Простые способы повышения уверенности в себе у ребенка (Рекомендации детского психолога)

Детский и семейный психолог Ольга Юрасова
Детский и семейный психолог Ольга Юрасова
Детский и семейный психолог Ольга Юрасова

Ребенок знает о себе лишь то, что говорят о нем родители. Словами и реакциями на действия ребенка они формируют образ "Я" своего сына или дочери.

Многие дети не могут ответить на вопрос "Какой ты? Расскажи о себе. Какими качествами и способностями обладаешь?" "Что ты можешь сказать о себе хорошего?". Они, вероятно, мало слышали позитивных посланий от родителей. Возможно в семье не принято замечать прекрасные проявления и качества близких.

Многие родители открывают ценность такого общения лишь в кабинете психолога. Вздыхая и переживая, как же теперь перестроить себя, чтобы научиться,

- во-первых, замечать позитивное в ребенке,

- во-вторых, давать этому наименование,

- в-третьих, говорить ребенку об нем.

Например, ребенок 5-ти подходит к маме и говорит "Я хочу помыть полы, как большой. Я хочу помочь тебе". Он старается и делает это как может. Навык не отработан, и возможно воды на полу будет много. И маме потом придется помогать.

Но что важно сделать маме?

  • Отметить желание ребенка помочь маме по хозяйству
  • Проговорить о старании, которое он проявил, усилиях, которые потратил. Отметить внимательность в деталям уборки, которую он заметил у мамы и постарался повторить. О заботе, которую мама ценит.
  • Поблагодарить за помощь. Спросить, чем ребенок сам доволен? А что было трудно? Нужна ли будет ему помощь?

Что узнал ребенок о себе от мамы? Что он внимательный, заботливый и старательный, что умеет помогать и за это ему благодарны.

Маленький эпизод, а он может дать ребенку много уверенности в себя и свои силы для дальнейшего освоения нового и трудного в своей жизни. Он будет знать, что справится и что можно обратиться за помощью в трудную минуту.

Чтобы легче было называть качества, проявленные ребенком, напишите себе списочек (шпаргалку) "Какие прекрасные качества есть у человека?"

Для того, чтобы легче было назвать ребенку то, что он сейчас использует, проявляет. Например: доброжелательность, щедрость, заботливость, терпеливость, приветливость, благодарность и т.д.

Видя и называя качества ребенка, вы помогаете ему создать свой позитивный образ "Я", на который ему будет легко опираться, преодолевая трудности на своем пути. Позитивная самооценка поможет поддерживать ресурс ребенку и уверенность в своих силах.

Детский и семейный психолог