Каким должен быть учитель? Обязательно ли ему самому быть самым крутым, самым богатым и самым красивым среди своих учеников? Или следует другие использовать критерии выбора учителя? Интересный вопрос.
Что по этому поводу говорил Будда
На этот вопрос Будда даёт очень конкретный ответ: найдите учителя, который учит зависимому возникновению. Вот Александр Санкин, например, этому учит. Кто ещё учит, мне интересно, из учителей медитации. Поделитесь, если знаете такого. Зависимое возникновение (пратитья самутпада) – это авторская концепция Будды. Может, у вашего учителя медитации она есть не от Будды, а от кого-то другого, или ваш учитель её самостоятельно изобрёл? Насколько я знаю, это отличительная особенность буддизма, ни в каком ином учении этой концепции нет, а без неё в Нирвану не войти. Зависимое Возникновение Условий - это фишка Будды Шакьямуни. Может быть, кто-то из ваших учителей, уважаемые читатели, по наитию её открыл? Знаете ли вы, вообще, такого учителя, кто, как Александр Санкин по методу Будды Шакьямуни, учит зависимому возникновению, то есть причинно-следственной связи? Зачем это знать, зачем этому учиться, можете спросить вы. Почему это такой важный или даже единственный критерий выбора духовного учителя? Потому что, это единственная теория, которая наглядно объясняет, как появляется страдание, как изначально безбрежное и счастливое состояние ума становится потоком тревожного сознания, как этот поток обуславливается всё больше и больше, как становится чувствующим существом, которое рождается, страдает, стареет и умирает в одном из шести миров.
Итак, найдите учителя, который учит не только лишь медитации, но и истинам возникновения и устранения беспокойства. Как у птицы есть два крыла, без которых не может птица ни взлететь, ни летать, ни парить, так и летящий к просветлению человек, парящий в высочайшем потоке медитации в безбрежном небе ума, достигающий свободы нирваны применяет, образно говорю, два крыла. Одно крыло – это мудрость (Дхарма, теория, метод), другое крыло – практика (медитация). Или вот вам другой образ. Представьте, что вы в лодке. Удобно грести двумя вёслами. Одно весло – теория, другое весло – практика. Медитация – хороша, конечно, и приятна, и сама по себе. Но она особенно эффективна, когда применяется в сочетании с мудростью, то есть, с теорией, которая объясняет, как ты попал в этот круг обусловленности, круговерть рождений и смертей, и как из него выйти. Так что, друзья - искатели, выбирайте духовного учителя, который понимает зависимое возникновение и знает путь выхода из него. Но только лишь понимания этого - мало. Ведь, бывает, ты сам понимаешь, но держишь это понимание при себе. Правильный учитель не только сам понимает, но и ученикам своим может простыми словами и яркими образами концепцию зависимого возникновения объяснить, передать драгоценное знание происхождения страдания. И, соответственно, правильный учитель покажет вам, где выход из колеса Сансары за счёт ваших практических действий. Чтобы вы не страдали бесконечное количество кругов бега по граблям, и не ожидали спасения от кого-то со стороны, а за счёт своих собственных усилий и навыков вышли из этого порочного круга существования на свободу. Когда правильный учитель покажет тебе, какие именно навыки следует развить и как их применить, ты легко и в конкретный срок выходишь из круговорота рождения и смертей, преодолеваешь всякое беспокойство, преодолеваешь рождение, старение и смерть и обретаешь полное и окончательное просветление. Хочу подчеркнуть, не когда-нибудь, в неопределённом будущем, не в следующей жизни, а уже через 8, например, недель, осознанной практики вступаешь в Нирвану. Именно такую, друзья, я даю гарантию ученикам моего нового курса по саморазвитию Река Жизни. Ученик Будды Шарипутра, согласно сутре Анупада, сделал это за 14 дней. Методика известна мне. Теория изучена мною и понятна мне. И вам могу лёгкими для понимания словами объяснить. Разложить по полочкам. Наглядно, на пальцах, что называется показать. Вот это и есть моя главная отстройка от других учителей, от очень даже известных учителей - моих конкурентов на новом для меня рынке саморазвития, просветления и личностного роста. В этом - моё обещание прилежным ученикам. В этом - значение выбора правильного учения. Не в неопределённом, как у других учителей, не владеющей данным методом, и в не просто обозримом будущем, а в самом ближайшем будущем, в конкретный срок правильным учителем указывается конкретный срок вашего пробуждения. Не просто практика ради практики, не учение ради учения. Как Будда говорил, Дхамма – это не самоцель. Дхамма - это средство, инструмент. Дхамма - это плот, который служит конкретной задаче - пересечь реку, например, преодолеть водную преграду. Перебраться на другой берег. Это очень практичная вещь в теории взаимозависимого возникновения. Именно это следует знать и именно этому учить, и тогда ты попадёшь, как Александр Санкин, в список учителей, которых рекомендовал Будда.
Поспорю с Артуром Сита
Есть в Ютубе такой духовный учитель, Артур Сита. Он мне с первого взгляда понравился. Красиво выглядит и говорит красиво. Я его считал просветлённым мастером, цитировал. Да и до сих пор цитирую. Есть, что взять у Артура. Интересные он даёт формулировки о просветлении, полезные даёт советы людям, и он очень популярен, судя по количество просмотров его видеороликов и комментариев к ним. Вообще, к моему удивлению, когда я вышел с моим новым курсом Река Жизни на рынок сатсангов, тренингов саморазвития и личностного роста, оказалось, что запрос на просветление очень востребован. Есть так много, оказывается, замечательных просветлённых (на первый взгляд) мастеров, или мастеров, позиционирующих себя, как просветлённые. Вот и наш Артур Сита – один из самых ярких представителей таких учителей, которые профессионально обучают людей просветлению. Я, правда, не знаю, обучает ли он просветлению или просто прикольно отвечает на вопросы. Хочу посмотреть на учеников Артура, достигших просветления. Дело в том, что я недавно смотрел видеозапись его онлайн -трансляции, и по ответу на один из вопросов, который был задан Артуру, я понял, что он пока ещё не совсем просветлён. Конечно, очевидно, что у него были какие-то проблески, но и есть многоуважаемому Артуру над чем ещё работать. При всем моём уважение к коллеге, к этому прекрасному, популярному, красноречивому и радующему глаз мастеру, прямо укажу на ошибку Артура – он, на один из вопросов, заданных ему "что вы думаете о методе такого -то", ответил в таком духе, что, мол, выбирайте учителя, который выглядит так, как то, чему он учит.
Интересно, что многие разделяют этот весьма поверхностный взгляд. Например, относительно моей мирской профессии (я методолог продажи недвижимости аукционным способом и системы агента - миллионера, из обычных риэлторов я делаю риэлторов - миллионеров), многие мыслят так же, как Артур Сита: если ты учишь, как стать миллионером, а сам не миллионер, то это по меньшей мере, странно. Нет, мол, доверия к твоим словам, ты – плохой учитель. Такова мирская логика. Если ты учишь, как быть богатым, а сам - не богат, ты - плохой учитель. Или, учишь быть стройным, а у самого - животик. Учишь, как быть красивым, а сам не красивый и т.д.
Вот, мол, посмотрите на меня, я такой красивый и так молодо выгляжу, вот у меня надо учиться, а не у кого-то. И Сита привёл пример людей, которые выглядят на свой возраст, а учат омоложению. То есть, его принцип - смотрите на учителя и задавайте себе вопросы, а почему он сам не такой. Этот ответ на вопрос, как выбирать учителя, - широко распространён, он прямо - таки лежит на поверхности, но он неверный. Я знаю это по своему опыту. И опыт других людей подтверждает порочность суждения Артура Ситы. Например, на днях я делал эфир в Инстаграме с Сергеем Шуликом, создателем сервиса Макромир – агентства недвижимости номер один в России. Я рассказал ему эту историю, а Сергей и говорит: «Я не согласен, что нужно смотреть на тренера, как он выглядит, чтобы его оценить как тренера, потому что, когда я занимался баскетболом, у нас был замечательный тренер, который подготовил очень много успешных учеников, но он был ростом 1 метр 52 сантиметра". Можете себе такое представить? Человек маленького роста учит двухметровых баскетболистов. По поверхностному мнению Артура, который никогда не видел этого учителя, коротышка - плохой учитель для баскетболистов. Хотя, по прямому свидетельству Сергея, ученика данного учителя, это очень даже хороший учитель.
Я ещё привёл в нашем диалоге с Сергеем Шуликом такой пример, как знаменитый тренер личностного роста Тони Роббинс. Задолго до того, как Тони стал тренером номер 1 в мире, один из первых его заказов на обучение, как вспоминает Тони, был заказ от армии США научить солдат стрелять. Интересно, что сам Тони Роббинс не умел стрелять или плохо стрелял, но он стал этому обучать других. Как такое может быть? А он сначала со стороны наблюдал за лучшими стрелками и подмечал, как они это делают. Выработал методику – что нужно делать, как целиться, как настраиваться и т.д. И выдал готовое решение. Уловил главное, описал метод. И, вот те раз, кто этому методу следует, становится хорошим стрелком, хотя автор метода плохо стреляет. Потому что, настоящий дар самого известного и высокооплачиваемого тренера в мире, Тони Роббинса - в умении увидеть закономерности. Тони просто отличный методолог. Методологу не обязательно самому уметь стрелять. Ему достаточно понаблюдать за теми, кто делает это очень хорошо и увидеть в их действиях некую систему и научить этой системе других.
Поэтому не так нужно выбирать тренера, как думают обыватели, и как учит "просветлённый" Артур Сита – посмотри, мол, какой он сам, и чему же он может тебя научить. На самом деле, не на тренера следует смотреть, а на учеников этого тренера! Вот этого, скажи, я привёл к просветлению – если ты просветлённый мастер, вот этот просветлел, потому что он следовал моей методике. Как ставит Будда в Анупаде Сутте всем в пример Шарипутру, достигшему просветления за 14 дней, потому что тот следовал методике (которая не секретна, методика подробно описана в этой же сутре и в других сутрах Палийского Канона). И многих других показывал Будда произведённых им архантов, прилежных учеников, достигших просветления. Если ты – тренер по продаже недвижимости, покажи свои звёзд - учеников. Я вот могу показать свой продукт, своих агентов - миллионеров. Это, например, Александр Хохлов, Ирина Прохорчук, Светлана Улицкая, Армаис Оганезов, Юрий Плоскина, Михаил Зинкин, Елена Баликоева, Модест Сагитов, Олег Свиридов и много ещё кого могу показать критикам. Причём, что интересно, если ты тренер, ты можешь вообще не закрыть ни одной сделки в жизни, и при этом, разработать замечательный метод продажи недвижимости. Как это сделал, например, Билл Эфрос. Ну, ко мне это, правда, не относится, как практик, за свою карьеру агента я более 500 сделок закрыл, и моим любимым аукционным методом, в том числе, продавал. Но теперь у моих звёзд - учеников, если говорить об аукционном методе, сделок гораздо больше, чем я сам закрыл. Более чем на 56 миллиардов рублей продали они уже недвижимости. И я горжусь тем, что есть у меня ученики, которые превзошли меня в деле продажи недвижимости. Потому что, если бы не превзошли, я был бы плохим тренером. То есть, если ты – тренер агентов-миллионеров, покажи своих агентов-миллионеров. Я могу их показать. А если ты тренер, который учит просветлению, покажи мне твоих просветленных учеников. Пока ты самый крутой среди своих учеников, ты ещё не тренер. Ты что-то знаешь об этом, у тебя, наверняка, были проблески, но ты не можешь пока ещё других этому научить. Вот как -то так. Присоединяйтесь, друзья, к моей новой школе саморазвития Река Жизни, станьте моими историями успеха. Этот будда ищет своего шарипутру. Метод есть у меня, спасибо принцу Гаутаме. Победоносный метод, правильная теория имеют большое значение, потому что высока цена ошибки. Можно и 20 лет потратить на медитацию, а к Ниббане ни на миллиметр не приблизиться. Так что, выбирайте учителя правильно.