688 subscribers

Направление 5. Быть гражданином. Для итогового сочинения

1,4k full reads
2,2k story viewsUnique page visitors
1,4k read the story to the endThat's 64% of the total page views
1,5 minute — average reading time

1. Образ человека-гражданина, который подчиняет личные интересы общественным, служит Родине, народу, является основополагающим образом в русской литературе любой эпохи.

2. Человек, борющийся за свободу своей родины, показан в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Свою жизнь он полностью посвятил борьбе против польских панов и упорно защищал православную веру. Будучи атаманом, Бульба всегда поддерживал товарищей-запорожцев. В трудный момент он выступил с речью о товариществе. Чтобы поддержать воинский дух товарищей по борьбе, атаман произнес речь о братстве, напоминая им, откуда взросло их братство и чем оно дорого. В тяжелые времена возникло запорожское товарищество. Это родство, но не по крови, как у родственников, а по духу. Любить свою землю, свою веру, свой язык и защищать всё это. Жить не ради богатства, а ради родных людей и умереть достойно – это честь для запорожцев. И никому из захватчиков не суметь так умереть. Не хватит у них силы волы и силы духа! И действительно, будучи взятым в плен и привязанным к сухому подожженному дереву, он в последние минуты думал не о своем спасении, а о товарищах и кричал им, чтобы они забирали лодки и уплывали от погони.

Таким образом, Н.В. Гоголь показал бесстрашную, сильную духом натуру запорожского казака, истинного гражданина – человека, бескорыстно служившего народу.

3. Человеком с активной гражданской позицией и с прогрессивным мировоззрением изображен Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», – представитель молодой дворянской интеллигенции 20-х годов ХIХ века. По своим взглядам он противостоит фамусовской Москве и объективно и смело оценивает сложившуюся в те годы обстановку.

В одном из монологов «А судьи кто?» Чацкий характеризует представителей «века минувшего» как людей, враждебно относящихся к свободе, к просвещению, к высоконравственной морали. Он задает вопрос, кого можно назвать «отцами отечества», которых нужно принять за образцы. Неужели тех, кто наживает богатство за счет ограбления народа, ведет праздный образ жизни, тех, для кого служба заключается в наградах, чинах? Дворяне «века минувшего» могут своих самых преданных слуг выменять на собак. Эти люди могут «прославить» прогрессивно мыслящего человека опасным и расправиться с ним, например, пустить слух о том, что тот сумасшедший. Так поступили с главным героем комедии - противником крепостного рабства и вообще всякого гнета, чужестранной моды, «покорности и страха». Чацкий жил в то время, когда опасно было вслух говорить о существующих порядках. Он проявлял активность общественной мысли. Его монологи проникнуты высоким гражданским пафосом. Новый взгляд на устройство общества, на государственную службу, образование и на положение народа, его дальновидность и смелый вызов фамусовской Москве делают его человеком с активной гражданской позицией.

Чацкий – новый тип человека в русской литературе. Такие граждане призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Чацкий как гражданин наделен любовью к Родине, к её народу, критическим отношением к окружающей его действительности, независимостью взглядов, развитым чувством национального достоинства. Это общественно значимая личность. Таким людям нелегко отстаивать свои взгляды, но они это делают. И хотя Чацкий вынужден был покинуть Москву, он остался верен своему мировоззрению, и мы можем догадываться, что это будущий декабрист-борец. Существует позиция, что все наладится само собой. Это не про Чацкого, и мы понимаем, что его гражданская позиция по сравнению с фамусовской Москвой гуманнее.

4. О том, что он служит народу, главный герой повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин, и не задумывался. Он просто жил, любил творчество, лес, всех односельчан, старался выполнять порученную ему работу. Он не прагматичный человек, поэтому мог взять за работу минимум. Душа его хотела, чтобы люди почувствовали в окружающем мире гармонию. Он чистил лес. Ездил на конференцию и выступал там, называя природу матушкой всех людей, за которой нужен присмотр, которая нуждается в заботе. Егор очень не хотел, чтобы озеро, которое раньше называлось Лебяжьим, оставалось с нынешним названием – Черное. Поэтому купил пару лебедей, чтобы возродить Сына Кольку старается убедить в том, что их Родина – самая замечательная страна. Погиб Егор от рук браконьеров. Читая повесть, мы чувствуем простоту этого человека, который старался сделать для односельчан только хорошее.

Автор повести, находясь в лесу, вспоминает этого замечательного человека, для которого личный интерес был не главным, и слышит «Егорову жизнь».

5. Вчерашние школьники, герои романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»: Иван Туркенич, Олег Кошевой, Любка Шевцова, Сергей Тюленин и многие другие – с начала Великой Отечественной войны чувствовали себя гражданами Советского Союза и настойчиво искали связи с коммунистами-подпольщиками, затем под их руководством создали комсомольскую организацию «Молодая гвардия». Они расклеивали листовки, так необходимые для поднятия силы духа людей, наказывали предателей, устраивали диверсии в мастерских города. Чтобы люди почувствовали, что страна не сдается, что великие праздники не забыты, молодогвардейцы в праздничную дату вывесили на здании красный флаг, подожгли немецкую биржу труда. Девушки готовили перевязочный материал для раненых. Одна группа нападала на легковые машины с немецкими офицерами, другая уничтожала машины-цистерны с бензином, третья - задерживала немецкие машины с оружием.

Молодогвардейцы, жертвуя личными интересами ради общественных, оставались стойкими до конца и в тюрьме, и во время казни.

6. Написано немало книг о поведении людей во время войны, которые общественные интересы ставили выше личных. В повести Б.Л. Васильева «В списках не значился» лейтенант Николай Плужников, считавший, что не было приказа покидать Брестскую крепость, до конца защищал ее. Оставшись в одиночестве, испытывая невыносимую усталость, он встретил старшину Семишного, который поддержал в нём силы, оставив ему самое ценное – полковое знамя. Обессилев без воды, еды, от постоянного холода, он все равно четко, систематически, как на работу, ходил сражаться в одиночку с немцами и убивал их одного за другим. Когда Николай вышел из катакомб, немцы поняли, что дух его не сломлен и отдали ему высшие воинские почести.

Благодаря таким истинным гражданам, которые без приказа вышестоящего начальства, самостоятельно, в одиночку вели бои в тяжелейших условиях, другие советские люди убеждались в их стойкости, силе духа и сами становились увереннее.

7. Итак, истинный гражданин – это человек, несущий новый взгляд на ситуацию в стране и делающий всё, что в его силах, для пользы народа. Он в конкретных условиях заботится не столько о личной жизни, сколько о жизни окружающих людей и делает это не для славы, не для награды, не для почета. Этот человек сумеет защитить свою страну, если это понадобится.