Что такое ТРИЗ? Основные понятия.

3 April
Что такое ТРИЗ? Основные понятия.

Дорогие почитатели ТРИЗ!

Если вы читаете эту статью, значит, вам действительно важно знать, что такое ТРИЗ, что она в себя включает и какую связь имеет с ТРИЗ-педагогикой.

Позвольте коротко и доступно, с примерами, рассказать.

ТРИЗ

Аббревиатура, значение которой Теория Решения Изобретательских Задач. Точной даты её создания нет (её не указывал и автор теории), но в основном, источники и соратники создателя науки о творчестве указывают на 1958 год.

Автор ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер, сов. изобретатель, учёный, педагог, писатель.

А теперь представьте, вы изобретатель-инженер. Вам нужно решить очень важную производственную проблему. Вы не знаете, как к ней подступиться, ну потому что ни разу с подобным не сталкивались в своём опыте и….пробуете решить…пробуете ещё …пробуете разное. Что-то работает, что-то не очень, а что-то совсем никуда не годится.

Может быть сделать, как Иван Иваныч из г. Челябинска? Или лучше, как Петр Денисович из Благовещенска, у него вроде похожая ситуация была или нет?! А время идёт… Знакомая ситуация?

Подобное часто встречается и в жизни или, когда «знаток» ТРИЗ предлагает решить ту или иную задачу/проблему и говорит: «А ну-ка, тризовцы, пораскинем мозгами, встрепенёмся и решим задачу в стиле ТРИЗ…предлагайте решения! У кого креативней и необычней, -тот молоток! А у кого больше идей – тот кувалда!...».

В целом, это всё называется МПиО (Метод Проб и Ошибок). То есть, вы, конечно, задействуете вариативность мышления (и это хорошо), вы размышляете, но ТРИЗ здесь нет. Простите, но даже «в стиле ТРИЗ» здесь нет.

Что же сделал ГСА (Г.С. Альтшуллер)?

Он изучил совместно со своим соратником около 4000 патентов и авторских свидетельств, которые помогли ему сформировать/открыть основные законы изобретательства (они систематически повторялись и их нужно было собрать, оформить, домыслить, сформулировать). Теперь процесс изобретательства стал управляем! Это может делать любой инженер, освоивший ТРИЗ, ведь есть система.

Кажется, пока всё понятно. Осталось узнать, что же это за законы изобретательства. Это важно, иначе любой из вас положит в основу понятия свои домыслы.

Итак, это:

1. ЗРТС , это Законы Развития Технических Систем.

2. АРИЗ, это Алгоритм Решения Изобретательской Задачи

Вот ваш телефон. Он сейчас, скорее всего в руке или рядом с вами. Только подумайте и представьте, его появление можно было «предсказать», если бы вы знали эти законы.

Всё потому, что каждая техническая система развивается по определённым правилам, законам. Вы же знаете, что если надуете шарик гелием, то он улетит, правильно? Это закон. Так и здесь.

Возьмём утюг.

Был раньше какой? – какая-то палка деревянная, так называемый рубель, которой колотили по белью (помните, фильм «Вечный зов» и главную героиню в 1 серии?). Что было в ней(палке) не так? Какие были недостатки?....Они очевидны, верно?

Так вот, устраняя недостатки системы, вы и переходите на следующий уровень её развития. Есть законы этих переходов. Они прогнозируемы.

Помните утюг железный с углём внутри?

Какие у него недостатки?...Тоже очевидно. Устраним? -> новое изобретение. Мы учитываем законы развития технических систем, эффективно применяем приёмы разрешения противоречий для устранения недостатков. Так развивается любая искусственная система.

Недостатки систем устраняются с помощью построения ИКР (идеального конечного результата, поиска ВПР (вещественно-полевых ресурсов), формулировки противоречий и их разрешения с помощью 40 (+10) приёмов и 4 методов, учитывая ЗРТС.

Есть ещё множество других инструментов: 76 стандартов, в основе которых модель задачи строится в виде веполя, причинно-следственный анализ, потоковый анализ, функциональный анализ и другие, которые тоже помогают решить проблемную ситуацию.

Постараюсь объяснить основные вышеперечисленные термины, чтобы вы знали, понимали в будущем, где есть какой "зверь", а где заблуждение по незнанию и неопытности.

ВПР, вещественно-полевые ресурсы

Что это?

Есть горячее молоко в кружке. Ребёнок хочет его выпить. Ай! Горячо. Что делать? Горячее выпить не сможет, а сил терпеть нет. Хочется пить и пить нельзя. Что вы сделаете?

Вы будете искать то, с помощью чего сможете быстро остудить молоко. Это и будут ресурсы!

ВПР может быть ЧЕМ или КЕМ угодно. Время, воздух, ваше настроение, эмоции, органы чувств, да и вся утварь, что находится вокруг. А в-первую очередь – ресурсы ребенка и молока, потому что именно они не хотят жить дружно, они конфликтуют между собой.

Это называется конфликтующей парой (КП).

Вот и решите эту задачу с помощью поиска ВПР.

Обратите внимание, что здесь вы ищете ответ не с помощью МПиО, а с помощью ресурсов. Находите несколько, определяете оптимальный, выгодный, безопасный, быстрый и почти всё! А решений будет много.

ИКР, идеальный конечный результат

Всё происходит САМО.

Вот такое волшебство. Только не нужно понимать это буквально. Молоко САМО не остынет. Нет, оно, конечно, остынет, но через 5 минут, а не через 30 секунд, как вам необходимо.

А вот через 1 минуту оно с помощью холодной воды в чашке остынет САМО, верно?

САМО – вектор, идеальный ответ. Осталось только найти нужный ресурс и подставить его к ИКР. Всё получится.

Например, ресурс – две чистые кружки. Подставляем ресурс к ИКР.

Получаем – Молоко САМО с помощью двух кружек остывает. Как это?...

Или ресурс – блюдце. Подставляем. Молоко САМО с помощью блюдца остывает. Как это?... (приём дробление – малую часть молока выливаете на блюдце и так далее)

Ресурс ребёнка – органы чувств, эмоции, страх. Подставляем. Думаем.

Как может помочь?...

Функция, функцию имеет каждая искусственная система.

У вашего утюга есть функция – он деформирует (разглаживает) и нагревает бельё. Это его главные функции, т.е. то, для чего его и придумали.

Уберите главную функцию объекта, и он станет ненужным:

кружка раскололась – пить чай невозможно, т.е. она больше НЕ удерживает воду, а ее разделяет и направляет;

ботинки порвались – от грязи не защитят, т.е. они больше не задерживают и направляют грязь и не задерживают тепло человека, верно?

Нам не нужны объекты, нам важны функции (работа), которые они выполняют.

Знаю, вы сейчас можете сказать, что кружку с трещиной можно применить там-то и там-то. Безусловно! Но это уже другая песня. Вы её используете в качестве ресурса и даёте ей другое назначение.

Если ваша сломанная кружка будет теперь вазой для сухих цветов, значит, её главная функция тоже изменилась – кружка удерживает цветы или украшает комнату. Это и есть её работа.

А если она расколется на части, то нет вашей «вазе», нет главной функции, а значит и объект вам не нужен для прежней работы. Но можете измельчить кружку в крошку и использовать, например, как образив. Тогда и функция изменится.

Это, думаю понятно. Так можно с детьми играть. Вот я вам и игру придумала находу.

Веполь объяснять не буду, он вам не нужен на данном этапе. Просто знайте, что он есть и это ТРИЗовский инструмент. Он помогает углубиться в проблему, найти то место «зла» и устранить его.

Причинно-следственные связи между объектами или действиями/взаимодействиями важно верно проводить. Законы логики отлично пригодятся. На деле мы частенько путаем одно с другим (причину и следствие).

Например, какое из утверждений верно:

- Если на улице холодно, то я тепло оденусь.

- Если я тепло оденусь, то на улице холодно.

Противоречия в ТРИЗ могут быть физическими и техническими. Здесь много нюансов и их объяснение требует бОльшего размаха. В конце текста я порекомендую книги, где вы сами сможете с ними ознакомиться. Здесь и сейчас важно понять, что противоречия помогают нам понять суть проблемы, обострить её и приблизиться к идеальным решениям.

Добавлю, ребёнок с 6 лет (бывает и раньше) уже может осознанно применять и решать проблемы/задачи с помощью формулировки противоречий, а также некоторых приёмов их разрешения. Это не просто, поэтому ТРИЗ-педагоги часто игнорируют данные инструменты в обучении детей. Лично я на просторах интернет не встречала подобного ни разу. Оно и понятно, МПиО куда проще))

СО – системный оператор

Откуда? Ведь я его не обозначала…Тем не менее затронула невольно.

Пусть не все экраны системного оператора, но всё же.

СО – тоже ТРИЗовский инструмент и очень сильный. Очень!

Резинка для волос – хорошая штука, полезная. Её изобрёл человек, у неё есть главная функция – она удерживает волосы.

Раньше, когда не было теперешней резинки для волос, люди пользовались обычными тканевыми полосками или бумагой, ещё раньше – кожей, сухожилиями..

Теперь вы понимаете, что у каждой этой «резинки» были свои недостатки, их устраняли с помощью разрешения возникших противоречий и появлялось новое изобретение. Всё логично и последовательно.

Что будет потом с резинкой? Как она изменится? Для этого найдите недостатки нынешней резинки…

Например, она «выдирает» волосы, согласны? Как устранить? А для этого нужно построить ИКР, применить ресурсы, сформулировать противоречие и разрешить его с помощью приёмов, учитывая законы развития технических систем.

Что ещё?

Из чего состоит резинка для волос? Это легко!

А к чему относится резинка? Какая группа товаров, проще говоря, выполняет эту главную функцию? …

Конечно, аксессуары для волос. Они все выполняют одну и ту же главную полезную работу - удерживают волосы.

Знаете, зачем я всё это расписывала?

Сейчас мы вместе прошлись по так называемой пятиэкранке технической системы – резинки для волос. Мы рассмотрели её прошлое, будущее, подсистему (из чего состоит) и надсистему (куда входит). Это и есть Системный оператор, только МИНИ.

А теперь представьте, я читаю о подсолнухе. Его рассматривают, как систему, аналогично резинке для волос… КАК??

У подсолнуха есть недостатки? Вы можете их устранить? Вы селекционер? Подсолнух развивается, устраняя противоречия? Он будет постоянно совершенствоваться как любая техническая система? Вряд ли.

Подсолнух (в данном примере) может быть системой в двух случаях:

1. он – природная система и мы его рассматриваем в обычном полиэкране (развитие, чем был-чем стал, где растет, из чего состоит),

2. он – техническая система, если мы ему сами дали назначение. Это важно различать.

Вы сорвали подсолнухи и поставили в вазу. Вы сами дали сейчас назначение подсолнухам. Теперь у них есть главная функция. Они украшают ваш дом! Они вас информируют (пахнут, вы их видите и пр). Теперь уже мы можем рассмотреть их, как подвид украшения в системном операторе.

Подобная путаница может возникнуть из-за незнания инструментов ТРИЗ.

Есть замечательные игры на развитие мышления, воображения, вариативности, смекалки, предприимчивости, но нет ТРИЗ!

Вы спросите, а как же РТВ (развитие управляемого творческого воображения)?

РТВ – это отдельный курс в ТРИЗ. Это подготовительный этап в освоении ТРИЗ. Он помогает преодолевать психическую инерцию, способствует развитию смелого подхода к нестандартным решениям, формирует образно-ассоциативные стили мышления и абстрактное.

А теперь мне осталось лишь сказать два слова о ТРИЗ-педагогике.

ТРИЗ-педагогика – это не методика, её ещё не создали. Многие пробуют, пишут своё, продают за методики, но это пока лишь попытки. Методики пока нет. Есть инструменты ТРИЗ, которые благополучно адаптированы и перенесены в педагогику. Плюс в неё вошли блоки из ТРТЛ (теория развития творческой личности) и приёмы других методик, техник.

Вы очень кратко познакомились с основными понятиями ТРИЗ. Что из этого следует? А следует то, что важно называть вещи своими именами, чтобы не было профанации. Подмена понятий – не лучшая стратегия, но хорошо работает с неподготовленной аудиторией.

Уважайте себя и своих детей!

С глубоким уважением, Екатерина Нехаева.

Список книг по ТРИЗ для взрослых читателей:

1. Г.С. Альтшуллер «Найти идею».

2. Г.С. Альтшуллер, И.М. Вёрткин «Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности».

3. А.В. Кислов «Третий глаз».

4. А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина «Задачи для изучающих ТРИЗ».

5. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман «Изобретатель пришёл на урок», «Месяц под звёздами фантазии».

6. Г.И. Иванов «Формулы творчества».