Нам нужно расстаться: как и почему списывают автомобили Почты России

27 October 2020

Последние пару дней широко обсуждается пост фотографа Александра Сашенкова, который «обнаружил» в Москве закрытую стоянку с выведенными из эксплуатации машинами Почты России. Мы признательны Александру за подсказку бреши в безопасности объекта, хоть и просим его и других не повторять этот опыт вновь и не нарушать закон. Тем не менее, пост Александра с красивыми осенними кадрами побудил нас рассказать, сколько в среднем эксплуатируются машины в автопарке Почты, по каким причинам их отправляют на покой и что с ними происходит дальше.

Нам нужно расстаться: как и почему списывают автомобили Почты России

У Почты России огромный автопарк. Немного цифр: нам нужно около 17000 автомобилей, чтобы доставлять вам 2,5 млрд писем, почти 700 млн посылок и мелких пакетов, 600 млн печатных изданий в год. В год машины Почты России преодолевают 581 миллион километров, почти что два маршрута до солнца и обратно (1,94, если быть точными).

В этом году мы пополняем свой автопарк 6 тысячами новых машин и надеемся, что каждая из них прослужит подольше. Из этих машин небольшая часть как раз заменит выбывшие, но в большинстве своем они нужны в связи с увеличением объемов почтового обмена – посылок становится больше и возим мы теперь чаще чем раньше.

Каждая из этих машин требует ухода. Мы видим, что в небольших городах и сельской местности машины, как правило, живут дольше, чем в мегаполисах. Это объясняется менее интенсивным движением и меньшим количеством так называемых «старт-стопов», которые не очень любят машины. Автомобили из южных регионов, где меньше снега, осадков и коррозий, также живут дольше своих северных коллег.

В общем, у каждой из машин есть свой, заранее известный срок службы в Почте. Пока что лишь один автомобиль из всего парка стал удивительным исключением, но об этом позже.

Главная причина, по которой мы не можем эксплуатировать машины вечно – очевидно, безопасность. Мы должны быть уверены, что выпускаем на дорогу исправный автомобиль, который не станет причиной проблем для остальных участников дорожного движения. У логистических компаний есть для этого специальный термин – техническая готовность, которую все, и Почта России в том числе стараются поддерживать на уровне 85-90%.

Кстати, если средний срок службы автомобиля по всей России составляет восемь лет, то в Москве и других крупных городах он заметно короче. Дело в том, что в мегаполисах каждая из поломок непременно вызывает пробки. Поэтому мы сознательно списываем автомобили заранее, не дожидаясь их внезапного отказа.

Вторая причина, экономика. Собственно, так мы и расстаемся с машинами. Они регулярно проходят ТО, замену расходников и ремонт. Однако в какой-то момент становится понятно, что обслуживать машину становится уже невыгодно, когда стоимость ремонта, допустим, двигателя или коробки передач превышает остаточную стоимость.

И тогда мы понимаем, что с автомобилем пора расставаться. Он отправляется на одну из стоянок (где, увы, из-за сложностей с бумагами и регламентами может провести больше года). И дальше его либо утилизируют, либо реализуют.

Такую стоянку вчера и увидели многие в посте фотографа Александра Сашенкова. Машины на той стоянке в среднем проехали около 505 000 километров каждая, некоторые больше миллиона километров. Всего там 103 машины разных марок, в большинстве своем они были выпущены 10-12 лет назад. Эти машины ждут решения своей дальнейшей судьбы – их оценка пройдет в ноябре, далее те, у которых уже нет шанса продолжать движение, пойдут в утилизацию, а все остальные в конце ноября и декабре уйдут с аукционов на открытых площадках (Российский аукционный дом, РТС-тендер и Сбербанк-АСТ). Оповещения об аукционах мы разместим на сайте Почты в ленте новостей.

Утилизация позволяет нам сдать старый автомобиль и получить скидку при покупке нового по госпрограммам.

Реализация сложнее. Независимые эксперты оценивают минимальную стоимость машины, и она выставляется на аукцион. Машины продаются по всей стране. Как правило, люди покупают их под восстановление, и дальше либо оставляют себе, либо находят способ перепродать. На аукционах хорошо покупают ремонтопригодные машины – например, отечественные УАЗ «Буханка» популярны у деревенских жителей, а также годятся для поездок на охоту и рыбалку. Еще хорошо покупают Volkswagen Caddy, поскольку запчасти для неё есть в каждом магазине. Еще хорошо покупают Mercedes.

Собственно, об этом мы и обещали рассказать в начале истории. В автопарке Почты есть автомобиль Mercedes, покрывший все мыслимые и немыслимые рекорды эксплуатации. С 2005 г. он работает в Орехово-Зуевском районе, и сейчас его пробег уже превысил 1 млн км. Другие машины из той давней закупки уже либо утилизированы, либо проданы. Тут же удачное стечение обстоятельств – и исходное качество сборки, и маршрут большой протяженности почти без остановок, и наличие запчастей. И, наверное, главное – забота экипажа, уже больше десяти лет работающего на этой машине.