Edtech в новой реальности. Как успели измениться компании во время коронавируса

29 April
Photo by Annie Spratt on Unsplash
Photo by Annie Spratt on Unsplash

На первой лекции Акселератора ED2 мы провели открытую дискуссию на тему того, как молодые edtech компании чувствуют себя в период коронавируса. Обсудили, какие коррективы внес режим самоизоляции в развитие бизнеса и какие решения помогли адаптироваться к новым реалиям.

В качестве спикеров выступили развитые edtech-проекты из трех областей: дополнительное взрослое образование в лице школы данных SkillFactory, дополнительного детского образования – школа программирования для детей и подростков Кодабра и корпоративного образования в сегменте B2B – проект ТренингСпэйс.

Проект Кодабра до режима самоизоляции существовал только в очном формате; пришлось за одну неделю полностью «пересобрать» продукт и запустить онлайн-курсы. Но, в то же время, в сфере детского дополнительного образования ситуация неоднозначная. Экстремальная цифровизация на руку edtech-компаниям, и дает возможность продавать школам свои продукты. В то же время идет тотальная неприязнь со стороны родителей к онлайн-образованию. Петицию против дистанционного обучения подписали уже более 200 тыс. человек.  

«Выручка уменьшилась в 1,5–2 раза, но я всe же рада: это лучше, чем терять 90% от выручки в день», – говорит Дарья, основатель проекта. 

Люди, которые потеряли работу не бегут сразу осваивать новую профессию. И скорее всего продолжат сидеть на финансовой подушке, либо пойдут искать работу в том сегменте, где работали раньше.

Несмотря на падающий рынок, Дмитрий Турилин, фаундер SkillFactory, рассказал, что в 2020 году в планах проекта вырасти в 5 раз. Команда верит, что кризис – время возможностей. В планах проекта масштабироваться и выйти на новые аудитории.

Тамара Кочарова, основатель проекта ТренингСпэйс, показала пример того, как edtech компания может расти в условиях пандемии. Проект реализует образовательные программы для корпораций. За время коронавируса выручка по отдельным проектам выросла 5–10 раз. По словам Тамары корпорации сейчас начали уделять больше внимания онлайн-образованию: с одной стороны возможность очных тренингов просто отвалилась, с другой, онлайн-обучение - способ сократить расходы. Как результат, корпорации перенесли большую часть очных программ в онлайн.

По словам генерального директора ED2 Натальи Царевской-Дякиной, в текущей реальности нет экспертов по будущему, мы можем ориентироваться только на события сегодняшнего дня и рассчитывать только на свои силы.

На рынке образования появились новые факторы, с которыми надо не просто считаться, а перестраивать бизнес под их влияние.
Первое, это внезапная и тотальная диджитализация и переход всего образования в дистант, второе – не менее внезапное, наступившее через месяц отторжение онлайн-формата, т.к. оказалось, что дети перегружены им в школьной программе и на дополнительное энтузиазма не остается. В-третьих – резкое падение покупательской способности, как у населения, так и компаний, которые быстро сократили расходы на корпоративное образование.
Edtech-компании лавируют между факторами новой реальности, как корабли в шторм. При этом некоторые смогли быстро справиться с ситуацией и даже вырываются вперед.

Пандемия внесла свои коррективы в существовавшие до нее тенденции развития рынка, и бизнес оказался в состоянии полной неопределенности. Каким будет рынок edtech после коронавируса представить сложно. 

Сейчас время, чтобы пробовать новое, экспериментировать, искать принципиально другие пути развития бизнеса, несмотря на возможные риски. Стартапы, которые только выходят на рынок, будут конкурировать с теми компаниями, которые сформировались в совершенно других условиях. Молодым компаниям будет легче адаптироваться к новой ситуации в мире, легче развернуть продукт к новым потребностям аудитории.