Опередил время
Созданный авиационным инженером Уильямом Стаутом в 1932 году Stout Scarab имел немало такого, за что его можно назвать пришельцем из будущего.
Первый минивэн
Это был первый минивэн в мире именно в том смысле, который мы вкладываем в это понятие – однообъемный кузов, отсутствие ярко выраженного капота, несколько рядов сидений (больше двух).
Широкое распространение такая компоновка получила только в 80-х годах. А свободная компоновка салона и сидений (об этом ниже) и вовсе – только в 90-х.
Первый заднемоторный автомобиль
Двигатель был расположен сзади, а коробка передач прямо перед ним, ведущие колеса, естественно задние. Очень неожиданная схема даже для сегодняшнего дня. Такое можно увидеть на Фольксвагене Жук или на спорткарах начиная с 70-х годов. Но все это будет попозже
Первая независимая пневматическая подвеска колес
В качестве упругих элементов были использованы прорезиненные меха, в которые нагнетался воздух из компрессоров – каждому колесу по своему. Такое решение появится опять в автоспорте и только через 25 лет.
Впервые колеса расположены по углам кузова
Благодаря такой подвеске и заднему расположению двигателя колеса оказались почти по углам кузова – такого тоже никто еще не делал. Но через 20 лет повторит Алек Иссигонис, создатель Austin Mini
Первое панорамное стекло
Вдобавок, когда создавалась третья версия Scarab, уже после Второй Мировой, благодаря сотрудничеству со стекольным предприятием, на автомобиле появилось стекло с двумя радиусами кривизны. То есть первое стекло панорамного типа.
Первый стеклопластиковый кузов
Благодаря все тому же стекольному заводу в качестве эксперимента кузов третьей версии был сделан из набиравшего известность в ту пору фибергласса – стеклопластика.
А теперь подробнее.
Авиационный подход в проектировании
Уильям Стаут работал в концерне Генри Форда и был серьезным авиаконструктором. Он и здесь был первопроходцем – в частности разработал и построил первый цельнометаллический самолет, от которого пошло семейство машин Ford Tri-Motor.
Неизвестно, как и зачем ему пришла в голову мысль построить автомобиль, но взялся за нее он со всей профессиональной серьезностью.
Сама компоновка очень напоминает самолет – двигатель и трансмиссия собраны в единый агрегат, чтобы не занимать много места. Думаю, по этой же причине двигатель оказался сзади. А это создало нагрузку на ведущую ось - что повысило сцепление и управляемость.
Самая распространенная конструкция автомобиля на тот момент – рама, на которую спереди крепится двигатель, а сверху прикрепляется кузов. По всей длине идет трансмиссия – коробка передач и кардан к задним ведущим колесам. Такая схема появилась не вдруг – отчасти из-за истории развития автомобилестроения. Еще так проще собирать автомобиль на конвейере, это технологичнее. Ну и момент унификации тоже важен - кузова можно менять, превращая легковушку в грузовик на том же шасси.
Стаут не собирался производить большую серию, а планировал ручную сборку небольшого количества автомобилей. Он руководствовался принципом «Упрощай и облегчай!». Так, от рамы отказались, а кузов на Scarab стал несущим.
Благодаря заднему расположению двигателя и отсутствию карданного вала через всю длину, а так же довольно большой колесной базе (около 3,5 метров) и тому факту, что передние колеса располагались по углам – получился очень просторный салон, подобным объемом не могли похвастаться даже представительные машины того времени. А также новшеством был ровный пол благодаря отсутствию кардана.
Водительское сидение и задний диван для пассажиров были закреплены, а вот другие сидения – нет. Их положение можно было менять. В салоне был даже откидной стол – место позволяло. Еще большее сходство с салоном самолета создавала единственная дверь для пассажиров. У водителя, правда, была своя.
Революционная воздушная подвеска, в купе с длинной базой, создавала невероятную плавность хода.
Авиационный дух был еще в том, что стекла были вровень с кузовом, отсутствовали зеркала и дверные ручки, а дверные петли были утоплены. Все в угоду аэродинамике! Жаль никто не додумался продуть его в аэродинамической трубе. Какие были бы показатели?
С двигателем вот все просто – фордовский V8, фордовский же задний мост. Коробка передач – своей конструкции, трехступенчатая.
За 16 лет истории построено всего 10 штук
Первый был построен в 1932 году. У него был алюминиевый кузов – опять-таки применение авиационных технологий. Стаут заявил тогда о мелкосерийном производстве в сотню экземпляров в год. Но как и со всеми концепткарами вопрос очень здорово подпортила цена в 5000 долларов. Это при цена, к примеру, на самый роскошный и современный Chrysler Airflow всего в 1345 долларов. И не забывайте – Америка в тот момент еле отходила от великой депрессии и мало кто мог позволить себе такую инновационную роскошь.
Тем не меннее еще 8 экземпляром были проданы. Правда, со стальными уже корпусами.
Причем, поскольку речь идет о ручной сборке один экземпляр отличался от другого:
На этом история каказлось бы затухла. Но после Второй Мировой к стауту обратились с предложением со стекольного завода Heisey Glass. Тогда то и был создана последняя версия Scarab со стеклопластиковым кузовом и несколько измененным дизайном. Stout Project Y оказался не менее дорогим (10000 долларов) и продолжения не получил.
Скарабей
Да, именно так переводится Scarab.
У него не только необычная компоновка, но еще и ярко выраженный стиль - стиль, который относит его к эпохе Ар Деко. Автомобиль, как в тут пору, так и сейчас, как линза фокусировал представления о технике, прогрессе и общественных идеалах. Это было время, когда активно и массово осваивали воздух и зарождалась авиация в привычном для нас виде. Металлические самолеты сменялись фанерными и матерчатыми. Развивалось производство, в том числе и военное. Все страны готовились к войне.
Скарабей не только выражает этот контакт с воздухом и небом, эту мощь и стремительность, но и еще кое что.
Мне лично не дает покоя само название – откуда авиационный инженер достал этого не самого попсового жука? Скарабей как известно священный жук в Древнем Египте. И название – не просто название. Внешний вид, вагонная компоновка и правда напоминают жука. Так же ссылка на скарабея есть в самом оформлении автомобиля.
Откуда эта мистика? Впрочем и сама эпоха дизеля была пропитана мистикой.
Не забывайте подписываться и ставить палец вверх - если понравилось!
Впереди еще много интересных автомобилей!