Фансервис в аниме

11 May
9,2k full reads
3 min.
17k story viewsUnique page visitors
9,2k read the story to the endThat's 54% of the total page views
3 minutes — average reading time

Что первое приходит в голову, когда вы слышите слово фансервис? Наверняка сразу вспоминаются полуобнаженные девушки и панцу-шоты. Но к фансервису относится и многое другое.

Что такое фансервис и для чего он нужен?

Фансервис — прием, предназначенный для привлечения внимания зрителя (дословно — «обслуживание фанатов»). Это сцены, визуал или отдельные объекты в кадре, иногда отсылки, целые серии или арки, направленные на удовлетворение эстетических потребностей какой-либо группы фанатов. Фансервис, как правило не влияет на сюжет. Зрителю дают то, что он хочет увидеть, будь то бронелифчики, гигантские роботы или отсылки и пасхалки.

Фансервис давно является неотъемлемой частью аниме-индустрии, да и мировой поп-культуры в целом. Он увеличивает продаваемость продукта. Фансервис рассчитан на определенную целевую аудиторию.

То есть, в сенене или сэйнене (для зрителей-мужчин) фансервисом будет сексуализированный дизайн героинь. Например, откровенные наряды женских персонажей в «Килл ла килл» — часть фансервиса.

И наоборот, для женской аудитории фансервисом будет дизайн некоторых мужских персонажей. Так, в аниме «Вольный стиль» множество сцен демонстрируют идеальный мужской торс и мускулатуру. При этом важно понимать, что если герой просто красивый — это не фансервис. Другое дело, если он специально сексуализирован, и на этом акцентируется внимание зрителя.

Виды фансервиса

Фансервис эротического типа

Пляжные эпизоды есть практически в каждом аниме-сериале. А там, где пляж не предусмотрен сюжетом и сеттингом, на помощь придут горячие источники или бани. «Гуррен Лаганн» усидел на двух стульях: в первом сезоне — источники, во втором — пляж. Это пример фансервиса эротического типа.

В аниме «Повелитель тьмы: другая история мира» есть множество женских персонажей, чей дизайн предполагает минимум одежды. Пикантные ракурсы подчеркивают достоинства девушек. Задействованы и различные фетиши — например, тентакли.

Тентакли — популярный фетиш
Тентакли — популярный фетиш
Тентакли — популярный фетиш

Вспомните близняшек Рем и Рам в «Ре:зеро», Мейлин из «Темного дворецкого». Что их объединяет? Костюмы горничных! Это тоже фансервисная деталь, играющая на распространенном фетише.

У женских персонажей аниме «Школа мертвецов» детально анимирована физика груди. В некоторых сценах это доходит до абсурда, но со своей задачей фансервисный элемент справляется — внимание зрителя приковано к экрану.

Отсылки

Аниме-сериал «Не моя вина, что я не популярна» известен во многом благодаря огромному количеству отсылок. В этом шоу есть отсылки к «Атаке титанов», «Евангелиону», «Меланхолии Харухи Судзумии» и др. Отсылки внедряются разными способами: это и пародия на культовые сцены, и детали вроде плакатов в комнате главной героини. Например, сцена, где героиня ищет что-то в интернете — пародия на сцену из «Тетради смерти».

Отсылки, референсы, пасхалки, мемы — тоже часть фансервиса. Это метаязык, на котором шоу говорит со зрителем. Согласитесь, всегда приятно осознавать, что ты понял отсылку. А отсылки к «ДжоДжо» настолько популярны, что превратились в мем!

«Безумный азарт» — аниме про азартные игры. Их здесь множество видов: от карт до русской рулетки. Когда в сериале демонстрируют детали азартных игр (реально существующие комбинации ходов, карты определенного типа) — это отсылка, которую поймут и оценят игроки. Но при этом само наличие азартных игр в сериале — не фансервис, а часть сюжета.

«Безумный азарт»
«Безумный азарт»
«Безумный азарт»

В одной из серий аниме «Hyoka» главные герои косплеят Вокалоидов. Это отсылка на одноименный проект, популярный во всем мире. Самый узнаваемый образ — Хатсуне Мику.

Фан-продукция

«Гандам» — культовое меха-аниме. Сериал детально показывает, как устроены и как функционируют роботы. Из-за того, что принцип работы механизмов важен для сюжета, эти подробности нельзя считать фансервисом. Но по мотивам франшизы производится множество игрушек, фигурок и прочей фан-продукции.

Отдельные сцены и целые аниме после релиза выпускают на Blu-ray и DVD, что позволяет смотреть в хорошем качестве, которое не могут предоставить большинство цифровых сервисов. Так, фильм «Дитя погоды» выпущен на Blu-ray в 4K Ultra HD-качестве с английскими, японскими и китайскими субтитрами.

Аниме «Актеры ослепленного города» — часть Kagerou Project, основанного на песнях Вокалоидов. Опенинг этого сериала был выпущен отдельно — в качестве DVD-сингла. Это тоже часть фан-продукции.

Список можно продолжать еще долго. Сколько потребностей и интересов у целевой аудитории — столько и видов фансервиса.

Как сценаристика относится к фансервису

Мнения среди сценаристов расходятся. Есть когорта тех, кому категорически не нравится фансервис. Некоторым сценаристам, напротив, по вкусу над ним работать. Главное, помнить, что это важная часть индустрии. Некоторые студии держатся на плаву в основном благодаря фансервису. Отдельные слабые шоу выезжают только за его счет. Задача хорошего сценариста, который пишет фансервис — сделать его органичным для шоу.

Как отличить плохой фансервис от хорошего?

Часто это граничит со вкусовщиной, но можно сказать так: если фансервис выполняет свою функцию (привлечь внимание аудитории) и при этом не нарушает логику происходящего — это хороший фансервис. Пример — дизайн Йоко в «Гуррен Лаганне». Ее наряд не противоречит характеру персонажа, а сцены, демонстрирующие прелести Йоко, не отвлекают от сюжета.

И наоборот, фансервис ради фансервиса — плохое решение. Аниме «Макен-ки!» часто забывает о сюжете, демонстрируя бесконечные фансервисные сцены, из которых и состоит почти весь сериал.

«Макен-ки!»
«Макен-ки!»
«Макен-ки!»

Плохой фансервис

В гаремниках «Повседневная жизнь с девушкой-монстром» фансервис сосредоточен на разнообразии дизайнов героинь, удовлетворяющих различные фетиши. Здесь есть и гарпия, и ламия, и кентавр, и девушка-слизь — на любой вкус. Вряд ли зритель приходит сюда в поисках глубоких мыслей и захватывающего сюжета.

Вспомните нашумевшее аниме «Милый во Франксе». Система пилотирования роботов здесь — очевидная аллюзия на секс. В ущерб сюжету и логике сериал со всех сторон демонстрирует эту аллюзию. Попытка выдать фансервис за нечто осмысленное и глубокое — тоже признак плохой работы сценариста.

Робота пилотируют, а вы что подумали?
Робота пилотируют, а вы что подумали?
Робота пилотируют, а вы что подумали?

Хороший фансервис

Фансервис эротического плана бывает качественным. Пример тому — персонаж Фэй Валентайн в сериале «Ковбой Бибоп». Ее дизайн отражает характер: Фэй — мошенница и картежница, она уверена в себе и знает, что ее красота впечатляет мужчин. Откровенная одежда позволяет ей соблазнять преступников — и привлекать внимание зрителей.

Фансервис в «Килл ла килл» тоже не вредит развитию героев и соответствует общему тону сериала с его пафосом и гротеском.

Ненавязчивые отсылки к другим аниме и западной культуре — пример хорошего фансервиса. В одной из сцен «Сатаны на подработке» можно увидеть баннер с Гарри Поттером. А в «Гуррен-Лаганне» мелькает Сквидвард из «Губки Боба».

Найдете Сквидварда?
Найдете Сквидварда?
Найдете Сквидварда?

Как правильно писать фансервис

Фансервис создается на этапе сценария. Но как это происходит?

В первую очередь, вам нужно исследовать целевую аудиторию. Изучите ее основные дневные активности (школа, университет, работа, тренировки и др.), интересы, жизненные цели, влечения. А также смежные нарративные формы, которые нравятся ЦА — книги, фильмы, игры.

Далее следует определить, что из этого пересекается с вашей историей. Например, целевая аудитория любит огромных роботов, которые есть в вашем произведении. Это точка соприкосновения, которую можно использовать в фансервисе.

Исследовав распорядок дня ЦА, определите, на что можно направить фансервис. Так, если вы хотите сделать фансервис с красивыми девушками, а ваша основная аудитория — школьники, то можно поиграть со школьной формой героинь. Или изучить фетиши, популярные у выбранной ЦА, и задействовать их.

Школьная форма в аниме «Чудачество любви не помеха»
Школьная форма в аниме «Чудачество любви не помеха»
Школьная форма в аниме «Чудачество любви не помеха»

Допустим, вы знаете, что в интересах ЦА — боевые корабли. Этой информации мало. Нужно уточнить: зрителям нравятся сами бои или техническое устройство кораблей? Фансервис пишите уже на основе этой информации, чтобы не тыкать пальцем в небо.

Что делать после того, как досконально изучили аудиторию? Напишите художникам техническое задание, в котором укажите ЦА и их предпочтения. Не ограничивайтесь сухими фразами типа «ТЗ — большая грудь», введите художника в круг интересов и предпочтений зрителя.

Не забудьте в сценарии помечать блоки, предназначенные для фансервиса! Иначе режиссер или постановщик могут вырезать эти блоки, посчитав ненужными.

Делайте акценты. Написав обычную сцену, можно сделать акцент на фансервисную деталь: например, указать марку машины.

Спортивный автомобиль Мисато Кацураги в «Евангелионе»
Спортивный автомобиль Мисато Кацураги в «Евангелионе»
Спортивный автомобиль Мисато Кацураги в «Евангелионе»

Не забывайте, что фансервис не должен нарушать логику повествования и отвлекать от сюжета. То есть, если вы вставите филлерный пляжный эпизод туда, где его по сюжету никак быть не может — это плохой фансервис. А если этот эпизод позволит создать воздух между эпичными арками, даст отдохнуть персонажам и зрителю, да еще и раскроет характеры персонажей — значит, вы справились.

Фансервис — не раковая опухоль индустрии. Это прием, инструмент, и если сценарист умеет им пользоваться, он может порадовать и привлечь зрителя не в ущерб произведению.

Автор: Мария Гринкевич

Редактор: Дмитрий Шрамко

Источник

#animation#animationschool#anime#аниме#анимация