.

Предлагаю вам свой список книжных рекомендаций:

  • Протоиерей А. Лоргус, «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера";
  • В. Филимонов, «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»;
  • «Жизнь купецкая. Забытые страницы истории российского предпринимательства XIX — начала XX века»;
  • М. Батыров, «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя»;
  • О.Н. Чарыкова, З.Д. Попова, И.А. Стернин «Основы коммуникации»;
  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Знания, которые вы найдете в этой литературе, крайне полезны для бизнеса. Если человек не знает, как спросить, послушать, дать обратную связь, не умеет работать с конфликтами – в бизнесе он ничего не сможет достичь, никакую проблему решить не сможет. Точно так же нужно развивать профессиональные навыки и компетенции, касающиеся именно вашего рода деятельности.

Игумен Нектарий в своей книге, которую мы сегодня уже упоминали, задает вопрос – по каким критериям православному выбрать психолога? И отвечает на него абсолютно однозначно – я пойду к тому психологу, который компетентен, а не к тому, который объявляет себя православным. Поэтому не найдетесь только на веру – будьте компетентным специалистом. Твёрдо мы стоим только на двух ногах, и отказаться от одной невозможно. А ведущая – она у каждого своя.